Радушное общение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Радушное общение » Литературный раздел » Байки, рассказы , истории театральные и не только...


Байки, рассказы , истории театральные и не только...

Сообщений 61 страница 80 из 411

61

Татьяна Ф
Очень интересно. Помню, зачитывались... Немного солнца в холодной воде...

0

62

Молодец, Француаза. Безбашенным иногда везет.
Тоже зачитывалась. А сейчас задала вопрос, буду ли перечитывать, - ничего не откликнулось...

0

63

Не надо ничего бояться
Алла Демидова--- Я никогда не позволяла Любимову кричать на себя

https://rg.ru/2019/09/12/alla-demidova- … G9vgS14aYE

https://d.radikal.ru/d13/1909/e1/14b3d3a690da.jpg

0

64

У Сальвадора Дали была очень хитрая уловка для владельцев ресторанов.

https://c.radikal.ru/c23/1910/68/6fd21a4bae88.jpg

Посещая развлекательное заведение впервые, он собирал большую компанию друзей и знакомых, и целый вечер угощал всех любыми блюдами и напитками из меню.

Когда же приходило время расплачиваться по счетам, художник демонстративно выписывал чек на огромную сумму, а затем... переворачивал чек и на обратной стороне писал несколько теплых слов в благодарность хозяину заведения и ставил свой автограф.

Расчет мэтра был прост и безотказен: пользуясь своей славой живого гения, Дали был уверен, что хозяин ресторана ни за что не решится обналичить чек с оригина
лом подписи самого Дали!

Так оно обычно и бывало: рестораторы понимали, что смогут со временем выручить гораздо больше денег за этот чек, чем просто сумма по счету, ну а мэтр экономил кучу денег.

0

65

Татьяна Ф написал(а):

У Сальвадора Дали была очень хитрая уловка для владельцев ресторанов.

Посещая развлекательное заведение впервые, он собирал большую компанию друзей и знакомых, и целый вечер угощал всех любыми блюдами и напитками из меню.

Когда же приходило время расплачиваться по счетам, художник демонстративно выписывал чек на огромную сумму, а затем... переворачивал чек и на обратной стороне писал несколько теплых слов в благодарность хозяину заведения и ставил свой автограф.

Расчет мэтра был прост и безотказен: пользуясь своей славой живого гения, Дали был уверен, что хозяин ресторана ни за что не решится обналичить чек с оригина
лом подписи самого Дали!

Так оно обычно и бывало: рестораторы понимали, что смогут со временем выручить гораздо больше денег за этот чек, чем просто сумма по счету, ну а мэтр экономил кучу денег.

Он был еще и весьма умен.

+1

66

Экзамен на режиссерском факультете ВГИКа:

— Допустим, мужчина и женщина пришли вместе в гости.
Как сразу дать понять зрителям, что это — муж и жена?

Один студент:
— Она поправляет ему галстук.
— А может, это его секретарша?
Другой студент:
— Она нежно целует его в прихожей.
— Ну, это, скорее, любовница.
Третий:
— Он ворчит: "Зачем я на тебе женился..."
— А может, они уже в разводе?
Четвертый:
— Он достает у нее из сумочки платок, сморкается и сует обратно в сумку.
— Пять.

Это не анекдот, а реальная история из мастерской Михаила Ромма — студентам ВГИКа нужно было сделать бессловесный этюд, где мужчина и женщина входят в помещение – и зрителям сразу должно быть понятно, что те женаты.
Студентом-автором оригинального этюда с носовым платком был юный Андрей Тарковский.

https://c.radikal.ru/c23/1910/81/8386e0a0e7ad.jpg

+5

67

Татьяна Ф
Гениально! :)

0

68

Татьяна Ф
Прекрасный рассказ. Гений-всегда гений.

0

69

Киношная группа приехала в Переделкино снимать дедушку Корнея.
Все понимали, что запись на природе выгодно отличается от съёмки в квартире.

