Радушное общение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Радушное общение » Литературный раздел » Байки, рассказы , истории театральные и не только...


Байки, рассказы , истории театральные и не только...

Сообщений 341 страница 360 из 410

341

"О дружбе дяди Ростика и моего папы вспоминаю одну историю.
Я тогда работал на радио, пришел поздно вечером домой.
Мама мне говорит: «Погуляй с собачкой, а на обратном пути зайди к Плятту и забери оттуда Никулина, он там три часа уже сидит, хватит!»
Они часто встречались, за столом рассказывали друг другу анекдоты.
Захожу к ним – там сидят Никулин, Плятт и Галя Кожухова (супруга актера Алексея Петренко).
Меня пригласили к ним присесть за стол вместе выпить.
В какой-то момент спиртное закончилось.
И Галя предлагает: «Пойдемте к нам, сейчас Петренко приедет со съемок, мы его встретим и там посидим!»
Я смалодушничал и пошел с ними.
Зима.
Плятт после перелома шейки бедра шел с палочкой. Обратно возвращались часа в три ночи.
Иду, веду под руки двух народных артистов СССР и на поводке собачку.
Вести трудно, они в кураже, вырываются.
Вдруг схватили ограждения, которые ставили на обочине от снега, и перекрыли ими Суворовский бульвар.
А сами спрятались за сугробом и хохотали, наблюдая, как машины, доезжая до этого места, разворачивались и ехали обратно.
Пошли дальше.
Вдруг Плятту пришло в голову нарисовать палкой неприличное слово на сугробе.
Надо было видеть, как он с актерской манерностью принялся каллиграфично писать на снегу матерное слово!
Я и отец держим его под руки, а он изображает художника.
Проезжавшие мимо сотрудники ГАИ остановились – не могли понять: кажется им или кино снимают?
Ведь сами Юрий Никулин и Ростислав Плятт усердно трудятся над нецензурным словом!
Когда дошли до дома и свернули в арку, увидели там две фигуры – моя мама и жена Плятта.
В сапогах и в накинутых на ночные рубашки шубах.
Мама, не смотря на отца, скомандовала: «Домой!»
Повернулась ко мне:
«Как тебе не стыдно?! Ведь ты же с собакой!»)   
           
Максим Никулин.

https://a.radikal.ru/a02/2106/d6/4b06e81fc4de.jpg

0

342

«Меня все спрашивают:
- Почему ты так одеваешься?
Это немодно.
А я вспоминаю историю, как в Москву приехал Роберт де Ниро ещё при Советском Союзе (его курировала бывшая жена Миши Казакова Регина, она сейчас в Америке живет).
Андрюша Миронов был в него совершенно влюблен.
Всеми правдами и неправдами договорились, что она де Ниро приведет в гости к Миронову.
Подготовились, чтобы все как у людей — свечки зажгли, надыбали орешки, вырядились.
Даже Кваша Игорек, помню, бабочку надел.
Лето.
Стоим. Ждём.
Приезжает де Ниро - вьетнамки на босу ногу, страшные полукальсоны-полуджинсы белые и майка полуразорванная, наискосок недописанный какой-то «life».
А мы в смокингах».

А  Ширвиндт, "Склероз, рассеянный по жизни".

https://c.radikal.ru/c40/2106/21/c174b3797768.jpg

0

343

Федор Шаляпин любил всевозможные розыгрыши, сейчас бы его назвали мастером «троллинга».
На американской таможне его попросили предъявить золото, не заявленное в декларации.
Его помощник заявил, что такое действительно имеется – у Федора Ивановича золотое горло.
Суровые американские таможенники не оценили русского юмора и предложили Шаляпину просветить горло рентгеном.
Во время его первого приезда в Америку в 1907 г. его встречали не так восторженно, как в Европе.
Разгневанный Шаляпин писал В. Теляковскому: «Америка скверная страна, и всё, что говорят у нас об Америке, – всё это сущий вздор. Говорят об американской свободе. Не дай бог, если Россия когда-нибудь доживёт именно до такой свободы, – там дышать свободно и то можно только с трудом. Вся жизнь в работе – в каторжной работе, и кажется, что в этой стране люди живут только для работы. Там забыты и солнце, и звёзды, и небо, и Бог. Любовь существует – но только к золоту. Так скверно я ещё нигде не чувствовал себя. Искусства там нет нигде и никакого».

Однажды в Чикаго местный миллионер пригласил Шаляпина выступить у него на частном приеме.
Певец запросил неслыханный гонорар – 10 000 долларов. В ответ миллионер заявил, что он согласится только в том случае, если Шаляпин не сядет с его гостями за один стол, а будет петь в саду, в кустах.
Неожиданно певец согласился.
Каково же было удивление хозяина, когда все его гости вышли из дома и собрались в саду, чтобы послушать великого исполнителя романсов и оперных арий.
Шаляпин был твердо уверен в том, что американцы не в состоянии оценить настоящий талант по достоинству, – они часто становятся жертвами рекламы.
Многие из них приходят не послушать его, а поглазеть на человека, который за вечер «делает» 3 тысячи долларов.
Певец высказывал интересные мысли о массовой культуре, которые сегодня стали актуальны и для нашего общества:
«Здесь необходимо постоянно напоминать о себе, иначе публика вас забудет. Американская публика жаждет исключительно безумного веселья; им нужна не трагедия, не драма, не опера; им нужно забыться от дневных забот».
Несмотря на такие непростые отношения с Америкой, Шаляпин получил звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.

https://c.radikal.ru/c19/2106/7d/139c86746bb9.jpg

+1

344

Старые, но все равно смешные истории:

Приезжает Папазян в провинциальный театр - играть Отелло.
И выдают ему
в качестве Дездемоны молоденькую дебютанточку.
Она, естественно, волнуется.
И вот подходит дело к сцене ее убиения.
На сцене такая вся из себя целомудренная кровать под балдахином.
И вот легла эта самая дебютантка за этим балдахином ногами не в ту сторону.
Открывает Отелло с одной стороны балдахин - а там ноги.
Ну - что поделать, закрыл Отелло балдахин и этак призадумался тяжко.
А Дездемона сообразила, что лежит не в том направлении, и перелегла.
Открывает Отелло балдахин с другой стороны, а там... опять ноги!

После чего продолжать трагедию было, как вы понимаете, уже невозможно.

***
Гастроли провинциального театра, последний спектакль в канун Нового Года - трезвых нет.
Шекспировская хроника, шестнадцать трупов на сцене.
Финал.
Один цезарь над телом другого должен произнести фразу:
"Я должен был увидеть твой закат
Иль дать тебе своим полюбоваться".
То есть один из нас должен умереть.
И вот артист произносит:
- Я должен был увидеть твой... - а дальше забыл, надо выкручиваться, а
это же стихи!...
И он таки выкрутился:
- Я должен был увидеть твой... конец! - и задумчиво спросил:
- Иль дать тебе своим полюбоваться?..
И мертвые поползли со сцены...

***

Чайка" Чехова.
В финале спектакля, как известно, должен прозвучать выстрел.
Потом на сцену должен выйти доктор Дорн и сказать: "Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился".
Но сегодня пауза затянулась.
И выстрела нет. Доктор Дорн, видимо, понимает, что что-то произошло, и нужно спасать положение.
Тогда он выходит, долго стоит, все-таки ожидая, что сейчас будет выстрел, но поскольку выстрела по-прежнему нет, он говорит:
- Дело в том, что Константин Гаврилович повесился.
И тут раздается выстрел. Тогда он, еще подумав, произносит:
- И застрелился.

