Радушное общение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Радушное общение » Литературный раздел » Байки, рассказы , истории театральные и не только...


Байки, рассказы , истории театральные и не только...

Сообщений 101 страница 120 из 411

101

Из воспоминаний  А Вертинской---

Сразу после «Гамлета» меня пригласил Бондарчук — сыграть маленькую графиню Лизу в «Войне и мире».
Я долго отказывалась, потому что, как вы знаете, княгиня Лиза умирает родами.
Я была не готова к этому процессу — у меня еще не родился любимый сын Степан, и я сказала, что не знаю, не умею и не понимаю, что надо делать.
Но Бондарчук был очень уперт: «Не волнуйся, Настя. Не страшно, что ты еще не рожала. Я тебя научу».

Пришла на репетицию, на меня надели ватный живот на бретельках — теплый такой, и он мне сказал: «Ты часа два погуляй по Мосфильму, а потом приходи.
Но старайся вести себя так, чтобы никто не заподозрил, что это не настоящий живот».
И я пошла.
Сначала осторожно, держась за стенки.
Люди останавливались: тебе не плохо?
Не-не-не, у меня все нормально, говорила я.
Потом осмелела, пришла в буфет, мне уступили очередь, взяла еду, мне принесли еще — сказали, ешьте-ешьте, вам надо.

Потом встретила приятельницу, она долго тянула: «а-а-а, а от кого?».
Да, Андрей, говорю (по роли-то муж у меня — князь Андрей).
«Ой, че-то я не помню, чтобы у тебя был Андрей. А что так сразу?»
— «Да как-то так получилось».
— «А скоро?»
— «Да. Скоро-скоро», говорю.
И какие только слухи не поползли обо мне и о каком-то Андрее по городу!
Когда я пришла к Бондарчуку, он внимательно посмотрел — а у него были пронзительные глаза — и сказал: «Так, хорошо, хорошо, ты уже, по-моему, готова».
И вот сцена с княжной Марьей, дурные предчувствия, что что-то случилось с князем Андреем, а он о ту пору ранен.
Мне Бондарчук для этого эпизода дал пяльцы, я вышиваю такой большой иголкой, нервничаю, что там с животом и что с князем, Бондарчук доволен. «Замечательно, — говорит, — тебе на пользу пошло, что ты два часа вживалась в образ.
Сейчас отдохнем пару минут и доснимем».
Я расслабилась, пяльцы отложила, сижу…
...он входит, смотри на меня и вдруг:
«Фу-у-у! Настя!
Ну что ты!
Два часа я тебя приучал, ты вышивала-вышивала, а иголку в живот воткнула».

https://a.radikal.ru/a35/1912/29/9ad177c5d01b.jpg

+1

102

**********************

На третий день после своего 70 -летия Константин Сергеевич Станиславский на листке бумаги  по просьбе артистки Нины Васильевны Тихомировой быстро написал ей на память:
«Долго жил.
Много видел.
Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей.
Жизнь раскидала всех по миру.
Искал славы. Нашёл.
Видел почести. Был молод. Состарился.
Скоро надо умирать.
Теперь спросите меня: в чём счастье на земле?
В познании.
В искусстве и в работе в постигновении его.
Познавая искусство в себе, познаёшь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант!
Выше этого счастья нет.
А успех?
Бренность.
Какая скука принимать поздравления, отвечать на приветствия, писать благодарственные письма, диктовать интервью.
Нет, лучше сидеть дома и следить, как внутри создаётся новый художественный образ.
1933 – 20 – 1.
70 лет жизни».

https://c.radikal.ru/c17/2001/95/bbd138e06c37.jpg

+2

103

Татьяна Ф написал(а):

в чём счастье на земле?
В познании.

Нравится  эта мысль.

0

104

Татьяна Ф написал(а):

**********************

На третий день после своего 70 -летия Константин Сергеевич Станиславский на листке бумаги  по просьбе артистки Нины Васильевны Тихомировой быстро написал ей на память:
«...
Какая скука принимать поздравления, отвечать на приветствия...».

Мне уже понятнее и ближе вот  эти строки  http://www.kolobok.us/smiles/standart/smile3.gif

+1

105

***********************
https://d.radikal.ru/d01/2001/ae/d8f5b8b256ed.jpg

«С самой великой в мире виолончелью я встретился в 1956 году, в Америке. По-моему, я был третьим советским артистом, появившимся там после революции.
Я играл в Нью-Йорке, в небольшом зале, знали меня мало, было немного народу, зато все виолончелисты Нью-Йорка пришли на этот концерт, а потом - за кулисы.

И пришел с ними один милый человек, Джером Ворбург, банкир и страшный любитель виолончельной музыки.
И вот он спросил: «Слава, хочешь взглянуть на Страдивари «Дюпор»?»
И тут меня затрясло. Дело в том, что все великие инструменты имеют имена.
Обычно это имена великих музыкантов, которым они принадлежали.
Однажды Дюпор играл в Тюильри императору Наполеону.
И Наполеону так понравилось, что он сказал Дюпору: «Дайте-ка мне вашу виолончель, хочу попробовать сам».
Взял, уселся, и тут раздался истошный крик Дюпора.
Дело в том, что у Наполеона на сапогах были шпоры.
Но - поздно. Одной шпорой он уже процарапал виолончель.
Вот эту легендарную вещь с царапиной Наполеона мне и предлагалось посмотреть.
Ночь я не спал.
Я думал об этой виолончели.
Я понимал, что, поскольку никогда не буду ею обладать, может, не стоит и встречаться, но соблазн был велик, человек слаб.
Наутро я отправился на свидание с ней.
И мне ее показали. Я попросил разрешения до нее дотронуться.
И мне разрешили, а жена Ворбурга сделала «полароидный» снимок этого касания. Я коснулся мифа. И повез в Москву снимок-доказательство.

