Радушное общение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Радушное общение » Литературный раздел » Байки, рассказы , истории театральные и не только...


Байки, рассказы , истории театральные и не только...

Сообщений 141 страница 160 из 415

141

Непонятно

Отредактировано 785 (05-05-2020 01:28:06)

+1

142

Мой  муж  рассказал  историю про А Лебедя.

После сборов в Рязанском воздушно-десантном училище, уже старшекурсниками, радостные до смерти, что вернулись из лесов, ушли в самоволку. Переоделись в штатское и в ресторан.

Уселись. Заказали. И главное - водки. По-взрослому. Принесли. Только собрались разлить, как откуда-то из-за спины раздался мерный учительский стук ручкой столового ножа о стол. Оглянулись: за соседним столом - Лебедь!

Вот как он прошёл незамеченным? Он же под два метра ростом, как?! Но факт: за соседним столиком сидел Лебедь собственной персоной, внимательно смотрел на нас и держал в руках нож, которым и стучал по столу, как училка в школе.

Но Лебедя мы обожали. Боялись и любили. Пропадать, так с музыкой:

- Александр Иванович! Присоединяйтесь!

Лебедь слегка опешил, потом пожал плечами, встал, подошёл в нашему столу и присел. Посмотрел на штоф с водкой.

- Ну? Наливайте! Вот этому молодому (Саня мой был младший) - не наливать.

- Да я и сам не собирался пить!

- Молчать!

Разлили. Чокнулись. Выпили. Генерал вытер губы тыльной стороной ладони. Закусил. И медленно, внятно произнёс.

- Значит так. Через 15 минут должны быть в училище. И этот молодой - тоже. (Кивнул на Сашу.) Не будете - 3 суток ареста каждому. За стол я заплачу. Всё ясно?

- Так точно!

- Выполнять!

- Есть!

«Так, как я бежал тогда через всю Рязань в училище, я не бегал в своей жизни больше никогда: ни до, ни после, ни от духов Афгане, спасая жизнь», - заметил Саша.

Мы успели. Ворвались в казарму одновременно со звонком. Вахтенный, снял трубку, округлил глаза и, глядя на нас, ответил:

- Так точно, Александр Иванович! Здесь. Есть!

Положил трубку и выдохнул:
- Ну вы даёте!...»

Из четверых курсантов, двое стали генералами, все четверо прошли все горячие точки, все в орденах. И все живы.

https://c.radikal.ru/c15/2005/e5/482096f68240.png

О. Курникова

+1

143

Татьяна Ф написал(а):

Мой  муж  рассказал  историю про А Лебедя.

Таня, я подумала, что твой муж рассказал.
Я видела Лебедя. Буквально за несколько дней до его гибели. На улице встретила. Стоял на Ильинке, а потом зашел в здание рядом. Высокий, крупный, был в костюме штатском.

0

144

Из дневника Корнея Чуковского.

1 августа 1925 г.

Был вчера в городе, по вызову Клячко. Оказывается, что в Гублите запретили «Муху Цокотуху».
«Тараканище» висел на волоске — отстояли.
Но «Муху» отстоять не удалось.
Итак, мое наиболее веселое, наиболее музыкальное, наиболее удачное произведение уничтожается только потому, что в нем упомянуты именины!!
Тов. Быстрова, очень приятным голосом, объяснила мне, что комарик — переодетый принц, а Муха — принцесса.
Это рассердило даже меня.
Этак можно и в Карле Марксе увидеть переодетого принца!
Я спорил с нею целый час — но она стояла на своем.
Пришел Клячко, он тоже нажал на Быстрову, она не сдвинулась ни на йоту и стала утверждать, что рисунки неприличны: комарик стоит слишком близко к мухе, и они флиртуют.
Как будто найдется ребенок, который до такой степени развратен, что близость мухи к комару вызовет у него фривольные мысли!

17 февраля 1926 г.

Видя, что о детской сказке мне теперь не написать, я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания.
Ах, как пышно он живет — и как нудно!
Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от «расстрела коммунистов в Баку».
Расстрел заключается в том, что очень некрасивые мужчины стреляют в очень красивых мужчин, которые стоят, озаренные солнцем, в театральных героических позах.
И самое ужасное то, что таких картин у него несколько дюжин.
Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию.
Ему заказано 60 одинаковых «расстрелов» в клубы, сельсоветы и т.д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них свое имя и живет припеваючи.

28 ноября 1936 г.