***

В одном из небольших гоpодов театp пpоездом давал "Гpозy" Остpовского.
Как многие, наверно, помнят, там есть сцена самобpосания тела в pекy.
Для смягчения последствий падения обычно использовались маты.
И обычно их с собой не возили, а искали на месте (в школах, споpтзалах).
А здесь вышел облом: нет, не дают, и т. п.
В одном месте им пpедложили батyт.
Делать нечего, взяли, но в сyматохе (или намеpенно) забыли пpедyпpедить актpисy.
И вот пpедставьте себе сценy: геpоиня с кpиком бpосается в pекy... и вылетает обpатно.
С кpиком... И так несколько pаз...
Актеpы с тpyдом сдеpживаются (сцена тpагическая), зpители в тpансе...
В этот момент один из стоящих на сцене пpоизносит:
" - Да... Hе пpинимает матyшка-Волга... "

Актеpы, коpчась, падают, актpиса визжит, зpители сползают с кpесел...

***

На одном из спектаклей "Евгения Онегина" пистолет почему-то не выстрелил.
Но Онегин не растерялся и ударил Ленского ногой.
Тот оказался сообразительным малым и с возгласом:
"Какое коварство! Я понял все - сапог отравлен!" -
упал и умер в конвульсиях.

***
Малый театр.
На сцене Ермолова.
За кулисами выстрел - застрелился муж героини.
На сцену вбегает актер А. Южин.
Ермолова в страшном волнении:
"Кто стрелял?"
Южин, не переведя дыхания, вместо "Ваш муж!" выпаливает: "Вах мух!"
Ермолова повторяет в ужасе: "Мох мух?" -
и падает без чувств.

***
Актер Иванов-Козельский плохо знал пьесу, в которой играл.
Как-то выходит он на сцену, а суфлер замешкался.
Тут актер увидел старичка, который вчера изображал лакея и, чтобы не было заминки в действии говорит ему:
"Эй, голубчик! Принеси-ка мне стакан воды".
Старичок с гордостью ответил: "Митрофан Трофимович, помилуйте, я сегодня граф-с".
 
***

Сцена спектакля.
Корифеи Царев (Ц) и Яблочкина (Я).
Обоим под стольник.
Диалог должен звучать так:
Я: Кашу маслом не испортишь.
Ответ Ц: - Смотря каким маслом...
На выходе получилось так:
Я: - Машу каслом не испортишь..
Ответ Ц не заставил ждать, с ходу:
- Смотря каким каслом...
Самое интересное, они вообще не поняли, что сморозили. Зрители упали под сиденья.
Что поделаешь, возраст...
А актеры были величайшие.

***
Актер забыл слова.
Суфлер шипит:
- В графине вы видите мать! В графине вы видите мать!
Актер берет со стола графин и, с удивлением глядя туда:
- Мама, как ты туда попала??
***

Еще был случай в Ленинграде.
Я очень хотела попасть на спектакль с участием М Боярского.
Два старых одуванчика в театральной кассе ,наверное еще в свое время посещавшие бестужевские курсы,обсмеяли молодую девушку:
-Зачем вам этот ветргон!? Неприятный с длинными сальными волосами, он славен лишь тем что беспробудно кутит на Васильевском острове в своей однокомнатной квартире
Вот вам билет на "Царскую невесту" ,это действительно то что стоит посмотреть
Я под натиском этих дам взяла билет ...и тут же уговорила пойти двух малярш из своего общежития,теми же словами.
На другой день ,они увидя меня, кинулись обнимать и благодарить
- Какая опера,какая опера Там одна большая дама пела,пела,потом как упадет на сцену перед царем,на колени...и прямо в зал из - за ее пазухи выкатились две огромные сиси весь зал прям ахнул
Не надо забывать весь ужас этого действа.Советский союз.Секса нет.Эротики нет,а тут такое зрелище.

***

Баку , накануне первомайского праздника премьера "Риголетто" .
В первых рядах проверяющие товарищи,все на нервах и вот ария-"Сердце красавиц,склонно к измене и к перемене как ветер мая!!!...."
дальше актер забыл слова!!!!!-
перед ним во всю ширину зала полотнище-
С праздником 1 мая!....
не долго думая он продолжил
"как ветер мая,как ветер мая,да здравствует праздник 1 мая""
..премьера прошла на ура- проверяющие слов не знали ,а знающие повеселились

Через много лет,посмотрев эту удивительную оперу по телевизору,я поняла что я пропустила навсегда!

0

345

Драматург Владимир Губарев приобрел милую привычку на халяву ужинать. Он это дело поставил на деловую ногу. Звонил и извещал жертву:
— Я к тебе сегодня приду ужинать. Ты ведь дома. Вот и отлично. Часов в девять. — И клал трубку. Ответ его не интересовал. В смысле только мешал. Краткость — сестра таланта. Драматург. Предупредил — и съел. Дружески так. Гость. Ты пока готовься.

А как-то отказать неудобно. Не по-дружески. Не по-соседски. Вроде ты жлоб. Вроде ты его видеть не хочешь. Или жаба душит кусок хлеба соседу дать. Люди-то все жили в высотке не нищие.

Короче, Губарев всех достал своей продразверсткой. И следил, кто в отъезде, кто вернулся: гестапо наладил! Составил типа графика: очередная повинность, чтоб не слишком одних и тех же объедать. А выпить наливал себе со стола сам; не стеснялся.

Таким образом, звонит он днем в очередной раз Богословскому:

— Старик, я знаю, ты сегодня дома. Я к тебе вечерком загляну к ужину, часов в восемь, лады? — И трубка: бряк!

Богословский задумывается, глядя в окно на эксклюзивный пейзаж с Кремлем.

Матерится беззлобно, с какой-то даже философской интонацией… И начинает готовиться к ужину. Домработнице велит то-сё сходить купить. Друзьям тем-сем позвонить, пригласить. Сходить кое-куда. Чего уж одним Губаревым ограничиваться, гости так гости.

В друзьях у Богословского роилось и слиплось пол-Москвы, и все сплошь народные артисты и заслуженные деятели. И первый поэт страны Константин Симонов, и первый драматург Алексей Арбузов, и первый писатель-международник Илья Эренбург, и главный диктор государства Юрий Левитан. Хотя Левитан прийти не смог по занятости; но на часок Богословский его навестил, у них были свои дела.

В девятом часу народ собирается. Компания избранная и теплая. Сливки общества в интерьере. Кремлевские звезды! — не нынешним проходимцам чета. Пьют, закусывают, рассуждают о возвышенном. Бойцы вспоминают минувшие дни: то взлет — то посадка, то премия — то разнос. Смачные мужские сплетни под стакан: сейчас награды по сговору, а не по заслугам.

— Погодите, — сытно вспоминает Арбузов, — а когда, кстати, оглашение по Госпремиям? Ведь оно сейчас где-то… в среду?

— Да как раз сегодня Комитет по премиям заседал, — говорит Симонов и смотрит на часы. — У меня два года ничего нового, я не слежу…

— А мне в прошлом году первой степени дали, — машет Эренбург.

А настенные часы машут маятником, и Богословский предлагает:

— Без пяти девять… последние известия будут… послушать?

Включает приемник, и он тихо бухтит про выпуск кирпичей и народную самодеятельность.

Часы бьют девять. Никита прибавляет звук. А приемник, как тогда было, большой лакированный ящик, ламповая радиола, верньеры под светящейся шкалой, индикаторный глазок и клавиши. Дизайн!

Подстраивает он волну, щелкает регистром, чтоб речь разборчивей звучала. Сигналы точного времени пропищали. Последние известия. И действительно:

— Внимание. Говорит Москва. Передаем правительственное сообщение…

Металлический тяжкий баритон пророчит и обрушивает информацию катастрофического масштаба. Приговор эпохи оцепенил героизмом дух и пространство. В грозном торжестве гремит гибель богов. Юрий Левитан. Апокалипсис нау. Кто не слышал — не поймет. От его праздничных объявлений дети писались в ужасе. Голос века. Любимый диктор Сталина.