Из Москвы меня вышибли 26 мая 1974 года.
Все отобрав на таможне.
«Это же мои награды», - сказал я таможеннику, сгребавшему конкурсные медали, значок лауреата Сталинской премии.
«Это, гражданин Ростропович, - отвечал таможенник, - награды не ваши, а государственные».
«Но вот и международные награды, и они не из латуни, из золота». -
«А это - ценные металлы, которые вы хотите вывезти за границу!»
Мне оставили только собаку Кузю.
А, в Англии бедного Кузю сразу схватили и бросили за решетку. В карантин. На полгода.
И мне, самому оставшемуся без гроша, ничего не оставалось, как страдальца навещать и носить ему передачи.
Спасли друзья.

Вдруг позвонил дядя Марк, Марк Шагал, и сказал: «10 сентября открывается моя мозаика в Первом американском банке в Чикаго.
Не смог бы ты сыграть на этом открытии Баха?»
Ну, я же не мог отказать дяде Марку.
Взял аванс, прилетел в Чикаго, зашел в гостиничный номер, услышал телефонный звонок, поднял трубку и услышал женский голос: «Слава, может быть, вы меня не вспомните, я вдова Джерри Ворбурга.
Он умер два года назад и перед смертью сказал: «Предложи нашу виолончель Ростроповичу. Если он ее не купит, пусть она навсегда останется в нашей семье».
Я знаю, купить ее вы не сможете, но звоню, выполняя последнюю волю мужа».
Я покрылся мурашками от наглости и сказал: «У вас единственный шанс безукоризненно выполнить волю вашего покойного мужа - немедленно прислать мне эту виолончель».
Вдова глубоко вздохнула: «Хорошо, я сейчас посмотрю расписание самолетов и, если успею, пришлю ее вам».
И перед самым началом концерта распахнулась дверь, за ней стоял человек, держа в руках Страдивари «Дюпор».
Я взял за горло это сокровище и на подгибающихся ногах отправился играть.
В маленьком зале, у камина, я играл Третью сюиту Баха, все плыло у меня перед глазами, в руках моих пела моя виолончель...
Моя, потому что у меня был друг, Пауль Сахер, в Швейцарии.
Я поехал к нему на другой же день и сказал: «Ты можешь составить счастье моей жизни?»
Он спросил: «Сколько?»
И тут же выписал чек.
А оформлена была покупка за один доллар. Так принято, когда продается вещь, не имеющая цены. И даже те деньги, которые я заплатил, - ничто, этот инструмент - достояние человечества. А я на нем играю.

...С некоторых пор я не могу понять, где мы с ней разъединены.
У меня есть портрет, сделанный замечательным художником Гликманом, он живет в Германии, ему за восемьдесят сейчас.
На портрете виолончель стала таким красным пятном у меня на животе, вроде вскрытой брюшины. И в самом деле, я ощущаю ее теперь так, как певец ощущает свои голосовые связки. Никакого затруднения при воспроизведении звуков. Она перестала быть инструментом».

МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ

https://a.radikal.ru/a39/2001/95/8a07bc17b077.jpg

+4

106

Татьяна Ф
Какой потрясающий рассказ великого музыканта. "Моя виолончель... счастье моей жизни"...

+1

107

Татьяна Ф
Спасибо тебе! Интересно и кратко! Читаю эту тему всегда с удовольствием!

0

108

Из книги Михаила Ширвиндта " Мемуары двоечника ".

https://b.radikal.ru/b21/2001/f0/70a91ac63bf3.jpg

" Двое красавцев-мужчин в белых лосинах — это папа и артист Юрий Белов.
Фильм «Приходите завтра», где они играли студента «Станиславского» и студента «Немировича-Данченко».
Только это не лосины, а сломанные бюстовые основы у парковых статуй.
Они на них сидят.
Это дружеское дурачество.
Нашли где-то на помойке.
Если бы это фото делалась в наши времена и выкладывалось в соцсети, оно набрало бы много лайков."

+3

109

Байка от Льва  Дурова

Как-то поехали мы на очередные гастроли.
Меня пришли провожать мои друзья – акробаты братья Воронины.
Они, любя меня, притащили какую-то чудодейственную мазь, избавляющую от облысения.
Где-то в Тбилиси ее раздобыли.
Странная масса, пахнущая чесноком. Всучили мне банку и пластиковую шапочку.
Проинструктировали: втирай, дескать, на ночь в лысину, натягивай шапочку, а утром смывай.
Недели через две волос попрет!..

Значит, поехали. Я в одном купе с нашей примой Ольгой Яковлевой, а в соседнем – неугомонная четверка: Гена Сайфулин, Валя Смирнитский, Георгий Мартынюк и Игорь Кашинцев.
Ребята сразу же начали «соображать». Вскоре скребутся ко мне:

– Дед (одно из моих прозвищ), дай чего-нибудь закусить.

