Радушное общение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Радушное общение » По страницам истории » История в лицах


История в лицах

Сообщений 481 страница 500 из 563

481

Татьяна Ф
Уже был этот материал? Или другой про него?

0

482

//Майя,
прочитав  как  Репин писал портрет писателя , поняла, что эту  историю хорошо помню.
Посмотрела  в поиске --
Нина давала ссылку на   рассказ Гаршина .
А т к  я  любопытная ,  то пошла  *знакомиться* с ним ближе.//

0

483

Татьяна Ф
Я тоже поиском воспользовалась и нашла Нинину публикацию.
Надо же такому быть - все три брата покончили жизнь самоубийством. Рок какой-то.

0

484

Пани Валевская.

https://a.radikal.ru/a34/2103/4b/212e0d431ad6.jpg

Женщина, в честь которой были названы духи и помады, была польской дворянкой и возлюбленной Наполеона.
И еще она была редкой красавицей.
Мария Лещинская, а таково было ее девичье имя, принадлежала к старинному, но обедневшему польскому роду.
В 18, а возможно в 16 лет, она стала женой 70-летнего вдовца Валевского и родила сына через 6 месяцев после свадьбы. Был ли это ребенок от престарелого мужа или нет-история умалчивает, но муж дал ребенку свою фамилию, а долги семьи Лещинских были полностью уплачены.
В 1807 году Наполеон, направляясь в Варшаву, встретил Марию в городке Блонь и на следующий день приказал разыскать ее, чтобы пригласить на бал в Варшаву.
Так началась история их отношений.
Император не расставался с пани ни в Варшаве, ни позже в Западной Пруссии.
Мария позаботилась о репутации мужа и разошлась с ним, получив при этом половину его состояния.
Через какое-то время пани Валевска поняла что ждет ребенка, Наполеон очень обрадовался такому известию и вернулся в Париж-готовиться к разводу с Жозефиной, а в итоге женился на австрийской принцессе Марии-Луизе.
Тем временем Мария в Польше родила сына Александра, фамилию которому дал опять-таки ее престарелый супруг Валевский.
Несмотря ни на что, Мария была предана Бонапарту и в дни его славы, и в дни поражений, навещала его в заточении на острове Эльба, прибыв туда с подросшим сыном.
Находилась рядом с ним в дни когда снова снова ненадолго он оказался у власти, открыто появляясь в Елисейском дворце.
Последний раз они встретились 28 июня 1815 года, после его поражения при Ватерлоо, она поняла что это прощание и они больше не встретятся, так и вышло.
Полтора года Мария жила воспоминаниями, воспитывала детей, а потом вышла замуж за графа д'Орнано, давно влюбленного в нее.
Мария родила третьего ребенка от графа, ослабела после трудных беременности и родов, и как-будто предчувствуя свою раннюю смерть, торопилась продиктовать свои воспоминания секретарю.
Затем она собралась в Париж, где и умерла в декабре 1817 года, не дожив до 30 лет, в доме подаренном ей когда-то любимым императором.
Ее сын Александр позднее написал: "Воистину моя мать была одной из лучших женщин, какие вообще были на свете.
Я могу заявить это без всякой предвзятости".

+3

485

/ много буковок,  но.../

Ксения Асеева и Анатолий Зверев:
«Старуха, я тебя люблю!»

Муза была почти на сорок лет старше художника.
Пожилая светская дама, вдова друга Маяковского последние 17 лет своей жизни провела рядом с андеграундным живописцем.
Лиля Брик писала про них так:
«Синяковых пять сестер. Каждая из них по-своему красива.
Жили они раньше в Харькове, отец у них был черносотенец, а мать человек передовой и безбожница.
Дочери бродили по лесу в хитонах, с распущенными волосами и своей независимостью и эксцентричностью смущали всю округу.
Все пятеро были умны и талантливы.
В их доме родился футуризм.
Во всех них поочередно был влюблен Хлебников, в Надю — Пастернак, в Марию — Бурлюк, на Оксане женился Асеев».

https://d.radikal.ru/d27/2103/48/8521f2b6847f.jpg

Ксения Синякова, или, как ее называли, Оксана, была женой поэта Николая Асеева, а в почтенном возрасте – музой андеграундного художника Анатолия Зверева.
Со всех сторон положительный Асеев, лауреат Сталинской премии, воспевал молодость Оксаны:
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя — сушь,
Мне и в жару без тебя — стыть.
Мне без тебя и Москва — глушь.