— Указ Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. О присуждении Государственных премий за 1955 год. В области науки: академику, доктору физико-математических наук… — и так далее.

Все слушают. Это имперский ритуал. Иерархия творцов в структуре благоволения власти. Это интересно и показательно. Здесь свои рецепты и приемы, свои законы карьер и падений.

И, наконец, самое интересующее коллег:

— В области культуры. Государственную премию первой степени. Улановой Галине Сергеевне, народной артистке СССР, солистке Большого театра оперы и балета. За исполнение партии Жизели в…

А премий в те времена было много. Государство давало пряник правильным людям. По каждому разделу и подвиду — трех степеней. Что ни год — артисты, прозаики, драматурги и так далее.

— В области литературы. Первой степени. Бубеннову Михаилу Алексеевичу. За роман «Белая береза»…

И суммы были гигантские. Первой степени — 100 000 рублей. Это две шикарные дачи. Второй — 50 000, третьей — 25 000. При зарплате инженера 600 рублей в месяц — это было чем вдохновиться.

— В области драматургии…

Слушают тихо, сделав паузу в сеансе одновременной жратвы. Ревность, любопытство, пожатие плеч: свой цех.

— Государственную премию третьей степени. Губареву Владимиру Александровичу. За пьесу «На подъеме».

В хрустальной тишине — детская неожиданность и одобрительная мимика: реакция зреет.

Губарев бледнеет, стекленеет и вспыхивает, как фонарик. Он розовый, как роза, и алый, как заря. Он временно забыл дышать.

Кто хмыкает, кто кивает, кто показывает большой палец.

Губарев сосредоточенно собирает глаза в фокус и смотрит на Богословского. На Арбузова. На Симонова.

Рот непроизвольно разъезжается к ушам, зубы торчат в детской счастливой улыбке. Г р у д ь вздымается.

— Э-э-э!.. — вдохновенно и смущенно говорит он.

А кругом все сидят лауреаты. Они все получали, их ничем не проймешь, в их кругу это дело обычное. Кому обычное — а кому и не очень!

— Я, в общем… ожидал… но не ожидал… можно сказать, — лепечет он в забвении.

Богословский начинает дружески аплодировать Губареву, и все подхватывают. Хлопают по плечам, обнимают и пожимают:

— Поздравляем, брат!

— Ну что же. Давно пора.

— Заслужил! Заслужил… Молодец.

— Но наш-то тихоня, а? И ведь никому ничего!..

Губарев сияет умильными глазами, как удачливая невеста бывшим любовникам:

— Клянусь… не планировал… да ничего я не готовил, знать не знал… не хлопотал… даже не верится!

Наливают фужер, провозглашают за лауреата, ура с поцелуями!

— Нашего лауреатского полку прибыло!

— Эх, да не так, это шампанским надо отметить! Пошлем сейчас.

Коллеги спохватываются — вспоминают:

— Ну что, брат? С тебя причитается!

— Да уж! Двадцать пять косых отхватил, не считая медали. Проставиться положено!

— Конечно, — готовно суетится Губарев. — А как же! Разумеется! Нет, ну надо же, а? Сейчас, сейчас сбегаю! А лучше поехали в «Арагви», а? Или в «Националь»!

— Поздно, — машет Богословский. — Там сейчас уже ни одного столика. Да пока накроют, приготовят. Ты сбегай за деньгами, шофера пошлем, он возьмет.

На радостях собутыльники составляют меню лауреатского банкета. Список заказов на двух сторонах листа.

Радостный Губарев убегает в свой подъезд выгребать из сусеков наличность и одалживать у соседей. Не ударим лицом в грязь! В помощь шоферу отправляют домработницу. Елисеевский до одиннадцати.

Вслед Никита звонит администратору магазина и велит подгрузить к заказу еще кое-что, сославшись на него.

И они закатывают царский пир. Лукулл бесчинствует у Лукулла. Они пьют отборный коньяк и закусывают черной икрой. Рябчики и копченая колбаса, ананасы и виноград, крабы и торт бизе — все баснословно дорогое и только для сильных мира сего. Хай-класс той эпохи. Только что лебединые кости из рукава не вылетают. Бокалы звенят, тосты гремят, челюсти чавкают, и у всех настроение ну просто необыкновенно приподнятое.

— Я хочу выпить за всех собравшихся!.. — пошатывается Губарев с тостом. — За вас… за коллег, за друзей… за всех нас. Это вы так дружески… теплая поддержка всегда… а ведь сколько зависти и недоброжелательности в наших кругах!., и когда такое отношение… мои дорогие товарищи!

Он путается в придаточных оборотах, и дышит слезами умиления, лобзает как сеттер всех, кого может достать, и являет обликом и поведением известный плакат: «Не пей, с пьяных глаз ты можешь обнять своего классового врага».

Часы, однако, бьют полночь.

— А включи еще разок послушать, не всех запомнили, — предлагают Никите: последние известия идут.

Он включает приемник. Повтор сообщения только начался:

— …геевне Улановой…

Слушают, комментируют. Губарев цветет, потупившись.

— …рвой степени. Бубеннову Михаилу Алексеевичу…

А вот и оно! Наконец:

— Губареву Владимиру Александровичу… (пауза тянется) Н-И …-У-Я!!!

В остановленном времени, в хрустальном звоне осколков мира, сознание Губарева распалось в пустоте. Бесконечную секунду вечности и смерти он осознавал смысл звуков. Безумие поразило его, и он умер! Облик его мумифицировался. Кожа обтянула древний череп. Нитка слюны вышла из распяленного рта. Глаза выпрыгнули и висят на ниточках отдельно от морды. Тихий свист: последний воздух покинул бронхи.

Из линий и пятен складываются друзья… он различает их неуверенно и в бессмысленной истерической надежде. Он уповает на их слух! В здравом уме и твердой памяти! Ну?.. Сердце летит в ледяную мошонку. Их силуэты перекошены, лица искажены… Ну???!!!

— Да-а!.. — тянут друзья. — Ну — ни …я так ни …я! Что ж делать.

И, тыча в останки Губарева, не в силах сдерживать конвульсии, они хохочут как убийцы детей, хохочут как враги народа, хохочут как птеродактили, как иуды с мешком серебреников каждый. Они лопаются, задыхаются, падают с диванов и дрыгают ногами. Выражение лица жертвы придает им сил взвизгивать и стрелять нечаянной соплей.

В убитом Губареве, в черной глубине черепа, начинает шевелиться одинокая мозговая извилина. К ней присоединяется вторая и принимается подсчитывать убытки.

— Уах-ха-ха-вва-бру-га-га!!! — восторгаются лауреаты и бьют себя по ляжкам.

Днем друг Левитан записал это Богословскому на пленку. Это была не радиола. Это была магнитола. Первая в Москве! Неизвестная заграничная диковина. Никита обожал новинки. Знакомые продавцы звонили ему.

Губарев в ступоре вышептывает мат и выпадает по линии выхода.

— По-моему, неплохо посидели, — говорит Никита.

Больше Губарев н и к о г д а ни к к о м у не ходил ужинать.

М.Веллер

Отредактировано Log (13-07-2021 00:07:14)

+1

346

Александру  Ширвиндту  --87!!!

Как говорил кто-то у Чехова и моя покойная нянька, все болезни от нервов.
А нервы — это что?
Нервы — это стрессы.
А стрессы — это что?
А стрессы — это жизнь.
Поэтому я всю жизнь стараюсь себя обезопасить иронией.
Но все-таки с годами накапливается огромный запасник негатива.
Поневоле что-то остается в осадке и уже не вымывается ни иронией, ни юмором, ни скепсисом, ни цинизмом.
Это превращается в такую корку, которую не размочишь ничем.