Вчера был в двух новых школах. Одна рядом с нами тут же на Манежном.
Пошел в 3-й класс. Ужас. Ребята ничего не знают — тетрадки у них изодранные, безграмотность страшная.
А учительница ясно говорит: тристо. И ставит отметки за дисциплину, хотя слово дисциплина пишется школьниками так:
дистеплина
десцыплина
и проч. Дети ей ненавистны, она глядит на них как на каторжников.
А в другой школе, на Кирочной (вместо церкви), — я попал на Пушкинский вечер. <...> Потом вышел учитель Скрябин — и заявил, что Пушкин был революционер и что он подготовил... Сталинскую Конституцию, так как был реалист и написал стихотворение... «Вишня».
Все наркомпросовские пошлости о Пушкине собраны в один пучок.

24 июля 1943 г.

Был вчера в Переделкине — впервые за все лето.
С невыразимым ужасом увидел, что вся моя библиотека разграблена. От немногих оставшихся книг оторваны переплеты. Разрознена, расхищена «Некрасовиана», собрание сочинении Джонсона, все мои детские книги, тысячи английских (British Theatre), библиотека эссеистов, письма моих детей, Марии Б. ко мне, мои к ней — составляют наст на полу, по которому ходят.
Уже уезжая, я увидел в лесу костер. Меня потянуло к детям, которые сидели у костра. — Постойте, куда же вы? — Но они разбежались. Я подошел и увидел: горят английские книги, и между прочим — любимая моя американская детская «Think of it» и номера «Детской литературы». И я подумал, какой это гротеск, что дети, те, которым я отдал столько любви, жгут у меня на глазах те книги, которыми я хотел бы служить им.

31 мая 1960 г.

Пришла Лида и сказала страшное: «Умер Пастернак». Час с четвертью. Оказывается, мне звонил Асмус.
Хоронят его в четверг 2-го.
Стоит прелестная, невероятная погода — жаркая, ровная,— яблони и вишни в цвету. Кажется, никогда еще не было столько бабочек, птиц, пчел, цветов, песен. Я целые дни на балконе: каждый час — чудо, каждый час что-нибудь новое, и он, певец всех этих облаков, деревьев, тропинок (даже в его «Рождестве» изображено Переделкино) — он лежит сейчас — на дрянной раскладушке глухой и слепой, обокраденный — и мы никогда не услышим его порывистого, взрывчатого баса, не увидим его триумфального... (очень болит голова, не могу писать). Он был создан для триумфов, он расцветал среди восторженных приветствий аудиторий, на эстраде он был счастливейшим человеком, видеть обращенные к нему благодарные горячие глаза молодежи, подхватывающей каждое его слово, было его потребностью — тогда он был добр, находчив, радостен, немного кокетлив — в своей стихии! Когда же его сделали пугалом, изгоем, мрачным преступником — он переродился, стал чуждаться людей — я помню, как уязвило его, что он — первый поэт СССР — неизвестен никому в той больничной палате, куда положили его,—
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.

25 декабря 1964 г.

Гулял с Симой Дрейденом. Он рассказал мне потрясающую, имеющую глубокий смысл историю.
Некий интеллигент поселился (поневоле) в будке железнодорожного сторожа. Сторож был неграмотен. Интеллигент с большим трудом научил его грамоте. Сторож был туп, но в конце концов одолел начатки грамматики. Он очень хотел стать проводником на поезде. Для этого нужно было изучить десятки правил наизусть — и сдать экзамен. Интеллигент помог и здесь. Сторож стал проводником, приезжая на юг, закупал апельсины и проч. и небезвыгодно продавал на севере. Разбогател. Интеллигента между тем арестовали. Отбыв в лагере свой срок, он воротился домой. Здесь его реабилитировали — и показали его «дело». Оказалось, что, научившись грамоте, благодарный железнодорожник первым делом написал на него донос: «Предупреждаю, что NN имеет связи с заграницей»

21 сентября 1968 г.

Вчера была поэтесса двадцати одного года — с поклонником физиком. Стихи талантливы, но пустые, читала манерно и выспренне. Я спросил, есть ли у нее в институте товарищи. Она ответила, как самую обыкновенную вещь:
— Были у меня товарищи — «ребята», — теперь это значит юноши, — но всех их прогнали.
— Куда? За что?
— Они не голосовали за наше вторжение в Чехо-Словакию.
— Только за это?
— Да. Это были самые талантливые наши студенты!
И это сделано во всех институтах.

24 марта 1969 г.
Здесь (в больнице — прим. «Избранного») мне особенно ясно стало, что начальство при помощи радио, и теле, и газет распространяет среди миллионов разухабистые гнусные песни — дабы население не знало ни Ахматовой, ни Блока, ни Мандельштама.
И массажистки, и сестры в разговоре цитируют самые вульгарные песни, и никто не знает Пушкина, Баратынского, Жуковского, Фета — никто.