Корней Иванович рассказал об усатом Тараканище, Мухе-цокотухе, бегемоте, застрявшем в болоте.
Киношники закончили съёмку, свернули аппаратуру и вышли на улицу.

– Хорошо у них в Переделкине! – сказал режиссёр, потягиваясь. – Птички поют. Пиши себе и ни о чём не думай.

Он вдруг увидел пионерку, которая шла в их сторону по улице.
Это была замечательная девочка, с белым бантом на голове, алым галстуком на груди и красными сандалиями на крепких ножках.

– Давайте запишем девочку, – распорядился он. – Пусть скажет, как она любит дедушку Корнея.

Оператор включил камеру.

– Ты знаешь, кто такой Корней Чуковский? – спросил режиссёр, протягивая к девочке микрофон.

– Знаю! – громко ответила пионерка, глядя на него ясными глазами.
– Это очень плохой писатель!

Микрофон выпал из рук режиссёра.
Девочка проследовала по улице дальше.
Режиссёр не поленился и ещё раз сходил к Чуковскому.

– Это внучка Катаева… – потупил глаза классик.

В этом эпизоде отразилась вся жизнь переделкинских писателей. Любили они друг друга истово.

https://a.radikal.ru/a00/1910/1c/fab6d90fba40.jpg

Из книги Алеся Кожедуба «Внуковский лес»

+1

70

«На дворе стоял тридцать второй год. Шестнадцатилетний Зяма пришел в полуподвальчик в
Столешниковом переулке в скупку ношеных вещей, чтобы продать пальтишко (денег не было совсем).
И познакомился там с женщиной, в которую немедленно влюбился.
Продавать пальтишко женщина ему нежно запретила («простынете, молодой человек, только начало марта»).

Из разговора о погоде случайно выяснилось, что собеседница Гердта сегодня с раннего утра пыталась добыть билеты к Мейерхольду на юбилейный «Лес», но не смогла.
Что сказал на это шестнадцатилетний Зяма?
Он сказал: «Я вас приглашаю».
– Это невозможно, – улыбнулась милая женщина. – Билетов давно нет…
– Я вас приглашаю! – настаивал Зяма.
– Хорошо, – ответила женщина. – Я приду.
Нахальство юного Зямы объяснялось дружбой с сыном Мейерхольда.
Прямо из полуподвальчика он побежал к Всеволоду Эмильевичу, моля небо, чтобы тот был дома.
Небо услышало эти молитвы.Зяма изложил суть дела – он уже пригласил женщину на сегодняшний спектакль, и Зямина честь в руках Мастера! Мейерхольд взял со стола блокнот, написал в нем волшебные слова «подателю сего выдать два места в партере», не без шика расписался и, выдрав листок, вручил его юноше.
И Зяма полетел в театр, к администратору.
От содержания записки администратор пришел в ужас. Никакого партера, пущу постоять на галерку…
Но обнаглевший от счастья Зяма требовал выполнения условий!
Наконец компромисс был найден: подойди перед спектаклем, сказал администратор, может, кто-нибудь не придет…
Ожидался съезд важных гостей.
Рассказывая эту историю спустя шестьдесят с лишним лет, Зиновий Ефимович помнил имя своего невольного благодетеля: не пришел поэт Джек Алтаузен! И вместе с женщиной своей мечты шестнадцатилетний Зяма оказался в партере мейерхольдовского «Леса» на юбилейном спектакле.
И тут же проклял все на свете.
Вокруг сидел советский бомонд: тут Бухарин, там Качалов…
А рядом сидела женщина в вечернем платье, невозможной красоты.
На нее засматривались все гости – и обнаруживали возле красавицы щуплого подростка в сборном гардеробе: пиджак от одного брата, ботинки от другого…
По всем параметрам, именно этот подросток и был лишним здесь, возле этой женщины, в этом зале… Гердт, одаренный самоиронией от природы, понял это первым.
Его милая спутница, хотя вела себя безукоризненно, тоже явно тяготилась ситуацией.
Наступил антракт; в фойе зрителей ждал фуршет. В ярком свете диссонанс между Зямой и его спутницей стал невыносимым.
Он молил бога о скорейшем окончании позора, когда в фойе появился Мейерхольд.
Принимая поздравления, Всеволод Эмильевич прошелся по бомонду, поговорил с самыми ценными гостями…
И тут беглый взгляд режиссера зацепился за несчастную пару. Мейерхольд мгновенно оценил мизансцену – и вошел в нее с безошибочностью гения.
– Зиновий! – вдруг громко воскликнул он. – Зиновий, вы?
Все обернулись. Мейерхольд с простертыми руками шел через фойе к шестнадцатилетнему подростку.