      ххх

Мне приходилось прятать свои дневники и тетрадки, чтобы внуки случайно не наткнулись.
Было время, когда им говорили: «Дедушка у вас отличник… А вы что же?»
Пока, наконец, старший внук не раскопал какую-то ностальгическую стопочку тех времен и не обнаружил, как же ужасно учился их «образцово-показательный» дедушка.
После этого меня в пример никогда больше не ставили.

    ххх

До студентов я всегда пытаюсь донести простую истину: счастливее, чем эти четыре года в инкубаторе, ничего у них в жизни не будет.
Дальше начнутся творческие муки, зависть, интриги, игры случаев, поэтому во время учебы, вбирая в себя все что можно — было бы от кого, надо пользоваться своим счастьем на всю катушку.
*   *   *
Ну, вот говорят нецензурная лексика, нельзя выражаться...
Конечно, если матерятся, ругаются - это ужасно!
А я так разговариваю, у меня такой язык.
Я же не изучал матерный английский.
Надо владеть языком страны, в которой живешь.
И я говорю языком своей страны.

https://d.radikal.ru/d25/2107/a5/5921f273a11d.jpg

+3

347

Вот  такая история от оперной певицы Марии Остроуховой...
"Как-то  поехали мы в Словению, а оттуда решили на денёк сгонять в Венецию.
Всё  бы ничего, но в первые же три часа нас обокрали.
Из сумки вытащили всё:  кредитки, наличные и паспорта.
Паспорта с ВИЗАМИ, и самое страшное -  английской визой, по которой я через три дня должна была улетать в  Лондон, чтобы спеть спектакль "Коронацию Поппеи" Монтеверди.
Одну из  главных ролей. Страхующую певицу экономные англичане не удосужились  раздобыть.
У меня случился нервный срыв. Мы тут же позвонили в консульство (ближайшее было в Милане) – но лето, лето! Консул в отпуске.
Приплелись  мы в интернациональную полицию на Piazza San Marco.
Но это же  интернациональная полиция в Италии!
Там не говорили по-английски...
А я в  ту пору не говорила по-итальянски. Что делать? Мой кипящий от жары и  адреналина мозг выдаёт оригинальное решение:
попробовать объясниться с  карабинерами фразами из опер (благо я всегда дословно переводила тексты  партий).
Начала я со смеси "Коронации Поппеи" и глюковского Орфея:
– Son disprezzata e sconsolata! Io manco, io moro... (Я всеми отринута и безутешна! Я теряю сознание, я умираю.)
Полицаи  и рады были бы разоржаться мне в лицо, но, видя мою зарёванную физию и  общее истерическое состояние, усадили на стул и дали воды.
Дальше  надо было как-то обрисовать суть проблемы.
Я решила продолжить идти по  "Орфею и Эвридике" – тем более, что в моем представлении, слова  "Эвридика" и "паспорт" были вполне взаимозаменяемыми.
– Che faro senza mio passaporte? Dove andro senza mio passaporte? (Что я буду делать без паспорта? Куда я пойду без паспорта?)
Это  подействовало. Полицейские заактивничали.
Стали показывать мне фото  различных воров и щипачей, пока я не увидела даму в хиджабе, которая  врезалась в меня со всей дури на мосту.
– Ecco la donna maledetta! Vorrei smembrarla! (Вот эта проклятая женщина! Я хочу расчленить её!)
Оправившись  от шока, полицейские дали нам справку, по которой нас должны были  бесплатно довезти до места нашего выезда (Триеста), дали с собой воды и  сухой паёк и пообещали держать нас в курсе.
Всю дорогу до вокзала я  молилась духу сеньора Монтеверди, чья опера рисковала остаться без  примы.
Уже у вокзала – звонок. Взволнованный полицейский просил  вернуться в участок. Когда мы дотащились, все полицейские выстроились у  входа со счастливыми рожами, потрясая нашими паспортами. Оказывается,  воровка выбросила их вместе с кредитками в мужском туалете на San Marco,  где они и были найдены мальчиком из Бангладеша, принёсшим их в полицию.
Умирая от внезапно свалившегося на нас счастья, я вскричала:
– Signore cavalliero! Vi benedico per la vostra bonta e gentilezza! (Синьор рыцарь, благословляю вас за вашу доброту и ласку!)
Офигевший полицейский сказал мне на прощание:
–- Signora, la sua lingua e molto elegante! (Сеньора, у вас очень элегантный итальянский!)»

https://b.radikal.ru/b06/2107/87/829f9abef697.jpg

+2

348

История одного вальса.

Все  знают  вальс композитора Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», меж тем он мог бы быть и совсем другим.
Когда на Мосфильме приступили к работе над этой картиной, Эмиль Лотяну всё время наставлял Евгения Догу, что это - не «Табор» и музыка не должна здесь так сочно звучать, что это фильм о другом мире.
Надо ещё отметить, что Лотяну имел обыкновение снимать фильмы под фонограмму. Принципиально. Может быть, потому, что так он яснее видел динамику кадра, или музыка помогала ему чувственно проникнуться смыслом сцены - неизвестно.
Так или иначе вся съёмочная группа томилась в ожидании вальса к ключевой драматической ситуации фильма. Уже вот-вот надо снимать сцену свадьбы Оленьки, а музыки всё нет...
Все это время Дога, однако же, не бездельничал - он пропадал в архивах музея Глинки, искал вальсы времён 80-х годов XIX века, пытался что-нибудь скомпилировать, но найти ничего не мог, ничего не нравилось.
Старые записи на металлических дисках ему категорически не нравились: «Такую дребедень я и сам напишу!» - говорил он.
За два дня до съёмок разъярённый Лотяну врывается к композитору и коротко спрашивает: «Где вальс?».
Дога стал наигрывать что-то банальное, эскизы одного, другого, третьего.
Лотяну свирепеет.
А в стороне лежал эскиз, написанный зелёной пастой, так, «для себя», как сказал Дога.
Он подхватил ноты, проиграл первые фразы, не зная, что будет делать дальше, как вдруг Лотяну вскринул, и произнес-
«Вот! То что надо!».
В 11 вечера он ушёл, а Дога остался один на один с идеей придуманного на свою голову вальса, от которой ему было жутковато.
К утру следующего дня всё было сдано в работу, а вечером сыграно оркестром кинематографии.
На следующий день, а это было начало лета, в Валуеве, под Москвой, съёмочная группа, лёжа на траве, десятки раз прослушивала вальс.
Никто и не подозревал тогда, какая счастливая судьба сложится у этой музыки.
Но популярность вальса - загадка для самого композитора.
Ему кажется, что у него есть более интересная музыка, которая не стала такой популярной.
«Почему это так? Ну и пусть. Я тоже могу ошибаться...» - задумчиво говорит Дога.
Лотяну позже признавался, что вальс на озере - живой нерв фильма «Мой ласковый и нежный зверь», «тончайшая паутина звуков, сотканная из грёз и былей, порывов и предчувствий...»
Музыка без слов написала драму души.
Она расширила пространство драмы, протянула куда-то за экранное изображение линию судьбы героев.
И получалось так с музыкой Доги не раз.