Асоциальный Зверев рисовал ее старость.
Он видел в этой старой даме красивую голубоглазую девушку с длинными косами, по которой сходили с ума поэты 20-х годов, ревновал ее, мучил и совершенно не мог без нее обходиться.

Асеев 
Ксения Синякова родилась в 1892 году в Харькове и училась в музыкальном училище, когда в Харьков приехал Николай Асеев, поступать в университет.
Она была прекрасна. А он, Он был в сером костюме, гладко причесан, бледный, голубоглазый. И такой вежливый, что мне показалось, будто бы он подошел ко мне почти на цыпочках!
Асеев узнал, что в доме Синяковых любят искусство и стал к ним заходить. Окончив музыкальное училище Оксана уехала в Москву, поступать в консерваторию.
Через несколько лет Асеев сделал ей предложение. Обвенчались в маленькой деревенской церкви, преодолев сопротивление священника: больно уж молода невеста.

https://c.radikal.ru/c22/2103/3b/963212e9ad24.jpg

С Асеевым Оксана прожила почти 50 лет, была очень счастлива и бесконечно любима. В разлуке он писал ей вот такие письма:
«Вот я надел твой халат, и ты меня будто обняла. И я хожу по комнате, слушая последние известия. Люблю тебя так, как никогда. Люблю тебя, люблю в тысячу раз больше, чем можно это написать…».
Оксана во всем поддерживала мужа, всегда о нем заботилась и была идеальной писательской женой.
Асеев и она - это была, и правда, чудесная пара. На фоне многих писательских семей они выделялись порядочностью и достоинством: сторонились интриг и склок, не писали доносов, не предавали себя и других, и всегда были друг для друга надежным тылом.

Зверев
После смерти Николая Асеева Оксана держалась с большим достоинством. В ней и на ее восьмом десятке была видна красавица и светская дама.
Она никогда не болтала с соседками на лавочке своего писательского дома, была со всеми по-королевски вежлива и очень добра.
Занималась литературным наследием мужа и, кажется, ничем больше особенно не заинтересовалась.
И вот по Москве поползли слухи – эта Прекрасная Дама начала роман с художником Анатолием Зверевым, который был на 39 лет моложе
Был это роман, или все дело в сострадании доброй души к погибающему таланту, никто точно не знает.
Вроде бы все началось так: два пьяных богемных художника решили зайти в гости к известнойт всей Москве Ксении Михайловне Асеевой.
Пожилая дама встретила их с доброжелательным любопытством, пригласила в свою квартиру, набитую антиквариатом и картинами в солидных рамах, усадила за прекрасно сервированный стол.
Тридцатисемилетний Зверев, одетый в какие-то лохмотья, смотрел на нее во все глаза и вдруг воскликнул:
Старуха, я тебя люблю!».