25 июля 1969 г.

Весь поглощен полетом американцев на Луну. Наши интернационалисты, так много говорившие о мировом масштабе космических полетов, полны зависти и ненависти к великим американским героям — и внушили те же чувства народу.
В то время когда у меня «грудь от нежности болит» — нежности к этим людям, домработница Лиды Маруся сказала: «Эх, подохли бы они по дороге». Школьникам внушают, что американцы послали на Луну людей из-за черствости и бесчеловечия; мы, мол, посылаем аппараты, механизмы, а подлые американцы — живых людей!
Словом, бедные сектанты даже не желают чувствовать себя частью человечества. Причем забыли, что сами же похвалялись быть первыми людьми на Луне. «Только при коммунизме возможны полеты человека в космос» — такова была пластинка нашей пропаганды.
Благодаря способности русского народа забывать свое вчерашнее прошлое, нынешняя пропаганда может свободно брехать, будто «только при бездушном капитализме могут посылать живых людей на Луну»

https://b.radikal.ru/b39/2005/19/3315180b49da.jpg

+3

145

Татьяна Ф
Улыбнуло про отчисление из института за неголосование по Чехословакии и про ненависть к американцам, полетевшим на Луну.
Я прекрасно помню то время , школу закончила в 1966 г.
Не припомню ни одного случая отчисления, хотя общались между собой  многие институты (ходили на вечера разные, в политех на разные интересные встречи, походы, стройотряды. Да много, где общались).
Возможно, где-то было...
Где эту информацию собирал старенький дедушка Корней!?
Хотя, что это я   :flirt: 
У него были очень информированные корреспонденты, которым нельзя не доверять - "поэтесса двадцати одного года" и "домработница Лиды Маруся".

Отредактировано Zina (04-05-2020 23:22:32)

0

146

Зиновий Гердт рассказывал:

"Ехал я как-то на машине, вдруг спустило колесо. Остановился, обошёл, поохал, делать нечего, нужно запаску ставить.

А приключилось это на дороге рядом с психбольницей, вот так я на обочине, а вот так высокий каменный забор. Ну и пока я возился с домкратом, отворачивал колесо, на заборе стали собираться психи, поглазеть. Сидят молча, внимательно смотрят.

Немного нервничаю: торопился, авария эта некстати, жара, и психи вот ещё... Вот так поглядывая на забор продолжаю ремонт - откручиваю гайки, складываю аккуратно в колпак, перевёрнутый тарелкой. Отставляю колпак в сторону, снимаю колесо, иду за запаской.

И тут мимо проносится автомобиль, краем шины задевает колпак, гайки разлетаются все до единой не пойми куда... В отчаянии хватаюсь за голову, сползаю на землю... Катастрофа! Тут с забора доносится:

- А Вы с других колёс по одной гаечке снимите, на них запаску закрепите и потихонечку до станции, а там Вам помогут.

А ведь он совершенно прав, это выход!

Смотрю на него с нескрываемым изумлением. А он, прекрасно понимая ситуацию:

- Да, я псих. Но это не значит, что дурак."

+2

147

Елена32 написал(а):

- Да, я псих. Но это не значит, что дурак."

Гениально!

0

148

«Что тебе еще интересно узнать обо мне, читатель?