Отредактировано Татьяна Ф (25-07-2021 19:07:37)

+2

349

АЛЕКСАНДР ШИРВИНДТ

ФРАГМЕНТЫ КНИГИ «ПРОХОДНЫЕ ДВОРЫ БИОГРАФИИ»

На маршруте

Когда еще не существовало «вставной челюсти» Москвы – Калининского проспекта, а ныне Нового Арбата, там была Собачья площадка на стыке с Поварской, дровяной склад на углу Мерзляковского переулка, откуда мы перед войной воровали дрова, а напротив, рядом с рестораном «Прага», стоял огромный роддом Грауэрмана.
В нем я и родился.
Потом построили Калининский проспект, а роддом решили выселить, и нам звонил главный врач, просил спасти роддом.
Мы ходили в разные инстанции, рассказывали, что в нем родились Булат Окуджава, Марк Захаров, Михаил Державин, Андрей Миронов и масса других знаменитостей.
Все возмущались, как можно закрывать роддом, но чиновники привели аргумент: мол, роженицам шумно рожать. Они, видимо, знали, что рожать надо в тишине.
А поскольку мы оказались не очень опытными акушерами, то не нашлись с доводами. И роддом кончился.

* * *
Я жил в Скатертном переулке. Это не очень далеко от Арбата, но все-таки у нас был свой отдельный мегаполис. Огромный архипелаг проходных дворов. Дворовая мафия казалась доброй и наивной. Нашу банду возглавлял атаман по фамилии Кроликов. Он погиб во время игры.
Тогда в домах еще существовали старые лифты с резными сетчатыми дверями. Обычно лифт едет, когда дверь закрыта. А тут можно было дверь не закрывать, просунуть руку, нажать на дверной замочек, и лифт ехал.
И эти дворовые бандиты устраивали такие игры: на верхнем этаже цеплялись за дно лифта, спускались вместе с кабиной вниз и, подъезжая к нижнему этажу, спрыгивали. А Кроликов не успел спрыгнуть, и его придавило лифтом.
Во дворе происходили какие-то разборки, но до настоящей поножовщины не доходило.
Меня опекали – бандиты защищали своего «интеллигентика».
В соседних же дворах меня не обижали, потому что знали – наши могут отомстить.
Мы тогда все росли во дворе. Ребята кричали друг другу в окна: «Выходи!» Прочел недавно анекдот. В большом дворе стоят два парня и кричат наверх: «Марь Иванна, Марь Иванна!» Из окна высовывается женщина. «А Петя выйдет?» – «Ребята, Петя не выйдет, у него – пожизненное».
* * *
Мы с другом выходили (все-таки выходили) в 8 утра из дома с бутербродами и учебниками и шли к Никитским Воротам, в «Кинотеатр повторного фильма». Первый сеанс был в 8.20.
Там за 10 копеек мы садились в тепло.
Смотрели «Танкер «Дербент».
Фильм заканчивался около 10, мы выходили на Никитский бульвар, завтракали и шли на Арбатскую площадь, до кинотеатра «Художественный». Там сеанс был в 11.00.
«Танкер «Дербент».
В 13.00 выходили и в половине второго были уже дома – «из школы».
* * *
Помню учительницу Елену Николаевну, она преподавала у нас с 4 по 7 класс. А потом ее выгнали из школы, потому что в нее влюбился наш пионервожатый. Он учился в 9-м классе. Был страшный скандал: у мальчика роман с учительницей! Это же происходило в конце 40-х.
А учительница была совсем молоденькая – лет на пять старше девятиклассника. В общем, ее выгнали. А он на ней женился. И они прожили более 60 лет, до самой кончины Елены Николаевны.
Я тоже был пионервожатым. В 110-й школе вместе со мной учились сыновья Буденного, и я был пионервожатым у Сережи Буденного, чем до сих пор горжусь.
Наш класс с тех пор, как мы окончили школу (а окончили мы ее в 1952 году), ежегодно собирается на встречи. Это патология. Еще большая патология, что наш одноклассник, а в дальнейшем старший научный сотрудник НИИ дальней радиосвязи, Виля Гундоров полвека ведет альбом, в который записывает и вклеивает все, что касается класса.
Он скрупулезно пересчитывает нас каждый год.
На 30-летии школы нас набралось больше всего – 19 человек, а меньше всего почему-то в 2003-м – 8.
Причем показатели посещаемости у каждого разные. Так, к 1992 году, то есть за 40 лет, староста класса, к сожалению, ныне покойный, Боря Агеев (между прочим, был доктором технических наук) приходил 31 раз, Слава Перелешин, тоже уже покойный, – 19, Александр Добров – 29. Столько же раз приходил сам Вилька.
К 2001 году 11 раз мы собирались у Марка Рутмана. Кроме него, из самых стойких завсегдатаев ностальгии можно назвать еще Михаила Бермонта, Толю Дубмана и Михаила Курепина.
А первый раз мы встретились в 1955-м у Николая Кулешова.
Купили огурцов, черного хлеба, водки и колбасы по 1 руб. 70 коп.
А потом решили себя ни в чем не ограничивать и собирались уже в «Праге», «Арагви», ресторанах Дома актера, Дома кино, Дома журналистов…
Все доказательства предъявлены – в альбом вклеены счета за разные годы.
Вилька всегда может напомнить нам, что в 1974-м в ресторане Дома кино мы взяли 5 бутылок водки по 6 рублей, 2 бутылки вина по 2,80, заказали капустки, телятинки, мороженого. В итоге посидели на 101 рубль.
А в 1976-м в Домжуре разгулялись уже на 149 рублей.
По этим встречам, кстати, можно проследить, как в России дорожала водка: если в 1974-м бутылка в ресторане стоила 6 рублей, в 77-м – 6,45, в 79-м – уже 8,60. В 1987-м, при Горбачеве, мы все на снимках по понятной причине трезвые.
Фотография подписана лаконично, но масштабно: «Перестройка и мы».
Кстати, начинал Виля снимать «лейкой», потом перешел на «Зенит», а теперь уже обзавелся цифровым фотоаппаратом.
Некоторые пробелы в статистических данных в альбоме восполняют сами одноклассники. В 1977 году там появилась надпись: «Братцы! Я не был на встречах с 1962 года. То есть 15 лет я был жопа. С сегодняшнего дня я больше не жопа».
Когда на телевидении выходила передача «Однокашники», согнали наш класс.
Зрелище, конечно, не очень аппетитное.
Самое смешное, что после передачи мне каждый второй позвонил и сказал: «Ширва (моя школьная кличка), тут мои смотрели передачу и говорят, все очень изменились, и только ты да я почти такие же, как раньше». Потом следующий звонит: «Слушай, тут мне жена выдала: «Ты и Ширва лучше всех выглядите!»

https://d.radikal.ru/d25/2107/43/60d34682a957.jpg

+2

350

...из интервью с Александром Анатольевичем Ширвиндтом, актёром театра и кино, режиссёром и сценаристом.