– Зиновий, куда вы пропали? Я вам звонил, но вы не берете трубку…
(«Затруднительно мне было брать трубку, – комментировал это Гердт полвека спустя, – у меня не было телефона».
Но в тот вечер юному Зяме хватило сообразительности не опровергать классика.)
– Совсем забыли старика, – сетовал Мейерхольд. – Не звоните, не заходите… А мне о стольком надо с вами поговорить!
И еще долго, склонившись со своего гренадерского роста к скромным Зяминым размерам, чуть ли не заискивая, он жал руку подростку и на глазах у ошеломленной красавицы брал с него слово, что завтра же, с утра, увидит его у себя… Им надо о стольком поговорить!

«После антракта, – выждав паузу, продолжал эту историю Зиновий Ефимович, – я позволял себе смеяться невпопад…» О да! если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд?
Наутро шестнадцатилетний «король» первым делом побежал в дом к благодетелю.
Им надо было о стольком поговорить! Длинного разговора, однако, не получилось.
Размеры вчерашнего благодеяния были известны
корифею, и выпрямившись во весь свой прекрасный рост, он – во всех свысока – сказал только одно слово:
– Ну?
Воспроизводя полвека спустя это царственное «ну», Зиновий Ефимович Гердт становился вдруг на локоть выше и оказывался невероятно похожим на Мейерхольда…»

https://a.radikal.ru/a11/1910/9e/136c2b4f9db0.jpg

+3

71

Это даже  не байка , а  очень крошечная  история   о том  ----

"
Зиновия Гердта после ранения оперировала хирург, которую звали, представьте себе, Ксения Максимилиановна Винцентини.
Итальянка по отцу.
Она и сохранила Гердту ногу; было несколько операций, и всякий раз он боялся, что его везут на ампутацию, но она, наклоняясь над каталкой, всякий раз обещала:
- Я буду резать - вдоль...
Потом она приходила к нему в палату; они подружились.
И однажды Ксения Винцентини по секрету сказала Гердту, что ее муж был арестован, а теперь работает в каком-то закрытом месте...

Мужа звали - Сергей Королев.

https://c.radikal.ru/c04/1910/54/b9a3e03458d3.jpg

Неисповедимы пути Господни....

0

72

Байка времен ефремовского «Современника»---

/ ее поведала актриса Алла Покровская./

Олег Ефремов, преданный рыцарь Театра, просто заразил своих соратников любовью к Системе Станиславского.
Любые посиделки неизменно сводились к разговорам об элементах Системы: о Внимании, Общении, Оценке факта…
Однажды на гастролях в Румынии актеры собрались в гостинице – отметить окончание рабочего дня.
Отметили, после чего Александр Калягин и Валентин Гафт затеяли спор о Системе, а Евгений Евстигнеев, «отметивший» покруче прочих, завалился на кровать и моментально захрапел.
Он вообще споров об актерском мастерстве не уважал и теорией не интересовался, полагаясь больше на талант и интуицию.