Что я левша и все делаю левой рукой?..
Что я всю жизнь страдала бессонницей?..
Что я всегда была конфликтна?
Лезла на рожон часто попусту?
Могла обидеть человека просто так, бездумно, несправедливо.
Потом раскаивалась…
Что во мне совмещались полюса — я могла быть расточительной и жадной, смелой и трусихой, королевой и скромницей?..
Что я почитала питательные кремы для лица и любила, густо ими намазавшись, раскладывать на кухне пасьянсы?..
Что была ярой футбольной болельщицей (за клуб ЦСКА)?..
Что любила селедку, нежно величая ее «селедой»?..
Что никогда не курила и не жаловала курящих, что от бокала вина у меня разболевалась голова?..
Что была до глупости легковерна и столь же — нетерпелива. Ждать не умела никогда… Была резка, порывиста…
Что всю, всю свою жизнь обожала, боготворила Щедрина?..
Или рассказать тебе, читатель, про свои балетные, профессиональные привычки?
Что перед каждым классом, каждым представлением я заливала в пятки балетных туфель теплую воду (чтобы крепче сидела ступня)…
Что закручивала советские гривенники в свое трико на бедра, туго притягивая концы тесьмы на талии: трико тогда ладнее сидело…
Что более всего страшилась не забыть оглядеть себя перед выходом на сцену в зеркале — сочно ли намазан рот, хорошо ли подведены глаза, не то быть мне сегодня на людях бесцветной молью…
Как все это — белиберда, пустяки?
Или пустяки дописывают мой облик?
Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию?
Самую простую. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха.
Люди не делятся на классы, расы, государственные системы.
Люди делятся на плохих и хороших.
На очень хороших и очень плохих. Только так.
Кровожадные революционеры, исступленно клявшиеся, что на смену плохим людям наконец-то придут одни хорошие, — брехали, врали.
Плохих во все века было больше, много больше.
Хорошие всегда исключение, подарок Неба.
Столько умного, очевидного было произнесено в веках — с Христа, Будды, Конфуция, Аввакума…
Разве услышали, вняли?
Вот и льется кровь, губятся жизни, коверкаются судьбы, надежды.
Так будет и впредь, нет в том, увы, сомнений.
Человеческая биология такова.
Зависть, алчность, вероломство, ложь, предательство, жестокость, неблагодарность…
Разве устоит против — отзывчивость, сердоболие, участливость, доброта, самопожертвование?..
Дудки.
Неравный бой.
Но в каждом поколении, в каждом уголке земли, в забытых Богом пространствах рождаются и несут свой крест Хорошие Люди.
На них еще и покоится наша земля.
По-русски сказано очень точно: не стоит село без праведника.
Сводить свои тяготы и борения к одной лишь проклятой советской системе — легкомыслие.
Было все это, было. Гадко, тошно было.
Но как мешала мне и обыденная пошлая зависть, амбиции, надутые самомнения, клевета, нелепые слухи. ..
Труднее всего давалась мне независимость.
Вот что уж роскошь.
Суетные люди без конца стремились затиснуть меня в свои группировочки, группировки, загнать под ничтожные знамена, упечь в свои ряды.
Чем и грешна была, но не этим.
Произнесу: я была независима. Усердно старалась быть таковой.
Никаких привилегий от власть имущих, ни пайков,государственных квартир, дач мы НИКОГДА не имели.
Все заработали своим потом, своим трудом.
Свои «кремлевские пайки» мы покупали на московских рынках…
Свое живи!..
Я и жила. Себе говорю — честно. Ни детей, ни старцев, ни меньших братьев наших — зверье — не обижала.
Друзей не предавала.
Долги возвращала.
Добро помнила и помню.
Никому никогда не завидовала.
Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела.
Мало только сделала. Куда больше могла. Но и на том спасибо. Спасибо природе своей, что выдюжила, не сломалась, не сдалась.."
Майя Плисецкая

https://c.radikal.ru/c02/2005/35/9c1c70984da0.jpg

+3

149

Татьяна Ф написал(а):

никто не знает Пушкина, Баратынского, Жуковского, Фета — никто.

Как тяжело было, видимо, ему, человеку образованному и думающему,  всё это понимать.
Воспринимала его как доброго дедушку с его детскими стихами. А он был серьезным  литературоведом. Его переводы известных произведений все мы читали.

0

150

Никогда я не воспринимала Плисецкую, как старую женщину. Даже в голову это не приходило. А ведь ей было почти 90. Просто прекрасная женщина. Не было в ней абсолютно ничего старческого. Она меня восхищала. А мама моя в этом же почти возрасте была самая настоящая старушка. Вот как это, а?

0

151

Когда Сергей Параджанов сидел на зоне, М. Антониони, Федерико Феллини и Тонино Гуэрра скинулись, собрали 40 тысяч долларов (сумма громадная по тем временам) и передали в Союзкино с просьбой улучшить условия его пребывания в лагере. Союзкино отвергло дар :"У нас все должны сидеть в одинаковых условиях"...

Тем не менее Феллини постоянно отправлял Параджанову посылки с продуктами. Начальник зоны стал допытываться : кто такой этот Федерико?! Параджанов на голубом глазу ответил :"Это на самом деле Федор, мой родной брат. Он еще октябренком попал в Италию к нашей бабушке-революционерке...И даже фамилию ее взял - Феллини, что на итальянском значит "несокрушимый"...

А когда у него на зоне отобрали карандаши и запретили рисовать, он выцарапывал профили великих людей на крышках от кефира, заливал смолой и делал такие "медали Параджанова"..