B чем отличие студентов 1950-х годов от сегодняшних?
Я ведь в Щукинском институте — самый старый педагог, преподаю уже больше 60 лет.
Раньше этих 18-летних бэмби нужно было два первых года раскрепощать.
Сейчас они приходят, уже снявшись в рекламах «Виагры» и прокладок, и наша задача теперь, наоборот, их закрепостить.
Bce остальное — сиськи, ноги, жопа, глаза — то же самое.
Другое дело, что они серые, ничего не знают.
Однажды в училище по своим делам пришел Юрочка Яковлев.
Сел в фойе внизу.
И вся эта шпана летает мимо, задевая его.
Я собираю курс и opy:
«Вы что! Когда я учился, в училище зашел народный артист Михаил Фёдорович Астангов. И мы, бросив занятия, побежали смотреть на него.
A тут сидит великий русский актер Яковлев, а вы не замечаете, носитесь мимо!»
И одна девочка, заплакав, сказала:
«Вы же нам ничего не рассказываете!
Рассказали бы o своих встречах с Мейерхольдом.....».
Вот! И это не анекдот, это их уровень знаний.

https://c.radikal.ru/c19/2108/c8/813700839299.jpg

0

351

Ролан Быков о Валентине Гафте

Образ человека в нашем сознании складывается из отдельных впечатлений: чаще в виде едва обозначенного рисунка или мозаики, реже как проникновенный портрет, а иногда даже как чертеж или схема.
Валентин Гафт живет во мне как роскошное панно: в центре — сам, Его Великолепие, Гафт — гениальный актер и поэт, в гениальном черном фраке с потрясающей бабочкой и ослепительной хризантемой в петлице;
слева — Гафт-самоед, больной и нервный, в окружении благородного Игоря Кваши и других самых близких, но все равно далеких друзей;
справа — Гафт-культурист с рельефными бицепсами и большими глазами в окружении взвинченных женщин и проходящих жен;
сверху — Гафт-Саваоф, мирный, светящийся нежной добротой, прощением и грустной мудростью;
а внизу — Гафт в адовом огне собственных глаз, полный почти настоящего гнева и желчи.
Тут он — конечное слияние Фауста с Мефистофелем, тут гений и злодейство совместились. Хотя гений — подлинный, а злодейство — придуманное, чтобы не было так больно жить. В этом секрет.
Жить доброму и ранимому Гафту действительно больно.
Не то такая жизнь, не то таков Гафт.
По обеим сторонам панно запущены гирлянды из фаса, профиля и три четверти в бесконечных сменах выражения лица и настроения: веселья, грусти, восторга, муки, любви, ненависти, озорства и любопытства.
Лицо то открытое, как у ребенка, то закрытое, как у тайного агента Средневековья, то счастливое, то страдающее, то отрешенное, то земное и мученическое. Вот уж действительно — человек с тысячью лиц.
Выбирай любое.
Я выбрал давно — обожаю Гафта за все: за любовь к матери-сцене, сыновнюю преданность ей, за стихи, эпиграммы и роли, за драгоценное мерцание граней таланта.
Я необъективен к нему и не хочу быть объективным, потому что объективность по отношению к этому человеку — чушь и мелочность души.
Его надо любить, и только тогда он понятен и хорош.
Баба-Яга у Шварца в «Двух кленах» говорила: «Отойди, Василиса-работница, ты меня не понимаешь! Меня тот понимает, кто мной восхищается!»
Это про Валентина. Кто не восхищается им, никогда не поймет богатства души этого тотально талантливого человека. Он актер, поэт, философ, лирик, трагик, иллюзионист, но главное, он лицедей, он не живет без вашего восхищения, он умрет, если не будет вами немедленно любим.
А еще я был на его юбилее, он играл такие разные роли (какие кружева!); а еще мы с ним заседаем в Академии дураков, там он однажды читал свои стихи (такие грустные!);
а еще мы с ним однажды сымпровизировали дуэль на стихах и эпиграммах (как все радовались!).
Счастье!
Да. Нынче истинный талант — наше единственное прибежище и спасение. Восхищайтесь талантливыми, храните их в своей душе, оберегайте их и любите, иначе жизнь наша пройдет на скотном дворе в хлеву золотого тельца.
Любите Гафта!

эпиграмма Ролана Быкова  Валентину Гафту--

Мой нежный Гафт, мой нервный гений,
Храни тебя Господь от тех,
Кто спровоцировал успех
Твоих незрелых сочинений...
*        *        *

эпиграмма Валентина Гафта Ролану Быкову

Ему бы в сборную по баскетболу.
Какой-то черт сидит в нем, бес.
Всего лишь два вершка от пола,
Но звезды достает с небес.

https://a.radikal.ru/a37/2109/dd/790811625ef2.jpg
*       *      *

+2

352

АКТРИСА ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВА ПРИНЯЛА ПОСТРИГ В МОНАСТЫРЕ
В монашестве Екатерина Сергеевна получила имя Василиса.

Известная актриса театра и кино, народная артистка РСФСР Екатерина Васильева приняла иноческий постриг. Эту новость сообщила ее коллега по творческому сообществу Мария Шукшина.

«Актриса Екатерина Васильева приняла постриг, ее сын – священник в Храме Св. Николая Чудотворца на Трех Горах. Мои искренние поздравления!» – написала Шукшина в своем telegram-канале.

Как уточняет Foma.ru, Екатерина Сергеевна пострижена в монахини с именем Василиса в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова Пустынь в Новой Москве.
Актерская слава пришла к Васильевой в 70-е после съемок в фильмах «Соломенная шляпка» и «Бумбараш». Наиболее известны кинокартины с ее участием, такие как «Обыкновенное чудо» (1978), «Экипаж» (1979), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «Чародеи» (1982), Преферанс по пятницам (1984), «Визит дамы» (1989), «Графиня де Монсоро» (1997), «Приходи на меня посмотреть» (2000) и многие другие. Фильмография актрисы насчитывает более 200 картин.

В 1993 году Екатерина Васильева решила оставить сцену и кинематограф и ушла на послушание в Толгский монастырь Ярославской епархии Русской Православной Церкви. Позже стало известно, что она служит казначеем в московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. В 1997 году актриса вновь появилась на экране, но стала осмотрительнее относиться к сюжетам картин с ее участием и советоваться с духовником в выборе ролей.

Сейчас Екатерине Васильевой 76 лет. В первом браке ее мужем был режиссер Сергей Соловьев. Второй раз она создала союз с драматургом Михаилом Рощиным, в браке с которым у Васильевой родился сын Дмитрий. Он окончил ВГИК, но связал свою жизнь не с искусством, а с Церковью. Сейчас протоиерей Димитрий является настоятелем храма святителя Николая на Трех горах и воспитывает семерых детей.

https://i.imgur.com/DUEk7kxm.jpg

Отредактировано Любовь Н. (04-09-2021 17:54:56)

0

353

«Я всё умею — пилить, строгать, колоть.
Мужик должен всё это делать, а не гири тягать в фитнес-клубе.
Ой, жалуются некоторые, работы нет.
Научись плитку класть — будешь на «Мерседесе» ездить.
Я у себя на участке город целый выстроил, баню, сарай.
А если на диване лежать и дыню наедать — плохо закончишь.
Алкоголем, наркотиками. К сожалению, сейчас много таких мужиков...».

Когда ко мне приезжают, говорят: «Далеко вы забрались».
А я спрашиваю: «Далеко от чего?»
И человек замолкает.
Из-за того, что я в деревне живу, у меня каждый день другой.
Каждый день — другое небо.
Утром встал — и завертелось, а вечером смотришь и видишь: и такие облачка, и этакие Господь подпустил. Ни фига себе!
Стоишь и как безумный смотришь на эти звезды и думаешь:
«Боже мой, вот завтра умру, и что я скажу ему?»
Как в молитве говорится: если тень твоя так прекрасна, каков же ты сам?
Я однажды вошел в дом, думал, сейчас компьютер включу, а электричества не было.
И я оказался в полной темноте.
Лягте как-нибудь в темноте, отключите все «пикалки» и задайте себе такой вопрос: кто вы и как вы живете?
Я вообще нормальный парень или так себе?

https://a.radikal.ru/a06/2109/67/ffcd6055c1d9.jpg

Пётр Мамонов

+2

354

...из книги Зиновия Ефимовича Гердта «Рыцарь совести»