Гафт же с Калягиным сцепились крепко и доспорились до того, что решили тут же в номере, на суд прочих товарищей по профессии, сыграть этюд на Оценку факта – кто лучше!
Фабулу придумали такую: у общественного туалета человек ждет очереди по малой нужде.
Туалет все занят и занят, в конце концов он не выдерживает, дергает дверь, она открывается, а там – повешенный!
Не поленились – соорудили «повешенного» из подушки, прицепили его в стенной шкаф и принялись играть.
Один сыграл неподдельный ужас и бросился с криком за помощью, другой, представив возможные неприятности, тихонько слинял, пока никто не увидел… Актеры-то блистательные, что Гафт, что Калягин – оба сыграли классно, «судьи» затруднились, и тогда кто-то предложил разбудить Евстигнеева – посмотреть, что он сделает!
Долго расталкивали, объясняли наперебой, он отбрыкивался, пытался завалиться обратно, наконец, пробурчал: «Ладно!» – и пошел к шкафу.
Уже через секунду все ржали, глядя, как Евстигнееву невтерпеж, как он приседает и припрыгивает, как он сначала деликатно постукивает, потом барабанит в дверь…
В конце концов, доведенный до полного отчаяния, он рвет на себя дверь «туалета», видит этого «повешенного», ни секунды не сомневаясь, хватает его, сдирает вместе с веревкой, выкидывает вон и, заскочив в туалет, с диким воплем счастья делает свое немудреное дело, даже не закрыв дверь!

Громовой хохот, крики «браво!» и единогласно присужденная победа были наградой гениальному Евстигнееву, который, раскланявшись с аудиторией, тут же рухнул досыпать.

0

73

https://a.radikal.ru/a03/1910/29/b511f42363a6.jpg

....Я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошёл, когда со мной ну только смерти не было, она просто случайно мимо прошла. Он, наверное, берег меня для каких-то маленьких моих свершений...
До войны я жил у тётки, мне было шесть лет, в какой-то праздник она дала мне тридцать рублей: „Пойди в церковь, отдай на храм“.
Тридцать рублей!
Я помню, они были такие длинные, красненькие.
А мороженое, которое я так любил, стоило двадцать копеек. На эти деньги года полтора можно есть мороженое! Нет, не отдам я тридцать рублей каким-то тётям и дядям в храме.
Я уже принял решение, что оставлю деньги себе, а тётке скажу, что отнёс.
И тем не менее почему-то всё равно иду к храму.
Сам не понимаю, как с зажатым кулаком я оказался около церкви.

Зашёл внутрь, там было так красиво, я стоял весь разомлевший, а потом легко подошёл к служителю и сказал: „Возьмите на храм, возьмите, пожалуйста...“
И вот сейчас я убеждён, что это Господь меня испытывал.
С той поры я понял, что Кто-то на Небе поверил в меня.
Если бы тогда я не отдал эти деньги, я не смог бы пройти войну, плен, тюрьму...»
Однажды я рассказал эту историю Олегу Табакову. Он удивился и сказал, что с ним была почти такая же история.
Он с бабушкой жил на окраине Саратова. Недалеко был лагерь немецких военнопленных. В 1944 году в нескольких городах прошли прогоны немецких военнопленных по улицам. Шла репетиция такого прогона и в Саратове. Немцев построили, прогнали к замёрзшей Волге. Там они помёрзли с часик, и потом их погнали обратно в бараки.
«И моя бабушка, — говорит Табаков, — почему-то сжалилась над ними. Это странно, потому что у неё к этому времени один сын пропал без вести на войне с немцами, другой сын вернулся с неё калекой.
А она, увидев, как они мёрзнут, отрезала им от своего пайково-карточного хлебушка половину и говорит: „Олежек, отнеси“.
Мне было так страшно — я боялся наших конвоиров, я боялся овчарок, я боялся этих немцев...
Но я пошёл и отнёс им этот хлеб и — бегом назад.
И я убеждён, что Господь за этот хлеб меня отблагодарил: в 1992 году, когда гайдаровские реформы довели до голода, было впору закрывать театр.
И вдруг, в самую трудную минуту, звонок из Ленинградского морского порта: „Вам пришёл контейнер с гуманитарной помощью из Германии“.
Оказывается, какие-то театры в Германии решили собрать помощь театру Олега Табакова.
Несколько раз в году они присылали эти контейнеры, и это помогло выжить артистам, не закрыть театр...
Я убеждён, что так вот та горбушка мне вернулась от Бога...»