https://c.radikal.ru/c35/2103/7c/18bfa67a3f24.jpg

Так начались эти поразительные отношения.
Через пару дней даже ангельское терпение Оксаны лопнуло, она отправила художника идти, откуда пришел. Вскоре он вернулся, засел у нее под дверью, как в засаде, кричал, что не может без нее жить.
Оксане было стыдно перед соседями, и она снова пустила пьяного гения к себе.
Весной увезла его на дачу. Там гений стал гораздо меньше пить и гораздо больше работать.
Он бесконечно рисовал Оксану, рисовал какие-то странные дачные натюрморты, автопортреты…
Осенью вернулись в Москву, и Оксана снова поселила художника у себя.
Они не хотели никого эпатировать и ничего не придумывали.
Они и правда были нужны друг другу. Зверев писал Оксане трогательные стихи:
Здравствуй, солнышко, мой свет,
голубая с тенью.
У любви один ответ -
здравствуй, Ксения.
...Здравствуй, розочка и цвет,
незабудка милая.
Мой всегда тебе совет
взять меня из Свиблова.
Но, конечно, эта пара была идеальным поводом для сплетен.
За ними шпионили, о них говорили, ханжески поджимая губы, ахая и закатывая глаза.
Тем более, что художник демонстративно и дико ревновал Ксению Михайловну к памяти Асеева, устраивал дикие дебоши, выбрасывал в окно его портреты и книги.
Соседи вызывали милицию. Оксана трогательной старушкой бежала за милиционерами, просила обращаться со Зверевым помягче:
- Он великий русский художник, пожалуйста, не делайте ему больно, берегите его руки!
Иногда Оксана не выдерживала и выгоняла художника, иногда он надолго исчезал сам, но всегда возвращался, изрядно потрепанный и опустившийся. Ксения Михайловна возвращала его к жизни и преданно заботилась о нем, как когда-то о больном Асееве.
Как-то раз за одну ночь Зверев написал своей Музе пятьдесят писем и потом шел по городу, опускал их во все почтовые ящики, которые попадались по дороге.
Когда Ксения Михайловна в 1985 году умерла, Зверев страшно горевал.
Она была самой большой привязанностью в его богемно-анархической жизни, и они были вместе 17 лет.
Художник пережил свою Музу только на год и умер в 55 лет, оставив более 30 тысяч работ.
Зверева называли русским Ван Гогом, символом нового, свободного искусства и одним из самых ярких художников-авангардистов ХХ века.
Ему трудно было справиться с жизнью, а без Оксаны стало и вовсе невозможно. Художник говорил про нее:
«Она для меня как Богородица, и мать, и жена, и дочь».

https://b.radikal.ru/b24/2103/a4/4235dd41c4e1.png

+4

486

Потрясающая история. И он, и она гениальны. А любовь... Словами не объяснить и не понять - как где-то на небесах...  «Она для меня как Богородица, и мать, и жена, и дочь».
Татьяна, спасибо. Посмотрела работы Зверева. Талант и мудрец.

0

487

кратенько о Лоренцо да Понте
(урождённый Эмануэле Конельяно)

https://c.radikal.ru/c14/2103/ee/3e9da1224256.jpg

Он был приятелем Казановы и сторонником идей Руссо, впрочем, модных тогда в Европе.
И настолько свободомыслящий и свободолюбивый, что Венецию ему пришлось покинуть и оказаться в Вене.
Где благодаря рекомендации  Антонио Сальери он стал придворным либреттистом.
Здесь он стал автором трёх самых известных либретто, положенных на музыку Моцартом: "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Так поступают все".
На его счету также либретто к операм Сальери ("Талисман", "Богач на день", "Аксур, царь Ормуза", "Пастырь верный", "Цифра"), Йозефа Вайля, Висенте Мартина-и-Солера и других композиторов.
В 1790 г. из-за сокращения финансирования да Понте потерял работу и уехал в Триест, где познакомился со своей будущей женой, англичанкой Нэнси Грал.
Жил в Праге и Дрездене, Париже и Лондоне.
Тринадцать лет проработав с забытыми ныне композиторами, да Понте в 1805 году эмигрировал в Америку.
Здесь он обрёл вторую родину, признание и уважение.
В Америке Лоренцо да Понте перевел несколько английских произведений на итальянский язык, написал мемуары – "Воспоминания Лоренцо Да Понте из Ченеды, им самим написанные" (1823–1827).
Он преподавал итальянскую словесность в Колумбийском университете в Нью-Йорке и был первым католическим священником на кафедре Университета.
В 1826 он выступил организатором первого исполнения оперы "Дон Жуан" в Америке
Ло­рен­цо Да Пон­те умер в уни­зитель­ной бед­ности в нес­коль­ких квар­та­лах от за­коло­чен­но­го зда­ния сво­его те­ат­ра.
Не обоз­на­чен­ная мо­гила его на од­ном из нью-й­орк­ских клад­бищ со вре­менем за­теря­лась.
Та­кая же пос­мер­тная ис­то­рия ког­да-то слу­чилась и с его дру­гом Мо­цар­том.