– Да нет у меня ничего.

– Ну что ты жмешься – вон у тебя какая-то закусь в банках. И как раз чесноком пахнет.

– Мужики, – говорю, – это не закусь, это мазь от облысения.

– Свистишь, дед. – И ушли, недовольные, допивать. Гудели до утра, спать всем мешали. Думаю: надо ребят проучить.
Вижу – на крючке висит парик Ольги Михайловны. Длинный, кучерявый. Натянул парик, вылез по пояс голый и в соседнее купе стал стучать.
Открыли они и спьяну глаза вытаращили. А я им этак торжественно-возмущенно:
– Что   не верили?!

Смирнитский упал с полки и сломал руку. Мартынюк угрюмо пробормотал, обращаясь сам к себе:

– Допился…

У Сайфулина начались судороги. А лысый Кашинцев воскликнул с восторгом:

– Это, блин, жизнь! – И упал лицом в подушку.

Я удалился.
А минут через пятнадцать они опомнились и стали ломиться в наше купе.
Но строгая Ольга Михайловна их не пустила.
Весь гастрольный сезон Смирнитский ходил со сломанной рукой и смотрел на меня волком.

https://d.radikal.ru/d21/2002/94/51e3d7f257d8.jpg

Отредактировано Татьяна Ф (02-02-2020 20:25:44)

+1

110

Однажды, один молодой человек в Вене, тогда ещё имперской столице, зашёл в антикварную лавку.
Он предложил хозяину лавки купить свою скрипку.
Хозяин, осмотрев скрипку, сказал, что он не так богат, чтобы купить этот инструмент, вышел из лавки и вернулся с полицейским:
- Арестуйте этого человека, он украл скрипку Крейслера.
У Крейслера не было с собой документов, подтверждающих личность, и он заиграл на скрипке.
Так, антиквар убедился, что перед ним великий скрипач.

02 февраля 1875 г. родился Фриц Крейслер.

https://a.radikal.ru/a29/2002/0a/feac7afc5872.jpg

Величайший скрипач конца XIX - XX в.в.
Крейслер был  и выдающимся композитором и мистификатором своего времени.

Ему принадлежала великолепная коллекция скрипок.
Основным инструментом была скрипка ученика Страдивари, Карло Бергонци.

До сих пор этот инструмент носит имя "Крейслер Бергонци".

Крейслера высоко ценил Сергей Рахманинов.
Они часто выступали дуэтом, Рахманинов - рояль, Крейслер - скрипка.

0

111

Согласно легенде, Горовиц, сбежав в 1925 году из страны большевиков, прославился сразу и без проблем.
Единственной трудностью его было организовать первый концерт, но тут помог случай.
Внезапно заболел пианист, которому в этот вечер предстояло играть Первый концерт Чайковского.
Горовица случайно нашли в гостинице - он успел только выпить стакан молока (очаровательная деталь, кочующая из книги в книгу!) и уже через полчаса, без единой репетиции, положил музыкальный мир к своим ногам, раз и навсегда.

А было это так: Однажды его в гостинице поймал импресарио Гамбургского филармонического оркестра и сказал, что у него срывается Первый концерт Петра Чайковского из-за того, что заболел пианист.
- Когда нужно играть? - спросил Владимир.
- Через 45 минут.
Хотя Горовиц уже месяц, как не заглядывал в концерт, он согласился. Смотреть ноты было поздно, времени оставалось только, чтобы побриться.
Дирижер Юджин Пабст пытался сначала поговорить о темпах, но потом махнул рукой:
- Следите за моей палочкой.
Имени солиста он до конца так и не узнал.
Но когда Горовиц вступил мощными аккордами, Пабсту ничего не оставалось, как сделать шаг в сторону и следить за руками незнакомого пианиста, чтобы выдержать темп.
Когда Владимир Горовиц кончил и обрушился шквал аплодисментов, который газеты назвали «неслыханным со времен гастролей Карузо», Пабст так сжал плечо пианиста, что оно болело несколько дней.

По словам американского музыкального критика А. Чейзинса, «когда все кончилось, и рояль лежал на эстраде, словно убитый дракон, все в зале, как один человек, вскочили с мест, истерически визжа». Три тысячи билетов на следующий концерт пианиста, назначенный в крупнейшем зале Гамбурга, были распроданы за два часа».

https://a.radikal.ru/a14/2002/8f/9c1d6af7d8d5.png

+1

112

Рассказывает Юрий Левитан.

https://a.radikal.ru/a01/2002/db/9369de8a37af.jpg

Я это или нет?