Иннокентий Смоктуновский

+1

74

От сумы, тюрьмы и миллионов.
За неизвестное стихотворение Геннадия Шпаликова коллекционер в Аукционном доме «Антиквариум» предложил 1 миллион 600 тысяч рублей

https://www.novayagazeta.ru/articles/20 … E-2_2r6hEk

https://d.radikal.ru/d14/1911/24/4a696e92dfb4.jpg https://d.radikal.ru/d13/1911/de/af5397a9f849.jpg

0

75

Про празднование  в 60-е, Нового года..
А Вознесенский

"…Мы жили рядом с Таганкой, пока аллергия не выгнала меня из города.
Там, на Котельнической, мы встречали Новый год под его <Высоцкого> гитару.
Володя Высоцкий был с Люсей Абрамовой.
Заходите, читатель, ищите стул, а то располагайтесь на полу. Хватайте объятые паром картофелины и ускользающие жирные ломти селедки. Наливайте что Бог послал!
Пахнет хвоей, разомлевшей от свечек. Эту елку неожиданно пару дней назад завез Владимир с какими-то из своих полууголовных персонажей.
Гости, сметя все со стола — никто не был богат тогда, — жаждут пищи духовной.
Будущий Воланд, а пока Веня Смехов, каламбурит в тосте.
Когда сквозь года я вглядываюсь в эти силуэты, на них набегают гости других ночей той квартиры, и уже не разобрать, кто в какой раз забредал.
Вот Олег Табаков с ядовитой усмешкой на капризном личике купидона еще только прищуривается к своим великим ролям в „Обыкновенной истории“ и „Обломове“. Он — Моцарт плеяды, рожденной „Современником“.
Тяжелая дума, как недуг, тяготит голову Юрия Трифонова с опущенными ноздрями и губами, как у ассирийского буйвола. Увы, он уже не забредет к нам больше, летописец тягот, темных времен и быта, асфальтовой Москвы.
Читает Белла. Читая, она так высоко закидывает свой хрустальный подбородок, что не видно ни губ, ни лица, все лицо оказывается в тени, видна только беззащитно открытая шея с пульсирующим неземным знобящим звуком судорожного дыхания.
Снежинки, залетая, таяли на плечах головокружительно красивой Людмилы Максаковой.
Безбородый Боря Хмельницкий, Бемби, как его звали тогда, что-то травит безусому еще Валерию Золотухину.
Тот похохатывает, как откашливается, будто горло прочищает перед своей бескрайней песней „Ой, мороз, мороз…“.
И каждый выпукло светится, оттененный бездной судьбы за спиной.
В проем двери, затягивая, глядела великая тьма колодца двора. Двор пел голосом Высоцкого.
Когда он рванул струну, дрожь пробежала. Он пел „Эх, раз, еще раз…“, потом „Коней“. Он пел хрипло и эпохально:
„Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее“…......."

https://d.radikal.ru/d40/1911/8c/32ec59c44af8.jpg

+1

76

Малюсенькая  история   про Александру  Николаевну.

/ рассказывает Градский/

https://d.radikal.ru/d40/1911/75/dabaaccb7237.png

Середина 80-х, наверно.
Я агитирую Макаревича  в Росконцерт.
А он отказывался, упирался. *Не хочу я работать в *Росконцерте*, меня заставят там какое-то дерьмо играть*.
И доля правды в этом была. Я всем сказал: если вы хотите, чтобы «Машина времени» ездила и делала сборы, то как она будет играть песни советских авторов? Они должны играть свои вещи. Иначе просто на концерт никто не придет. Их освищут.
И Макар жутко упирался. Он не хотел идти на профессиональную работу, хотел остаться в клубах, со своей аудиторией.