Одна его поделка с профилем Пушкина попала к Феллини, и тот сделал из нее серебряную медаль, которая стала главной наградой на кинофестивале в Римини...

Ее получили Мастроянни, Софи Лорен и Милош Форман...

(из кн.Загребельного Сергей Параджанов)

+2

152

,Прощальный ужин"

Последний концерт Вертинского состоялся 21 мая 1957 года в Доме ветеранов сцены имени Савиной.
Лидия Вертинская вспоминала:
«Мы созвонились с Никулиными и пошли ужинать в ВТО.
Играл оркестр, и мой муж пригласил меня танцевать.
На следующий день он уехал в Ленинград.
Это был последний наш танец и последний вечер, когда я видела Вертинского живым...
Где-то после десятой или двенадцатой песни кто-то робко попросил: «Прощальный ужин»!
Вертинский сделал вид, что не расслышал, и стал петь что-то другое. Просьба повторилась.
Наконец... к Вертинскому с места обратился Царев и поставленным голосом сказал: «Прощальный ужин!»
Лукаво взглянув на часы, Вертинский... серьезно ответил: «Есть на ночь вредно».
Грянул хохот.
Но догадливый Брохес - партнер Вертинского - уже взял первые аккорды.
Так в последний раз был исполнен один из самых знаменитых романсов Вертинского...»

«Я знаю, я совсем не тот,
Кто Вам для счастья нужен.
А он — иной, но пусть он ждет…
Пока мы кончим ужин!
Я знаю: даже кораблям
Необходима пристань.
Но не таким, как я! Не нам!
Бродягам и артистам!»

https://a.radikal.ru/a36/2005/de/e632bb5e6394.jpg

+2

153

+1

154

Две стихии: Иосиф Бродский и Владимир Высоцкий
Весной 1980 года — за три месяца до смерти — Высоцкий в Венеции. Трудный разговор с женой — он впервые рассказывает ей о наркотиках. На катере они плывут по каналам Венеции: "Мы проплываем мимо кладбища, — пишет в своей книге "Владимир, или Прерванный полёт" Марина Влади, — где находятся могилы многих знаменитых артистов. Ты говоришь: "Неплохо в качестве места вечного успокоения".
https://i.imgur.com/Wajteo7.jpg
В 1996 году умер Иосиф Бродский — поэт не захотел жить с чужим, пересаженным сердцем. Проститься с ним пришло совсем немного людей — среди них и премьер-министр России Виктор Черномырдин. Было предложение захоронить прах лауреата Нобелевской премии в родном Санкт-Петербурге — "На Васильевский остров я приду умирать..." Потом было объявлено, что могила Бродского будет в Америке около его деревенского дома... Но после вскрытия завещания выяснилось, что сам поэт просил похоронить его в Венеции — на том самом кладбище...

Отношение Высоцкого к ведущим русским советским поэтам было, разумеется, разным: от восторженных отзывов в молодости до горького: "Они меня считают чистильщиком" (в разговоре с В.Тумановым). Ещё одна важная деталь: при жизни Высоцкого никто из "ведущих" не считал и публично не называл Высоцкого поэтом...
Лишь к одному русскому поэту отношение Высоцкого было неизменным: он высоко ценил поэзию и личность Иосифа Бродского. Может быть, ещё и потому, что Бродский не дал ни одного повода усомниться в своём высоком человеческом качестве. Вспомним по этому поводу известные слова Высоцкого: "Россия — единственная страна, где поэзия находится на таком уровне... И не только из-за того, что наши поэты были большими стихотворцами и писали прекрасные стихи, а из-за того, что они достойно вели себя в жизни: и по отношению к властям, и по отношению друг к другу, и по отношению к друзьям и, конечно, к своему творчеству".

Какие же отношения связывали двух самых крупных русских поэтов нашего времени? Иосиф Бродский рассказывает в интервью "Независимой газете" (июнь 1991 года): "У нас был один общий приятель. Мы познакомились у Миши Барышникова. Два-три раза, когда он (Высоцкий) сюда (в США) приезжал, мы всячески гуляли, развлекались". Это знакомство произошло, скорее всего, в Ленинграде — ещё до эмиграции Бродского и Барышникова, — потому что упомянутые две-три встречи могли быть только во время поездок Высоцкого в США (1975-1979 гг).