Случилось это в 1952 году, ещё при Сталине.
Хоть он и был отъявленный антисемит, но голос мой по радио ему импонировал. Говорят, ещё до войны, он сказал на Политбюро: "Я думаю, что все важные сабития должэн гаварить по радио товарищ Левитан".
Я читал в Отечественную войну все сообщения Совинформбюро и в "Последнем часе", перечислял, когда и из скольких орудий будет салют.
Радио начинало говорить в шесть утра.
Когда было важное правительственное сообщение, мне с вечера звонили в мою коммунальную квартиру и сообщали, что в полпятого утра за мной заедет машина.
Если трубку брал мой сосед-алкаш, он кричал мне: "Борисыч, тебя с радива. Пойдешь ротом деньги зарабатывать".
И вот, звонят мне с вечера - завтра читать что-то важное.
А выступали тогда только в прямом эфире, записей еще не существовало, да и документ давали в последний момент.
... часов в двенадцать - у меня сердечный приступ. Вызвали "скорую".
Врач: "Немедленно в больницу".
Я говорю: "Да вы что? Мне правительственное сообщение в шесть утра читать".
Врач: "Какие там шесть утра. Дай вам Бог вообще оклематься".
Я потерял сознание.
Очнулся в больнице. В голове страшные мысли: что будет, если я утром не выйду в эфир.
Это же смерть без всякого инфаркта.
Проносится такая картина: товарищ Сталин в шесть утра включает радио и слышит, что читает не еврей Левитан, а кто-то другой.
Вызывает Берию:
Лаврентий, а пачему не Левитан гаварит по радио?
- Он заболел, товарищ Сталин.
- Нам не нужны бальные дикторы. У нас нэт нэзаменимых людей.
- Понял, товарищ Сталин. Примем меры.
И вот я уже на нарах....

Вскоре приехали в больницу первый зам. Председателя Всесоюзного радио и главный редактор "Последних известий".
Стали умолять врачей, чтобы отпустили меня хоть на один час.
Те отвечают: "Берите, но мы гарантируем, что живым вы его не довезете. Он не транспортабелен".
И вот - шесть утра.
Позывные Москвы.
Естественно, я не сплю. Сердце сжалось еще больней. Что-то сейчас будет.
И вдруг... я слышу свой собственный голос, читающий новое Постановление ЦК.
Сомнений нет - это я.
Все мое. И тембр, и интонации, и паузы, и даже вдох мой.
Показалось, что я схожу с ума. Или уже сошел.
На худой конец - слуховые галлюцинации.
Что же произошло?
Ночью на радио объявили аврал. Начальники знали, что и они тоже будут ходить в виноватых. По телефону вызвали всех работников.
Вопрос один - что делать?
И тут кто-то вспомнил, что на одном актерском сборище щупленький еврей, недавний выпускник ГИТИСа, делал пародии на Бориса Андреева, Петра Алейникова, Василия Меркурьева и других, в том числе и на меня.
Один в один.
Но ни имени его, ни где живет - никто не знает.
Есть только описание внешности. Тотчас разбудили директора ГИТИСа. Он уже будил, кого ему надо. Вычислили.

В общем, часа в четыре домой к молодому актеру заявились два чекиста, разбудили - парень, конечно, страшно перепугался - его в машину и на радио. Дали текст, заперли на ключ в дикторской, чтобы он текст освоил.
Минут через сорок он попросил послушать, как он читает.
Повели в студию, и он через микрофон прочитал все Постановление.
Слушавшие минуту молчали, потом зааплодировали. У женщин выступили слезы. Спас всех.

Это был в дальнейшем известный артист эстрады, непревзойденный мастер пародий Геннадий Дудник.
Позднее мы с моим дублером познакомились, и я подарил ему золотую печатку с надписью: "За спасение диктора".

https://a.radikal.ru/a41/2002/c9/fa15970901f9.jpg

+2

113

Проигрыш и выигрыш синьора Паганини

https://a.radikal.ru/a40/2002/dd/1d803ca2a4c0.png

Осенью 1800 года в таверну города Ливорно вошел нескладный худощавый молодой человек со скрипичным футляром в руках.
За одним из столиков играли в карты. Молодой человек присоединился к игре.

Ему не везло: деньги быстро таяли, и вскоре парень остался без гроша. Тогда он поставил на кон скрипку, пояснив, что она довольно дорогая.
Картежники согласились, и скрипка тут же была проиграна.

Молодой человек просил вернуть ее хотя бы на сутки, ссылаясь на вечерний концерт, но над ним только посмеялись:

«Ты же сам ее на кон ставил! Мы тебя не заставляли!»

Тогда к незадачливому игроку подошел пожилой француз из-за соседнего столика.

«Я простой купец из Парижа,– сказал он,
но люблю музыку и бывал на ваших концертах.
Вы – синьор Никколо Паганини.
Так вот, скрипка ваша не из лучших. Не жалейте о ней.
На вечер я дам вам другую.
Ее сделал никому не известный мастер Джузеппе Гварнери дель Джезу, но, может быть, ее звук понравится вам».

Звуком этой скрипки семнадцатилетний Паганини был очарован.
Был потрясен его игрой и парижский купец, имени которого не сохранила история.
После концерта он отказался принять скрипку обратно, подарив ее молодому гению.

«Не мне, скромному любителю, на ней играть»,– сказал он.

Эта скрипка Гварнери сопровождала Паганини всю жизнь. Он называл ее - «Cannone» («Пушка»). Такое название инструменту Паганини дал из-за удивительной полетности, «дальнобойности» звука.

Только один раз, перед концертом в Париже, она «заболела», и Паганини отнес ее скрипичному мастеру Вильому.
Тот сумел «вылечить» скрипку, и растроганный Паганини обнял его и вручил драгоценную шкатулку.
«У меня было две таких шкатулки, – пояснил он. – Одну я подарил врачу, исцелившему мое тело, вторую дарю вам, исцелившему душу».

В последующем у Паганини была огромнейшая коллекция скрипок, которые были созданы настоящими мастерами своей эпохи – Гварнери, Страдивари, Амати. Все их он завещал родной Генуе.
Но именно Cannone была самой любимой.