Наконец-то я его уболтал. Мы с ним по телефону на эту тему разговаривали.
Он выражал очень серьезные опасения.
Я говорил: «Ну я же пою? Я же езжу. Что тебе мешает?» –
«Вот мне скажут...». Кстати, сказали и раз, и другой, и третий… была эта хрень.
И я на худсоветы ездил, отбивал его,
и Пахмутова по моей просьбе приезжала.

Она говорила: «Тебе нравится «Машина времени»?».

Я отвечал: «Мне – да» –
«А мне что-то не очень».
Я говорю: «Александра Николаевна, я вас очень прошу».
Она: «Поняла».

Аля вставала первой и говорила:
«Это замечательный музыкальный коллектив со своим ярко выраженным художественным лицом!».

И после этого все затыкались, и худсоветы проходили на ура.

Она спрашивала: «Ну, я все правильно сказала?»;
я говорю: «Конечно, правильно, Александра Николаевна».

https://a.radikal.ru/a08/1911/d7/89b700be9c0a.jpg

+1

77

Игралась в театре некая героическая музыкальная драма - с любовью, смертями и прочей патетикой. И вот за несколько часов до спектакля обнаруживается, что местная прима объелась мороженого и заглавную партию петь никак не может. Голос сел. Как говорится, всерьез и надолго. Режиссер - в панике: билетов, как на грех, раскупили много. И тут... в общем, совсем как в голливудском сюжете на тему "Так становятся звездами". Является к режиссеру одна молоденькая хористочка и заявляет, что она всю жизнь мечтала об этой роли, что она знает все арии, что она готова без единой репетиции все отпеть и отыграть, и т.д. , и т.п. Ну, режиссеру, в общем-то, деваться особо некуда. Он машет рукой и выпускает юное дарование на сцену. Но как только занавес поднялся и дарование открыло свой прелестный ротик, тут же обнаружилось, что голливудский сценарий в степях Украины ну никак не проходит. Поет юное создание прескверно, играет еще хуже. Режиссер за сценой мучается. Но не останавливать же спектакль, раз начали! Доходит дело до второго акта. Кульминация: героиня встречается со своим бывшим возлюбленным и в самый патетический момент призывает его: "Вбий мене!" (т.е. "убей меня!" - спектакль идет по-украински). И герой должен совершить свое черное дело. Ну, юное дарование на сцене, как положено, раскидывает руки и восклицает: "вбий мене!". Герой бросается на нее с бутафорским ножом и тут... Надо полагать, что лицо у артиста и вправду было зверское - намучился с партнершей за спектакль! Но так или иначе, а юная хористочка испугалась всерьез. И в последний момент отскочила в сторону. А стало быть, и не дала себя заколоть - как по роли положено. Оба стоят. Что делать - никто не знает. В конце концов хористочка решает продолжить с той же точки. Опять раскидывает руки и кричит: "вбий мене!". Герой - на нее. А она, с перепугу - опять в сторону! В общем, повторилась история и в третий раз. Но тут уже герой изловчился, отловил-таки девицу и, как положено по роли, "убил". В этот момент за сценой должен был грянуть патетический хор. Но хор не грянул. Не грянул он потому, что все хористы и хористки стояли, согнувшись пополам, или катались по сцене (за задником) в припадке неудержимого хохота. А хохотали они потому, что режиссер спектакля, стоя рядом с ними и видя, что творится на сцене, стал биться головой о ближайшую трубу и приговаривать: "Поймай ее, суку, и убей! Поймай ее, суку, и убей!".
Вот до чего доводит людей искусство.