Один из дней, проведённых вместе в Нью-Йорке, подробно описывает Марина Влади: "...На следующий день у нас назначена встреча с Иосифом Бродским — одним из твоих любимых русских поэтов. Мы встречаемся в маленьком кафе в Гринвич-Виллидж. Сидя за чашкой чая, вы беседуете обо всём на свете. Ты читаешь Бродскому свои последние стихи, он очень серьёзно слушает тебя. Потом мы идём гулять по улицам. Он любит эту часть Нью-Йорка, где живёт уже много лет... Продолжая разговор, мы приходим в малюсенькую квартирку, битком забитую книгами, — настоящую берлогу поэта. Он готовит для нас невероятный обед на восточный манер и читает написанные по-английски стихи. Перед тем, как нам уходить, он пишет тебе посвящение на своей последней книге стихов. От волнения мы не можем вымолвить ни слова. Впервые в жизни настоящий большой поэт признал тебя за равного".

Но ещё до знакомства Бродский знал — или, по крайней мере, слышал — песни Высоцкого. И самое интересное и интригующее: "Впервые я услышал его из уст Анны Андреевны Ахматовой: "Я был душой дурного общества".
(Высоцкий и Ахматова... По пока неподтвержденным сведениям Владимир Высоцкий был в гостях у Анны Андреевны Ахматовой на знаменитой Ордынке — в квартире Ардовых. Эту встречу могли устроить сам Н.Ардов, или актер А.Баталов, или В.Войтенко — первый администратор Высоцкого и "свой человек" в семье Ардовых.)

За границей Бродский и Высоцкий виделись не только в Нью-Йорке. Бродский прилетает в Париж на гастроли Таганки и совершенно не принимает таганского "Гамлета". "Помню, Володя Высоцкий прислал мне телеграмму из Парижа в Лондон. Я прилетел на спектакль, но свалил с первого действия. Это было невыносимо". Заметим, что ещё один знаменитый человек так же категорически не принял Гамлета-Высоцкого. Это был участник компании на Большом Каретном — Андрей Тарковский.
После спектакля Бродский, разумеется, ничего не сказал Высоцкому. Они сидели в ресторане вместе с Юрием Петровичем Любимовым: "Иосиф всё время просил Володю петь. И замечательно он слушал: то со слезой, то с иронией... Но сам стихи не читал..."

И ещё одна встреча, тогда же — в Париже, О ней рассказал Давид Карапетян — переводчик и друг Высоцкого... Встреча состоялась на домашнем вечере, устроенном приятелем Марины Влади кинорежиссёром Паскалем Обье. На этой встрече присутствовала жена Карапетяна француженка Мишель Канн. По её словам, среди приглашенных были Бродский, Любимов и актриса Театра на Таганке Алла Демидова. Бродский был тогда мало известен во Франции, и Высоцкий представил его как крупнейшего из современных русских поэтов.

Взаимные оценки друг друга всегда были очень высокими. Вспоминает кинодраматург Игорь Шевцов: "Об Иосифе Бродском Высоцкий всегда говорил с уважением и нежностью — да, с нежностью, это точно: "Гениально!" И похвастался: "Он мне книжку подарил". Володя покопался и достал маленькую книжку стихов Бродского — авторское издание, кажется, в Лондоне, с автографом".

Иосиф Бродский (интервью "Независимой газете"): "Я думаю, это был невероятно талантливый человек, невероятно одарённый, — совершенно замечательный стихотворец. Рифмы его абсолютно феноменальны".

В одном из первых фильмов, посвящённых памяти Высоцкого (США, 1981 г.) Бродский сказал: "Принято относиться к поэтам-песенникам с некоторым предубеждением. И до Высоцкого отношение ко всем бардам у меня было именно таким. Но начав слушать Высоцкого, — более или менее внимательно — я понял, что мы имеем дело именно с поэтом. Более того, я должен сказать, что меня даже не устраивало, что это сопровождается гитарой, потому что само по себе, как текст, это было совершенно замечательно.

Я говорю именно о том, что он делал с языком, о его рифмах... Это гораздо лучше, чем Кирсанов или Маяковский, — я уже не говорю о таких людях, вроде Евтушенко и Вознесенского. Дело в том, что он пользовался совершенно феноменальными составными рифмами, а гитара помогала ему скрадывать тот невероятный труд, который он затрачивал именно на лингвистическую сторону своих песен. В принципе, они поражают людей не столько благодаря содержанию и музыки, а благодаря бессознательному усвоению этой языковой фактуры. И в этом смысле, потеря Высоцкого — потеря для русского языка совершенно невосполнимая.