Было это в день рождения Твардовского — 21 июня 1970 года. Ему тогда исполнилось 60 лет.
Праздновали на его даче в Пахре.
С утра начали съезжаться гости.
Я привëз в подарок скамейку, которую сам срубил, — очень хорошую садовую скамейку.
Приехали Гавриил Троепольский из Воронежа, Федор Абрамов из Вологды, Юрий Трифонов — словом, весь цвет русской прозы того времени.
Все расположились на воздухе, в саду.
Уже середина дня.
Я разговариваю с кем-то, по-моему, с Лакшиным, и вдруг вижу — Рина.
Я знал, что она не знакома с Твардовским, поэтому подбежал и спрашиваю: «Рина, что происходит?»
А она говорит: «Я приехала к тебе явочным порядком. Мне Шуня (мама моей жены) сказала, что вы у Твардовских, вот я и припëрлась».
Конечно, её тут же узнали, посадили за стол. Она выпила водки.
Всё вроде обошлось, и тут она подкрадывается ко мне, дёргает меня за рукав и говорит:
«Гердт, я хочу выступить перед Александром Трифоновичем».
«Рина, — отвечаю я, — это невозможно! Вы что, с ума сошли? Перед кем вы собираетесь выступать — здесь цвет русской литературы, а вы с вашими эстрадными штучками».
«Нет, — твердит она, — я всё-таки хочу. Объяви меня».
Я убегаю от неё, перехожу к другой компании, но она меня всюду преследует, продолжает дергать, щипать и всё повторяет: «Ну я хочу выступить, ну объявите меня».
Наконец, устав от этих упрашиваний, я сказал: «Александр Трифонович, перед вами хочет выступить Рина Зеленая».
Сразу стало тихо, и вдруг она как на меня накинется:
«Вы что, идиот? Вы с ума сошли — как это возможно, здесь? В какое положение вы меня ставите, тут такие писатели, и вы хотите, чтобы я выступала со своими эстрадными штучками. Да как вы вообще пускаете его в дом, этого придурка, он же вам дачу спалит! Боже мой, ну как вы могли меня объявить! Ну да ладно, раз уж объявили, придётся выступать».
Я совершенно обалдел от такого нахальства.
А она преспокойно стала выступать.
И знаете, я такого счастливого Твардовского в жизни не видел.
Он заливался слезами, катался по дивану.
А наутро пришел к нам и говорит: «Ну, Зиновий Ефимович, то, что вы мне скамейку подарили, — это, конечно, здорово, хорошая скамейка, но то, что вы специально для меня привезли из Москвы такую артистку, —вот это незабываемый подарок!».

https://b.radikal.ru/b13/2109/a4/da3db5bb3908.jpg

На фото - Зиновий Гердт и Рина Зеленая.

+1

355

ПЕРЕБИРАЯ АРХИВ ---

"Никита Сергеевич Хрущев во время танца никак не выражал своего отношения.

https://d.radikal.ru/d27/2109/37/d204f00d3d09.jpg

По окончании - вежливо поаплодировал.
А потом весело и непринужденно разговаривал с артистами: пожимал руки, благодарил.
Но на выходе, когда к нему прорвались корреспонденты и стали спрашивать, как ему все это понравилось, он вдруг нахмурился и сказал, что, с его точки зрения и с точки зрения советских людей, это - просто аморально.
Правда, он добавил, что зря хороших девушек заставляют делать плохие вещи на потеху пресыщенной, развращенной публике.
Закончил словами: "В Советском Союзе мы привыкли любоваться лицами актеров, а не их задницами!"

https://a.radikal.ru/a18/2109/5b/94baebe24d8a.jpg

Виктор Суходрев

+1

356

Как-то в Ленинграде на кинопробах встретились Александр Панкратов-Черный, Борис Хмельницкий и Анатолий Ромашин.
Встретились и пошли конечно в ресторан дома Актёра.
Сидят, выпивают, об актерских проблемах говорят.
А за соседним столиком подвыпивший человек с раскосыми глазами, в унтах, видно, с Севера приехал, глаз от них не отрывает.
Потом подходит к Панкратову-Черному и говорит: «Никита, дай автограф».
Панкратов растерялся, но виду не показывает.
Уже и фильм «Мы из джаза» вышел, и «Зимний вечер в Гаграх» — вроде ж популярность была.
А тут вдруг опять с Михалковым перепутали!
Ромашин и Хмельницкий сидят давятся от смеха.
Панкратов подумал, а потом взял протянутую ручку и расписался.
«С приветом! Никита Михалков».
А мужик не уходит, к Хмельницкому и Ромашину подошёл, ручку протягивает и говорит:
— И вы распишитесь.
А Панкратов и спрашивает:
— Мужик, а ты хоть знаешь, кто это такие?
— Конечно, — отвечает тот, глядя на Хмельницкого. — Кто ж Мишу Боярского не знает?..
Тут смеяться очередь Панкратова пришла.
Ромашину тоже уже почему-то не смешно.
— А меня-то ты знаешь? — спрашивает он.
— Василия Ланового вся страна знает, — с уверенностью отвечает мужик.
И протягивает актерам командировочное удостоверение.
«Желаю счастья в личной жизни. Михаил Боярский», — расписался Хмельницкий.
«Счастливой дороги, — написал Ромашин. И подписался: — Василий Лановой».

https://d.radikal.ru/d18/2110/1a/8ecb9a328c84.png

+1

357

Мы снимали картину, которая называлась «Очи черные».
Она снималась и в Москве, и в Костроме, и в Петербурге, и в Италии.
И там по сюжету упоминается шпиц, с которым гуляла Анна Сергеевна.
Ассистент по реквизиту был петербургский, всегда не очень трезвый и все время находивший этому объяснения: то у него болел зуб, то это лекарство... Вот он приволок пса значительно больше шпица, уверяя, что с большим трудом купил его у какой-то бабули, уговорив ее и обещав ей подарить фотокарточку Марчелло Мастроянни.
Заплатил какие-то астрономические, по его рассказам, деньги.
И таким образом у нас появился этот пес.
В общем, для шпица он был великоват.
Но мы посмотрели, что Лена Сафонова, игравшая главную роль, девушка крупная, и с маленьким песиком она бы выглядела в наше время немножко не так, как бы нам хотелось, так скажем.
Пса звали Яша. По крайней мере, так нам сказал этот человек.
Впоследствии уже выяснилось, что этот пес абсолютно дворняжный, с тяжелой судьбой, вероятно, боевой.
Но тем не менее пес оказался в работе потрясающий.
Во-первых, он сразу понял, кто главный, и прибился к итальянской продюсерше, Сильвии Чекки Д’Амико.
Ни Михалков, ни Мастроянни его не интересовали, он сразу понял, что в этой невысокой женщине весь смысл.

          https://d.radikal.ru/d26/2110/0e/40954d9ad68d.jpg

Снимался пес потрясающе. Действительно, ни одного дубля из-за него не было испорчено.
Нужно было спать – он лежал.
Сильвия его укладывала, гладила, и он лежал.
Длинная сцена, панорама, потом какая-то актерская сцена шла у Мастроянни с Сафоновой – пес лежал не шевелясь.
Как он это все понимал, не знаю.
Видимо, перспектива прекрасного будущего, которое он уже подозревал, заставляла его усмирять свой нрав.

Постепенно у Сильвии он отъелся. Съездил в Кострому, потом съездил в Петербург.
И потом он уехал в Италию, съемки закончились там.
И там же он и остался.
Сильвия – она дочь очень известной сценаристки Сузу Чекки Д’Амико, автора, в частности, «Римских каникул», «Похитителей велосипедов», многих картин Росселини. В общем, такая гранд-дама итальянского кино.
Она очень властная женщина была.
У них до этого жила какая-то собака, которая очень тяжело и долго умирала. И Сузу сказала, что больше у нас собак в доме не будет.
То, что она говорила, было категорично.
И когда появилась Сильвия с Яшей (у них была двухэтажная квартира), то бабушка ей сказала: на второй этаж, и чтобы я его не видела.