+1

78

В одном из небольших гоpодов театp пpоездом давал "Гpозy" Остpовского. Как многие, наверно, помнят, там есть сцена самобpосания тела в pекy. Для смягчения последствий падения обычно использовались маты. И обычно их с собой не возили, а искали на месте (в школах, споpтзалах). А здесь вышел облом: нет, не дают, никого нет и т. п. В одном месте им пpедложили батyт. Делать нечего, взяли, но в сyматохе (или намеpенно) забыли пpедyпpедить актpисy. И вот пpедставьте себе сценy: геpоиня с кpиком бpосается в pекy... и вылетает обpатно. С кpиком... И так несколько pаз... Актеpы с тpyдом сдеpживаются (сцена тpагическая), зpители в тpансе... В этот момент один из стоящих на сцене с пpоизносит:
– Да... Hе пpинимает матyшка-Волга...
Актеpы, коpчась, падают, актpиса визжит, зpители сползают с кpесел...

+3

79

С таким удовольствием прочитала эти странички. Спасибо.

0

80

История  про  фото
"Последний день Михаила Барышникова в России"

https://c.radikal.ru/c19/1911/39/ac19190d5a44.jpg

45 лет назад одним невозвращенцем в СССР стало больше. В 1974 году в Ленинграде, дома у звезды советского балета Михаила Барышникова собрались друзья, чтобы отметить его отъезд на долгие зарубежные гастроли в Америку. Они не знали, что видят Барышникова в последний раз.

О проводах «Собеседнику» рассказал автор этой фотографии Валерий Плотников.

«А когда ты вернешься?»

«Я думаю, что Миша и сам не знал, что уже никогда не вернется из-за границы на родину, – рассказывает Валерий Плотников.
– Он тогда только что наконец-то обзавелся своей настоящей, собственной хорошей квартирой в хорошем доме.
Этот дом стоит на углу Мойки и Лебяжьей канавки, где Лиза из «Пиковой дамы» ждала Германна («Уж полночь близится, а Германна все нет»), в котором сегодня живет Миша Боярский и где находится квартира семьи Анатолия Собчака.
Не знаю, принадлежит ли она до сих пор его вдове и дочери Ксении. Но самым первым знаменитым жителем этого дома был Миша Барышников.
Вот мы и пришли к нему в гости, думая, что он уезжает ненадолго. Наверное, поэтому в тот день у него было не так уж много народу.
В левом углу снимка в светлом пиджаке – это Кирилл Ласкари, сводный брат Андрюши Миронова, рядом с ним стоит актер Игорь Окрепилов, душа всех петербургских компаний, а в дверном проеме – черный пудель Фома, которого Миша Барышников очень-очень любил.
Справа на фотографии, кажется, Нина Ургант, впрочем, за давностью лет я уже не очень уверен. Прошло ведь 45 лет.

Я помню, как Миша, до этого живший по чужим комнатам, был счастлив, когда получил эту двухкомнатную квартиру.
По тем временам это было роскошно. Хотя комнаты были смежные, но там была отдельная большая кухня, черный и парадный входы – и это было здорово. Михаил еще не успел разложить свои вещи – вон у стены стоит неразобранная коробка.
В общем, у Миши тогда было такое въездно-пред-отъездное состояние.

И вот я собирался сделать портрет Барышникова, с которым мы на тот момент были уже давно и хорошо знакомы.
Именно художественный портрет, а не кадр из спектакля. Гениальный портрет, ни больше ни меньше, да», – улыбается Валерий Федорович.

А поскольку Барышников как раз собирался уезжать за границу на гастроли, Валерий Плотников попросил его привезти оттуда какие-то детали для этого портрета – ну, например, что-то типа пушкинской крылатки черного цвета.

«Мне почему-то мнилось, что там, в далекой Америке, непременно продаются пушкинские крылатки.
Ну, во всяком случае, у нас-то ничего такого купить было невозможно.
И я, думая о том, когда мы будем снимать, спросил у Миши: «А когда ты вернешься?»
И Миша сказал, что где-то осенью, через полгода. Когда я сообразил, что это надолго, то выманил Мишу на улицу сделать, так сказать, эскиз к будущему портрету.
Мы нашли у него в гардеробе что-то черное и пошли к Генеральному штабу.