Вспоминает близкий друг Высоцкого Михаил Шемякин: "У Володи было какое-то чувство неуверенности в себе, как в поэте. Об этом говорит такой штрих. Однажды он прилетел из Нью-Йорка в Париж и буквально ворвался ко мне. И такой радостный!
— Мишка, ты знаешь, я в Нью-Йорке встречался с Бродским! И Бродский подарил мне свою книгу и написал: "Большому поэту — Владимиру Высоцкому". Ты представляешь, Бродский считает меня поэтом!
Это было для Володи, как будто он сдал сложнейший экзамен и получил высший балл! Несколько дней он ходил буквально окрылённый, потому что Володя очень ценил Бродского".

По свидетельству Марины Влади: "Книгу эту ты будешь показывать каждому из гостей, она всегда будет стоять на почётном месте в твоей небольшой библиотеке". Эта книга Бродского, как и другие книги иностранных издательств, после смерти Высоцкого исчезла из квартиры на Малой Грузинской. Только совсем недавно появились сведения, что все эти книги один из близких родственников сразу отнёс в КГБ СССР. Вот как это объясняет Нина Максимовна Высоцкая в альманахе "Мир Высоцкого" ( Москва, 1997 г.):
"Когда Володя умер, боялись, что зарубежные издания могут конфисковать. К тому же люди, хранившие запрещённую литературу, могли быть привлечены к ответственности. Поэтому часть книг из дома унесли. По-моему, эти книги не сохранились.

Недавно, когда мы с работниками Музея Высоцкого готовили книги к описанию, в одном месте среди всяких листочков и мелочей, связанных с Володей, я нашла две книжечки Иосифа Бродского, которые раньше не видела. Такого же маленького формата и объёма, но другие. Одна — подписанная автором Михаилу Козакову, вторая, по-видимому, Василию Аксёнову. Наверное, Володя не успел их передать. Кстати, книгу Бродского с дарственной надписью Володе, о которой пишет Марина, я никогда не видела".

В 1987 году Иосифу Бродскому присуждается Нобелевская премия. Вскоре после этого он приезжает в Париж и выступает в Сорбонне с чтением своих стихов. Естественно, отвечает на вопросы слушателей. И один из первых вопросов — если не самый первый: "Как Вы относитесь к Высоцкому?" В ответе Бродского есть неожиданные слова: "Мне обидно, что он писал песни, а не стихи".

Что стоит за этим? Очевидное — что жанр "человек с гитарой" — авторская песня — всё-таки не высокая классическая поэзия... Или некоторая горечь ситуации: 1987 год — это публикация ряда сборников стихов и песен Высоцкого в России, новый взрыв его всенародной славы. А Бродский несомненно понимал, что в эмиграции он теряет читателей в России, а поэзия — это не только тексты, но и то, что происходит в головах и душах читателей...

Теперь приведём ответ лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского на вопрос корреспондента "Н.Г.": "Переживёт ли Высоцкий время?"
— Думаю, что да. Если Вертинский пережил, то он, думаю, да. Из всей этой профессии я лучше всего относился к Высоцкому. В нём было абсолютное чутьё языковое, — да? И рифмы совершенно замечательные. Я по этому признаку сужу".

В заключение отметим, что в 1981 году Бродский предлагал издательству "Ардис" издать сборник стихов Высоцкого. Вспоминает бывший администратор Театра на Таганке Валерий Павлович Янклович: "Бродский при мне позвонил Профферам. Ему ответили, что рынок в Америке насыщен книгами Береста (так называемый, "американский двухтомник Высоцкого"). Бродский сказал, что это будет совершенно другое издание. "Тогда делайте — будем издавать". А Марина уговорила Бродского стать редактором этого издания. Он согласился при условии, что все рукописи будут разобраны, а он будет редактировать подготовленный материал".

У Бродского хранилась значительная часть рукописей Высоцкого, но, главным образом, черновые варианты. Сейчас они опубликованы в германском семитомном издании стихов и песен Владимира Высоцкого.

И, наконец, на пресс-конференции 1 марта 1989 года Марина Влади говорила, что во Франции готовится сборник песен и стихов Высоцкого в переводах на французский язык. Предисловие к этому изданию согласился написать Иосиф Бродский. Неизвестно, успел ли он это сделать..

"Владимиру Высоцкому — лучшему поэту России, как внутри её, так и извне". / Иосиф Бродский

Автор статьи: Валерий Перевозчиков

Отредактировано Елена32 (23-05-2020 14:06:02)

+2

155

Елена32
Очень интересно. Я этого не знала. "Мне обидно, что он писал песни, а не стихи". И тут он прав, великодушный и мудрый Бродский...

0

156

Сегодня, 24 мая 2020 – юбилей И. Бродского. 80 лет.
Могло бы быть.