После смерти Мастера она получила название «Вдова Паганини». Ведь он встретил ее в 17 лет и не расставался с ней до самой смерти.

Скрипка хранится в специальной витрине, в которой выдерживаются определенные условия – при температуре 20 градусов и влажности до 50%.

Но и сегодня она продолжает звучать. Правда, играть на ней суждено не каждому, а только лишь выдающимся музыкантам, победителям международных музыкальных конкурсов.
Один раз в месяц, специально назначенный куратор вынимает скрипку из витрины и играет произведения Никколо Паганини.
Иногда скрипку в бронированном автомобиле с усиленной охраной привозят для выступлений в другие города и даже страны.

Скрипка окружена различными слухами и мистическими историями не меньше, чем личность ее владельца. Мало кто из скрипачей мира играл на ней более одного раза.

https://b.radikal.ru/b39/2002/e5/e3d7c7d71334.png

+2

114

Татьяна Ф
Таня, огромная благодарность за эту статью, хотя в ней все факты до единого мне были известны. Всегда счастлива очередной раз прикоснуться к любой информации о Паганини, скрипках и их создателях. :love:

0

115

Из книги Василия Ливанова «Ваш Шерлок Холмс»

После успеха мультфильма «Малыш и Карлсон» на киностудии «Союзмультфильм» решили делать продолжение — «Карлсон вернулся».

Режиссер Боря Степанцев почему-то вбил себе в голову, что персонаж домоправительницы фрекен Бокк должен говорить только голосом Фаины Георгиевны Раневской.
Даже настоял, чтобы художник Юра Бутырин изобразил домоправительницу максимально похожей на знаменитую актрису.

Но одно дело захотеть, а совсем другое — заполучить согласие Раневской на работу в мультфильме, особенно когда выяснилось, что актриса никогда в такого рода творчестве участия не принимала.

Теперь успех зависел только от «переговорщицы»!
Эта нелегкая задача выпала на редактора фильма Раечку Фричинскую.
Оказалось, что Фаина Георгиевна «Малыша и Карлсона» уже видела на телеэкране и особенно отметила мою актерскую работу.
Дальше Раечка пустила в ход свое очарование, и в результате было назначено совершенно конкретное время озвучания, а именно «завтра, в два часа дня».

Это «завтра» застало режиссера Бориса Степанцева врасплох.
Боря вышел в режиссеры из художников совершенно самостоятельно, режиссерские навыки постигал опытным путем, а работу с актерами строил на полном взаимном доверии.

Но тут — Раневская!
Нельзя же ей сказать: ты, мол, давай, а я по ходу дела скажу, что мне понравилось, а что не понравилось.

Боря впал в панику. Он бросился в театральную библиотеку, записался на абонемент и набрал домой книг, о которых раньше знал только понаслышке: «Работа актера над собой» К. С. Станиславского, «В. И. Немирович-Данченко на репетиции», «Театр Вс. Мейерхольда» и черт знает что еще.
Всю ночь, не смыкая глаз и поддерживая себя крепчайшим кофе, Боря штудировал труды патриархов и корифеев театральной режиссуры, выписывая на бумажку наиболее поразившие его профессиональные откровения, и продолжал делать это и утром, пока не наступило время ехать на студию.

В общем, Боря оказался в положении закоренелого двоечника, который сидит за учебниками в последнюю ночь перед государственным экзаменом и молит Бога о том, чтобы вытащить самый легкий билет.

Но билет-то был всего один и совсем не легкий — Раневская.

И вот пробил назначенный час, и в просторное помещение тонателье вплыла, покачиваясь, монументальная фигура прославленной актрисы. Раечка, пользуясь телефонным знакомством, представила собравшихся.

Собственно, собравшихся было двое: я и Боря Степанцев — режиссер. Да еще звукооператор, отгороженный толстым витринным стеклом, через которое было видно, что он вежливо привстал со стула.

Когда звуконепроницаемая дверь тонателье за Раечкой закрылась, Фаина Георгиевна величественно наклонила голову в сторону режиссера (Степанцев был невысокого роста) и протяжно произнесла:
— Ну-у-у…
И тут Боря ударил фонтаном. Кто видел, как запускают фонтан в действие после долгого зимнего перерыва, когда вода со свистом ударяет ржавой струей на немыслимую высоту, тот сможет оценить сравнение.
Все сведения, которыми Боря набивал свою переутомленную голову всю ночь и большую часть утра, теперь вырвались на свободу, немыслимо перепутавшись в еще никем не слыханную теорию работы с актером.

Боря от природы слегка закашивал одним глазом, а тут зрачки его совершенно разъехались по обе стороны лица, и было заметно, что Раневская пытается поймать его взгляд, но ей это никак не удается.

— Ну вот что, — вдруг произнесла Фаина Георгиевна, когда фонтан несколько иссяк, — мне карманный Немирович-Данченко не нужен! Идите вот туда, — ее палец указал в сторону звукооператорской рубки, — и смотрите на нас из этого аквариума. А мы с Василием Борисовичем начнем работать.

Режиссер Степанцев безропотно отправился в «аквариум», и я видел через стекло, как он достал из кармана какую-то бумажку, украдкой заглянул в нее и быстро сунул обратно в карман. Понял, что шпаргалка не поможет.
Партнерский контакт между мной и Фаиной Георгиевной установился мгновенно.