Ну а эту фотографию я сделал, уже когда мы вернулись.
Миша мне не позировал, он просто сам по себе так сидел на полу, шпагат для него пустяк.
Мы обсуждали его машину – Миша перед самым отъездом купил себе новую «Волгу», о которой давно мечтал. Сегодня сложно себе представить, каким феноменальным событием в застойные советские времена была покупка автомобиля! – восклицает Валерий. – И кстати, и квартира, и покупка машины были очень убедительным доказательством того, что Миша перед этими гастролями никак не собирался остаться за границей насовсем.
С этой «Волгой» была целая история.Это сейчас Миша имеет всё и по всему миру, а тогда он бегал по друзьям, занимал на покупку деньги.
И потом ему это, конечно, припомнили: мало того что Барышников, мол, предатель родины, он еще и своих друзей предал, взял деньги и нарочно не вернулся, чтобы не отдавать. Это про Мишу-то! Конечно же он всегда отдавал долги сторицей».

Вздор и гений
В то время атмосфера недоверия уже сгущалась вокруг Барышникова.
За ним поглядывали в Питере, а на гастролях откровенно доставали слежкой и унижениями.
И решение Барышникова остаться в Америке было хоть и абсолютно спонтанным, но вполне логичным.

«Он же прекрасно понимал, что он за личность, осознавал меру своего таланта. Точнее, меры как раз и не было. Миша – гений балета, – продолжает рассказ Валерий Федорович.
– Печально, что для Запада его гений был очевиден, а у нас его сковывали по рукам и ногам, Мише вечно приходилось отстаивать свое право на искусство – например право танцевать в балете Петрова «Сотворение мира».
А там ведь ничего крамольного и антиправительственного не было. Но по тем временам даже танец в трико телесного цвета вызывал у цензоров негодование. Ну а в чем, скажите на милость, должны танцевать обнаженные Адам и Ева?
И вот весь этот чиновничий вздор каждый раз и по любому поводу заедал Мишу.
Много сил уходило на сопротивление этому бреду, а он хотел работать свободно. Он же был окрыленным и открытым всему миру человеком. И он никогда не жаловался, ситуацию вокруг него я видел сам.
Кроме того, Миша был очень гармоничной личностью – его любовь к поэзии, его знание живописи поражали.
Он решил остаться, как и Нуреев, как и Макарова, для того, чтобы жить и дышать полной грудью.
И всей своей жизнью доказал, что заслуживает того положения, в котором сейчас находится. Но в его жизни было много и трагических моментов. Например, смерть матери, которая по своей воле ушла из жизни, и то, что Миша не контактировал с отцом, и многое другое не могло не обострить его характер».

Теперь, глядя на снимок, обращаешь внимание на то, как печален Барышников, его глаза, выражение лица, положение рук.
Но тогда, по словам Валерия Плотникова, это настроение не ощущалось.
Однако объектив не обманешь.

«Может, предчувствие, – комментирует Плотников.
– Миша, как я знаю, очень любил своего Фому.
Но на гастроли в Америку собаку не возьмешь. Это сегодня можно сделать элементарно, а тогда нет.
Потом Миша много раз пытался организовать переправку Фомы к нему за границу.
Но все эти попытки проваливались только потому, что спецслужбы из какой-то подлой мстительности и желания сделать гадость следили за всем, что касается Барышникова, включая его друзей, у которых был план переправить Фому в Финляндию на машине, что было более-менее реально, а уже оттуда – самолетом в Америку.
Миша беспрестанно звонил и спрашивал, «как там Фома».
Но, к сожалению, ничего не получилось, и пес так и остался в Ленинграде в статусе «член семьи врага народа».

* * *

+1


Вы здесь » Радушное общение » Литературный раздел » Байки, рассказы , истории театральные и не только...