Письмо, приведённое ниже, якобы, написано прямо в аэропорту «Пулково» в день эмиграции. 4 июня 1972 г.

Письмо Бродского Брежневу.

Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика — в том качестве, в котором я до сих пор и выступал.

Смею думать, что работа моя была хорошей работой, и я мог бы и дальше приносить пользу. В конце концов, сто лет назад такое практиковалось. Я принадлежу к русской культуре, я сознаю себя ее частью, слагаемым, и никакая перемена места на конечный результат повлиять не сможет. Язык — вещь более древняя и более неизбежная, чем государство. Я принадлежу русскому языку, а что касается государства, то, с моей точки зрения, мерой патриотизма писателя является то, как он пишет на языке народа, среди которого живет, а не клятвы с трибуны.

Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Все плохое, что выпадало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге.

Я хочу верить и в то, и в другое. Люди вышли из того возраста, когда прав был сильный. Для этого на свете слишком много слабых.

Единственная правота — доброта. От зла, от гнева, от ненависти — пусть именуемых праведными — никто не выигрывает. Мы все приговорены к одному и тому же: к смерти. Умру я, пишущий эти строки, умрете Вы, их читающий. Останутся наши дела, но и они подвергнутся разрушению. Поэтому никто не должен мешать друг другу делать его дело.

Условия существования слишком тяжелы, чтобы их еще усложнять. Я надеюсь, Вы поймете меня правильно, поймете, о чем я прошу.

Я прошу дать мне возможность и дальше существовать в русской литературе, на русской земле. Я думаю, что ни в чем не виноват перед своей Родиной. Напротив, я думаю, что во многом прав. Я не знаю, каков будет Ваш ответ на мою просьбу, будет ли он иметь место вообще. Жаль, что не написал Вам раньше, а теперь уже и времени не осталось. Но скажу Вам, что в любом случае, даже если моему народу не нужно мое тело, душа моя ему еще пригодится.
Иосиф Бродский, июнь 1972
*************

Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.

1980 г.

+2

157

Илья РУБИНШТЕЙН / сценарист, писатель/

"Мало кто знает.
"Военно-полевой роман" был номинирован на "Оскар".
Тодоровский приехал в Лос-Анджелес.
По негласным каналам его поставили в известность, что "Оскар" за лучший зарубежный фильм его.
Но в ночь перед церемонией в Восточном Берлине гэдээровские погранцы убили рекордное количество перебежчиков в Западный Берлин.
И было принято решение: представителю соцлагеря - никакого "Оскара".
Петр Ефимович показывал мне диплом номинанта и рассказывал об этом с улыбкой.
На мой вопрос: "Не обидно - тогда и сейчас?", -
не переставая улыбаться ответил:
"А что я, от этого "Оскара" стал бы более талантливым?..."

https://d.radikal.ru/d09/2005/0d/9c84290adae9.png

0

158

Рязанов, снимая "Гусарскую балладу", не смог пробить на роль Ржевского Сергея Юрского, и эту роль сыграл Юрий Яковлев.

Роль Ивана Васильевича у Гайдая предназначалась Юрию Никулину, но он, не поверив в успех фильма, отказался, и эту роль сыграл Юрий Яковлев.

Рязанов, приступая к съемкам "Иронии судьбы", на роль Ипполита пригласил Олега Басилашвили, но житейские обстоятельства не позволили актеру сняться. И эту роль сыграл Юрий Яковлев.

"Кин-дза-дза".
Данелия писал сценарий на Петренко, на роль пацака Би в итоге утвердили Валентина Гафта, который в последний момент поссорился с режиссером Данелия.
И эту роль сыграл Юрий Яковлев.

В результате всего этого Яковлев, похоже, оказался единственным актером, который успешно снялся в главных ролях сразу у трех великих комедиографов - Рязанова, Гайдая и Данелия (которые при этом придирчиво относились к актерам, засветившимся в фильмах "конкурента").
А ведь Юрий Васильевич мог в каждом конкретном случае просто обидеться, что не первый, и гордо отказаться! Тем более, что он умел быть и гордым, и придирчивым.
И лишний раз в кино не рвался!

https://b.radikal.ru/b00/2005/38/d3f0bf5cbd4d.jpg

0

159

Татьяна Ф
Мне не очень верится в это. Я про Тодоровского.

Отредактировано klava (25-05-2020 22:43:07)

0

160

Елена32
Огромное спасибо за статью. Не знала о таком отношении Бродского к Высоцкому, и такой высокой оценке его творчества.

0


Вы здесь » Радушное общение » Литературный раздел » Байки, рассказы , истории театральные и не только...