— Это вы сами придумали «день варенья»? Я сразу поняла — импровизация. Шалунишка…

Через некоторое время режиссер пришел в себя и стал выкрикивать в микрофон: «Прекрасно!» или «Замечательно!» Наверное, искал способы профессионально реабилитироваться.

Когда дошли до единственной реплики фрекен Бокк о возможном приезде к ней телевидения, Фаина Георгиевна призналась, что на работников телевидения за что-то сердита и хотела бы их немного «уесть». Придумали так:

Раневская: «Сейчас ко мне должны приехать телевизионные деятели искусств. Что же я им буду показывать?»

Я: «А я? А меня? Ведь я красивый, в меру упитанный мужчина, в полном расцвете сил!»

Раневская: «Но на телевидении этого добра хватает!»

Я: «Но я же еще и талантливый!»

Озвучание закончили довольные друг другом.

Режиссер Степанцев вынырнул из своего «аквариума» и попросил Раневскую завершить роль словами «Милый… милый».

— Это еще зачем? — строго вопросила Фаина Георгиевна. — Я же это уже говорила, давно и в другом фильме. Не буду! — И потребовала у Бори Степанцева принести ей лист бумаги, на котором написала:

«Милому Василию Борисовичу от его партнерши, с большой искренней симпатией и с ожиданием новой встречи!

Ф. Раневская. Весна 70-го года».

Партнерский контакт между мной и Фаиной Георгиевной установился мгновенно.

— Это вы сами придумали «день варенья»? Я сразу поняла — импровизация. Шалунишка…

Через некоторое время режиссер пришел в себя и стал выкрикивать в микрофон: «Прекрасно!» или «Замечательно!» Наверное, искал способы профессионально реабилитироваться.

В финале мультфильма Фаина Георгиевна все-таки говорит: «Милый… милый…»

Эти слова после долгих уговоров талантливо сымитировала «под Раневскую» редактор Раечка Фричинская.
Говорили, что Фаина Георгиевна, посмотрев мультфильм, подделки «не заметила».
Думаю, ей стало жаль, что так сурово обошлась с режиссером.

https://a.radikal.ru/a05/2002/32/0dc1c1c1339e.png

0

116

"...Он стал ее последней привязанностью. Спас ее от отчаяния…"
Была у актрисы одна страсть – преферанс. За игрой она могла проводить ночи напролет. Играли, конечно, не «на интерес».
Однажды в узкий круг актеров-завсегдатаев «салона» Пельтцер попал молодой Александр Абдулов, поклявшись,
что он мастерски играет в преферанс. В ту ночь он обыграл Пельтцер всего на 9 копеек, но при всяком удобном случае
она напоминала ему о том, как он ее «обобрал», и пристыженный Абдулов выворачивал карманы, отдавая ей все
их содержимое.С тех пор долгие годы Абдулова и Пельтцер связывала нежная дружба. Он помогал ей, как мог,
когда она начала терять память: подсказывал ей текст, незаметно щипал ее, чтобы она говорила свою реплику.
Однажды она пожаловалась ему, что все чаще не узнает людей. Абдулов сказал: «А вы встречайте всех, как родных!»
С тех пор актриса даже незнакомых людей при встрече на всякий случай обнимала и говорила: «Ох ты, мой родной, как твои дела?»
Однажды Абдулов пригласил Пельтцер в кафе отметить его день рождения. Она ответила: «Саша, я уже не в том возрасте,
чтобы мужчинам отказывать! Конечно, в путь!»
Марк Захаров рассказывал: «Ее последняя, прощальная роль – в «Поминальной молитве», в паре с Абдуловым...
К Саше у нее было особое отношение. Они как-то очень весело дружили. Как встанут болтать и хохотать возле расписания –
водой не разольешь… Он называл ее «баушкой» (через «у»). Мы все ее называли «баушкой» –
так нам казалось смешнее и добрее. Дружба Татьяны Ивановны с Сашей Абдуловым была очень пронзительная,
фантастическая, хотя и возникла она поздно – уже в последние годы жизни Татьяны Ивановны… Бывало, что она забывала слова,
и Саша глазами, жестами помогал ей «включиться» в реальность. У них был контакт на очень тонком уровне».
Писатель, журналист, телеведущий и кинокритик Глеб Скороходов писал: «Между Сашей и Татьяной Ивановной
сложились нежные, трогательные отношения, как между сыном и матерью. Татьяна Ивановна любовалась его красотой,
робко восхищалась, болела за его неудачи и успехи… Он стал ее последней привязанностью. Спас ее от отчаяния…».
К сожалению, уже никого из этих замечательных артистов нет в живых: Татьяна Пельтцер ушла в 1992 г.
Александра Абдулова не стало в 2008...

http://www.picshare.ru/uploads/200217/04NZj624u0.jpg

инет
Публикация Ирина Мурьянова.

+1

117

Galina
Как же трогательно... Благородный Абдулов... Как нужны людям вот такие привязанности и чувства на склоне лет. И счастье, когда они есть.

0

118

Александр Ширвиндт
"Склероз, рассеянный по жизни" (отрывок из книги)

Лет двадцать назад один журнал организовал автопробег от Горьковского автозавода до Москвы.
И меня позвали как бывшего владельца «Победы» (я её называл так: маленький БТР для семейных нужд).
В финале мне предложили около университета на Ленинских горах прокатиться.
Машине, очевидно, лет пятьдесят, а у неё всё родное.