Яша сразу все понял. Когда приходил с прогулки, он сразу бегом бежал на второй этаж.
Но длилось это недолго.
Однажды гулявшая с псом бонна-филиппинка принесла его на руках, трясясь от ужаса, и сказала, что совершенно неожиданно он вдруг спрыгнул с тротуара на проезжую часть и попал под велосипед.
В травмах, помятый, ну, естественно, куда его тащить на второй этаж.
Она его положила прямо в прихожей.
Бабушка, при всей своей суровости, не чужда была и некоего человеколюбия, или собаколюбия, в данном случае.
Она подошла и первый раз его погладила.
Пес вяло помахал хвостиком, благодарно посмотрел.
Потом приходил ветеринар.
И пес в течение недели примерно лежал на диванчике.
Когда я примерно через три недели опять появился в этом доме, пес уже валялся на первом этаже на диване уже у Сузу.
На Сильвию он смотрел примерно так же, как на бонну, с ним гулявшую.
Он переменил хозяйку.
Он был ухоженный, он был мыт шампунем, от него пахло лучше, чем от хозяев в этом доме.
Пес прекрасно питался.

Потом я уехал. Прошло какое-то время, я опять оказался в Италии, пришел к ним в гости.
Пес вроде меня не узнал, он никак не среагировал на мой приход.
Там было много народу, все сидели за столом.
Все гладили Яшу, чем-то его кормили.
Хозяева говорили: не надо его кормить.
Яша скромно стоял: ну, не надо, так не надо.
Но если давали, он съедал.
А так ничего не просил.
Чудно понимал по-итальянски все команды.
Мне предложили: а поговори с ним по-русски, может быть, он что-нибудь вспомнит.
Я что-то ему говорил, называл какие-то имена, пес никак не реагировал.
И я решил, что все, уже отрезанный ломоть.
Народ еще оставался там, а мне нужно было уйти чуть пораньше, и в прихожей, уже когда я почти открывал дверь и выходил, ко мне подошел Яша, покосившись на оставшихся в комнате, ткнулся мне носом в коленку и молча так стоял.
Мол, ну ты ж пойми, ситуация.
Я его погладил, он благодарно помахал хвостом и ушел.

Вот так пес выбрал шикарную неволю вместо вольной собачьей жизни в Петербурге.
Пес прожил долгую счастливую жизнь.
Он уезжал на отдых в Монтекатини, пил эти термальные воды.
Всегда был ухожен, прекрасен.
Вот такую судьбу, можно сказать, он выбрал себе сам.
Потому что он все сделал для этого.
Он совершенно сознательно по жизни шел к этому, выбрал эту судьбу.

Александр Адабашьян

https://b.radikal.ru/b02/2110/98/05871f57d083.jpg

+2

358

Последний раз я встретился с Сергеем Есениным за год до его смерти, в 1924 году.

https://a.radikal.ru/a42/2110/3d/a06688c669d5.jpg

Из молодого студента-медика я уже превратился в молодого учёного и находился в санатории Дома учёных в Царском Селе (тогда называвшемся «Детским Селом»).
Я был «королём», как в шутку называли старосту из среды учёных, одной из 2 санаторий.
В другой санатории была «королева» — проф. Ольга Аркадьевна Шевелева, почтенная семидесятилетняя женщина, врач-гинеколог, бывшая рязанская помещица, потерявшая всё своё состояние во время революции, но оставшаяся чудесным образом в живых.
Эта замечательная женщина была не только выдающимся врачом и учёным, но обладала ещё особым шармом, привлекавшим к ней всех окружающих. Пышные седые волосы, пышный бюст, вечно розовые щёки, добрая улыбка, умные, живые и детски-чистые глаза — заставляли забывать о её семидесятилетнем возрасте и любоваться ею.
Она очень любила музыку и поэзию, и по её инициативе в санатории часто устраивались литературные вечера молодых поэтов, напр., Всеволода Рождественского, Николая Тихонова и др.
Обыкновенно Ольга Аркадьевна всегда советовалась со мной о том, когда и кого пригласить и какой вечер устроить.
И вот однажды «королева» пришла ко мне со совей «инфантой» (т. е. заместительницей старосты) и заявила, что необходим серьёзный «королевский совет».
«В Царское Село, — конфиденциально заявила О. А., — приехал знаменитый поэт-скандалист Сергей Есенин. Говорят, что все его выступления за последнее время кончаются скандалами, что он всегда напивается пьяным, бьёт стёкла, дерётся… Но всё-таки хотелось бы его пригласить к нам в санаторию, чтобы он почитал нам свои стихи… Я так люблю Есенина. Он такой русский, такой горячий, такой талантливый!.. Но я боюсь, обойдётся ли его вечер без скандала?»
Я сказал О. А., что немного знаю Есенина, дважды встречался с ним раньше, тоже очень люблю и очень ценю его и ради огромного эстетического наслаждения при слушании его стихов готов рискнуть и на скандал, хотя почему-то убеждён, что в санатории Есенин скандалить не будет.
И мы решили его пригласить.
Часов в 6 вечера Есенин пришёл к санаторию в сопровождении молчаливого и растрёпанного молодого «поэта» — Ивана Приблудного (так представился сам «поэт» и так его назвал Есенин).
Узнав меня и приветливо со мной поздоровавшись, Есенин отвёл меня в сторону и смущённо сказал:
«Уж не знаю, как мне быть? Что читать? Как держаться? Я читал свои стихи и поэтам, и студентам, и рабочим, и проституткам, а вот в санатории Дома учёных ещё никогда не читал… Что интересует этих почтенных «старцев»?»
— Во-первых, здесь очень мало «старцев», — перебил я, — во-вторых, здесь все русские, горячо любящие свою родину Россию… Читайте свои стихи о России.
— Да ну?! — воскликнул радостно Есенин. — Так ведь это же мои самые любимые стихи! — и глаза его вспыхнули почти белым «голубым огнём».
Читал Есенин прекрасно. Его страстные и в то же время нежные стихи о России звучали, как русская народная песня, которая, по словам Гоголя, «рыдает и хватает за сердце»!
Он захватил сердца всех слушателей.
Молча, затаив дыхание, полные внимания и очей, и душ, — слушатели Сергея Есенина молодые и старые русские учёные, научные сотрудники, доценты, профессора и академики.
Успех был огромный.
На глазах у многих были слёзы… <...>
Стало так тихо, точно все перестали дышать…
И вдруг заключительные слова:
«Я… хочу… (Есенин остановился и внимательно оглядел всех)… при последней минуте… (снова пауза, усилившая значительность его просьбы)… попросить тех, кто будет со мной, —
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать,
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать!…

Все плакали.
Плакал и Есенин.
Плакал, и не только душой. Улыбаясь смущённо, он украдкой, едва заметным торопливым движением слегка вытер кончиком пальца впадину под одним глазом, так, как будто смахнул какую-то соринку.
Вечер кончился совсем неожиданно.
Седая «королева» — проф. О. А. Шевелева вдруг обратилась к Есенину:
«Серёженька, родной мой! Я ведь тоже рязанская! А ты знаешь наши рязанские песни? Давай споём вместе!..»
И, обнявшись, рязанский крестьянин и рязанская помещица, совершенно позабыв о всякой классовой борьбе и ненависти, стали петь рязанские русские народные песни.
Было очень трогательно. И один профессор-экономист сказал: «Это выше марксизма!»

После скромного чая с бутербродами, без вина, Есенин, тепло и просто попрощавшись со всеми, тихо ушёл в сопровождении молчащего всё время Ивана Приблудного…

Иван Андреев
Мои встречи с Сергеем Есениным

+1

359

0

360

+1


Вы здесь » Радушное общение » Литературный раздел » Байки, рассказы , истории театральные и не только...