Хозяин – шикарный мужик, умелец. Я сел, он рядом. Ничего не видно. Сзади – малюсенькое окошко. Руль повернуть не могу. Спрашиваю: «Заблокирован?» Оказалось, нет. Просто руки забыли, как тогда крутили руль без гидравлики. Как же я раньше пьяный, ещё с десятью артистами, на такой же «Победе» во Внуково ночью мотался? Вот что значит привыкаемость и отвыкаемость...

Я проживаю в высотном доме на Котельнической набережной.
Если бы был жив Юрий Трифонов, он обязательно написал бы вторую серию «Дома на набережной», ибо по мощности своего внутреннего существа наша высотка, думаю, не уступает Дому на набережной напротив Кремля через речку. Построенный по личному приказу Сталина, первый советский небоскрёб был роздан поквартирно многочисленным сталинским клевретам и просто знаменитостям.

Жилой фонд высотки распределялся ведомственно – военные, КГБ, светила науки, искусства, партаппарат. Ничто не предвещало вселения в это престижное жильё скромного, уже не слишком молодого, но ещё вполне свежего артиста. Всё случай.

Весело проживая в двух комнатах многосемейной квартиры в Скатертном переулке, я никогда не вожделел к внекоммунальному жилью, так как приехал в свою скатертную альма-матер сразу из роддома имени Грауэрмана и не знал, что человеку можно жить без соседей.

Но вот моя жена Наталия Николаевна страдала в коммуналке и менялась из последних сил.
Менялись две комнаты в восьмикомнатной квартире и однокомнатная хрущёвка на трёхкомнатную квартиру.
Утопия!
Я к этой борьбе за выживание не подключался – мне и так было хорошо.
Наталия Николаевна ненавидела меня за жилищную бездеятельность. Трагическая ситуация однажды обернулась счастливой случайностью.

Маме моей, потерявшей зрение, только бешеный оптимизм и человеколюбие позволяли быть в гуще событий и бурной телефонной жизни.
Наталия Николаевна в метаниях по работам, магазинам и обменным бюро сломала ногу и лежала дома.
Был солнечный воскресный день.
Я возвратился с бегов, несколько отягощённый воздухом и прощальным бокалом чего-то белого, повсеместно продававшегося в тот период на ипподроме. Войдя осторожно в жильё (предварительно приняв усталый вид), я не заметил на полу арбузной корки, наступил на неё и, проехав весь свободный от мебели метраж, плашмя приземлился у ног матери, сидящей в кресле.
«Тата! Тата! (Это домашние позывные Наталии Николаевны.) Всё! Он пьян! Это конец! Уже днём!»

В иное время я бы благородно вознегодовал, но, лежа на полу на арбузной корке, органики в себе для протеста не обнаружил и тихо уполз в дальний угол, прикинувшись обиженным.
В доме висела зловещая тишина, нарушаемая звуком моторов, исходящим из уст играющего на полу в машинки моего шестилетнего наследника.
В передней прозвучал телефонный звонок, и соседка, сняв трубку, крикнула: «Мишенька, тебя Хабибулин».

Хабибулин – сын нашей дворничихи, одногодок и закадычный друг наследника. Мишка подошёл к телефону, и бабушка и родители услышали через полуоткрытую дверь душераздирающий диалог, вернее − одну сторону этого диалога:
«Привет!.. Не!.. Гулять не пойду... Довести до бульвара некому!.. Баба слепая!.. Мать в гипсе... Отец пьяный! Пока!»
Представляю себе, что говорили в подвальной квартире дворника о судьбе бедного Мишеньки, живущего в таких нечеловеческих условиях.
И на фоне этого кошмара раздался следующий телефонный звонок.

Во избежание новых неожиданностей я сам бросился к телефону и услышал невнятный голос человека, очевидно, только что поднявшегося с арбузной корки огромных размеров.
«Э! Меняетесь? Приезжай, посмотри квартиру», – плавно перешёл он на «ты», и, прежде чем послать его обратно на арбузную корку, я на всякий случай спросил: «А чего у тебя?» –
«Трёхкомнатная в высотке на Котельниках».

Через пять минут, с усилием сделав трезвое лицо при помощи актёрского перевоплощения, я уже стоял на тротуаре около автомашины ГАЗ-20 («Победа»), представлявшей собой огромный ржавый сугроб в любое время года.
Всякий раз, когда я выезжал на этом сугробе к Никитским Воротам, из милицейского «стакана» бежал инспектор Селидренников и, грозно размахивая палкой, привычно орал: «Ширвинг, ты у меня доездишься – сымай номер!»
Угроза эта была символическая, ибо оторвать номерной знак от моего сугроба можно было только автогеном, которого у Селидренникова под рукой не было.
По иронии судьбы, когда я пересел на сугроб ГАЗ-2ı («Волга»), сугроб ГАЗ-20 («Победа») приобрёл тот же Селидренников.

Заводился мой сугроб зимой уникальным способом. Скатертный переулок имеет незначительный уклон в сторону Мерзляковского переулка. Задача состояла в том, чтобы столкнуть сугроб по наклону и завести его с ходу. Но сдвинуть его было невозможно даже буксиром, и если бы я жил в другом месте, то, конечно, не смог бы пользоваться этим транспортным средством в зимний период.

Но я жил в доме 5а по Скатертному переулку, а в доме 4 (напротив) помещался в те годы Комитет по делам физкультуры и спорта.
Около него всегда стояла кучка (или стайка, не знаю, как грамотнее) выдающихся советских спортсменов. Рекордсмены любили меня, впрягались они в сугроб охотно и дружно, и у устья Скатертного переулка тот уже пыхтел, изображая из себя автомобиль.
На этот раз повезло необычайно: не успел я вынести из подъезда своё уже описанное выше лицо, как ко мне с улыбками поспешила славная сборная по боксу тех лет. Они швырнули мой сугроб, как снежок, в конец переулка, и через пятнадцать минут я уже осквернял им огромный двор престижного дома.

На пороге места моей будущей прописки стоял молодой человек неопределённого возраста с чертами всего, чего угодно, на измождённом лице. Он жил в отцовской квартире с двумя жёнами – бывшей и нынешней. После недолгой, маловразумительной беседы мы решили, что в его ситуации мой вариант – находка, и, выпив по рюмке чего-то неслыханно мерзкого, ударили по рукам. Переехав, я скучал по Скатертному, часто сидел там по утрам, находясь внутри четырёхколёсного сугроба, и учил слова роли перед репетицией.

В доме на Котельнической набережной жили Галина Уланова, Никита Богословский, Людмила Зыкина, Лидия Смирнова, Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Михаил Жаров... Жила здесь и легендарная Фаина Георгиевна Раневская. Жил в этом доме и Евгений Александрович Евтушенко, «левому» творчеству которого я обязан своим въездом в гараж нашего дома.

Мест в гараже было раз в тридцать − сорок меньше, чем желающих туда на чём-нибудь въехать. Поэтому при дирекции существовала гаражная комиссия. Учитывая контингент жильцов, можно себе представить состав этой комиссии. Когда я пошёл на комиссию впервые, то подумал, что влез на полотно художника Лактионова «Заседание Генерального штаба». Чином ниже адмирала в комиссии никого, по-моему, не было, или мне тогда с перепугу так показалось.

Очередники тоже были не с улицы, и, естественно, мне не светило ничего и никогда, хотя я честно числился в списках жаждущих парковки многие годы. Жаждал парковки и Евтушенко. Мы родились с Женей рядом, он ı8 июля, я − ı9-го, матери наши служили в Московской филармонии и сидели в редакторском отделе друг против друга, дружили и завещали это нам с Женей.

Попытки дружбы были: у меня есть несколько Жениных книг с лихими перспективными надписями, и однажды был произведён эксперимент совместного празднования дня рождения. В списках на возможность въезда в гараж наши кандидатуры стояли тоже почти рядом, но разница в весовых категориях была столь велика, а вероятность освобождения места в гараже столь ничтожна, что мне оставалось только вздыхать.

Покойный директор высотки Подкидов, очевидно вконец замученный великим населением своего дома, проникся ко мне теплотой, и я с благодарностью вспоминаю его ко мне отношение. Подкидов и прошептал мне однажды, что умер архитектор академик Чечулин, один из авторов проекта нашего дома, родственники продали машину и неожиданно внепланово освободилось место в гараже и что вопрос стоит обо мне и Евтушенко. Я понимающе вздохнул, и мы с Подкидовым выпили с горя.

В этот критический момент появляется известное и очень мощное по тем временам стихотворение Евтушенко «Тараканы в высотном доме». Тараканов в нашем доме действительно были сонмища – вывести их, как известно, практически невозможно, можно только на время насторожить, и Женино стихотворение потрясло своей бестактностью руководство дома, и, конечно же, патриотически настроенную гаражную комиссию.

Сколько ни разъяснял им бедный Евгений Александрович, что это аллегория, что высотный дом – это не дом, а страна, что тараканы – не тараканы, а двуногие паразиты, мешающие нам чисто жить в высотном здании нашей Родины, всё было тщетно: гаражная комиссия обиделась на Евтушенко, и я въехал в гараж. Вот как надо быть осторожным с левизной, если хочешь при этом парковаться.

https://a.radikal.ru/a04/2002/89/adc4ca786088.jpg

+2

119

Я должен был остаться никем.
Жизнь нанесла мне рану — еще при рождении пол-лица мне парализовало.
Учителя считали меня умственно отсталым, а мать поставила крест еще в детстве.
На протяжении семи лет, семи долгих голодных лет, агенты и продюсеры хором твердили мне, что я должен бросить сначала актерскую, а затем сценарную стезю.
Меня разворачивали на кастингах, еще до того как я снимал куртку, а продюсеры браковали мои сценарии, не прочитав ни строчки.
Я глотал слезы на работе. Чистил клетки львов в зоопарке, рубил мясо.
Семь долгих, тяжелых лет. Семь лет слез, пота и веры в себя. Вы тоже ничего не добьетесь, пока не переживете период отчаяния. А потом? А потом я целый год жил на 1600 долларов. И написал «Рокки».
Верьте в себя.

https://d.radikal.ru/d05/2002/28/a89d5b549d17.png

С Сталлоне

+1

120

Киану Ривз

https://c.radikal.ru/c27/2002/26/5271504f2e8c.jpg

Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения.

0


Вы здесь » Радушное общение » Литературный раздел » Байки, рассказы , истории театральные и не только...