/подробнее
https://www.krugozormagazine.com/show/mozart.79.html   /

Отредактировано Татьяна Ф (12-03-2021 14:50:33)

+4

488

http://www.kolobok.us/smiles/standart/boast.gif

0

489

11 марта 1926 года родился актер ГЕОРГИЙ ЮМАТОВ...
Случайность привела его в кино. Москвич из профессорской семьи стал «своим парнем» для миллионов зрителей. Он был идеалом друга для мужчин и идеалом мужчины для женщин. С молодости и до седых волос близкие друзья, случайные приятели и вообще незнакомые люди называли его по имени — Жора. Ведь у друзей и любимых отчества не бывает.
МОРЯКОМ Жора Юматов хотел стать с детства. С прицелом на флотскую карьеру усиленно занимался спортом и в 1941 году стал курсантом военно-морской школы. Война сильно сократила сроки обучения. Уже в 1942-м Юматов «прорвался» на фронт. Ходил на торпедных катерах, сначала юнгой, потом рулевым. В составе Азовской и Дунайской флотилий брал Измаил, Бухарест, Будапешт и Вену. Когда получал очередную награду — медаль Ушакова, не мог и предположить, что спустя десяток лет сыграет в фильме Ромма о знаменитом русском флотоводце.
Актерская карьера началась со случайной встречи с Григорием Александровым, который пригласил фактурного морячка сыграть крошечный эпизод в фильме «Весна». Юматов возникал в дверях гримерной с единственным словом — «Разрешите?». «Так элегантно и тактично в кинематограф не попадал никто, — вспоминал позже сам режиссер, — даже разрешение попросил!»
Когда Сергей Герасимов набирал во ВГИКе свой первый курс, Александров порекомендовал ему Юматова. Послушав новичка, мэтр вынес вердикт: «Мне его учить нечему! Самородок!» Герасимов сам отвел Жору в Театр киноактера, а позже взял в свою картину «Молодая гвардия», где играл почти весь его курс. С «Гвардии», которая стала путевкой в жизнь для многих знаменитостей, и началась настоящая кинокарьера Юматова.
ФИЛЬМ Герасимова стал для Юматова точкой отсчета не только в профессиональном, но и в личном плане. Среди многих актерских свадеб, сыгранных на съемках, самая шумная, бедная и веселая была у Георгия и Музы Крепкогорской. Вчерашний моряк без памяти влюбился в общительную симпатичную блондинку, гордость курса, сталинскую стипендиатку, уже игравшую во МХАТе. То, что Муза на самом деле брюнетка и на роль хранительницы домашнего очага подходит мало, выяснилось позже. А пока она окрестила Жору Жоржем и милостиво позволила любить себя.
История семьи Крепкогорских многое объясняла в характере Музы. Ее отец — музыкант Виктор Крепкогорский — был одним из аккомпаниаторов Шаляпина. Когда в конце тридцатых начались чистки, он, испугавшись, что арест затронет жену и детей, повесился. Вернувшись домой, Муза первая увидела труп отца и от шока несколько дней не могла разговаривать. Для матери, Лидии Ивановны, дочка стала единственным «светом в оконце». Самая красивая, самая умная, самая талантливая Муза привыкла к немедленному исполнению своих желаний и росла в полном неведении о хозяйственных хлопотах.
Став замужней дамой, привычек своих Муза Крепкогорская менять не собиралась. Зато к общему портрету прибавилась обида на судьбу: Муза считала, что роль предательницы в «Молодой гвардии» погубила ее кинокарьеру. Ведь сначала ее чуть не утвердили на Любку Шевцову, но…
А ВОТ карьера Юматова уверенно шла вверх. После заметных ролей в фильмах «Разные судьбы» и «Они были первыми» Георгий получил главную роль в картине Владимира Скуйбина «Жестокость» (1959). «Жестокость» прославила молодого актера на всю страну.
Но звездой Юматов был лишь на экране. Дома «любимец публики» сам стирал носки и рубашки, варил борщ (в отсутствие тещи) и питался дешевыми котлетами из кулинарии. У супруги на это времени не было. Снимаясь в основном в эпизодах, она сетовала на слепоту режиссеров и ждала «той самой» главной роли. Заветную мечту Юматова о детях Муза в расчет не принимала. Боясь, что беременность совпадет с возможным приглашением на хорошую роль, делала аборты. В очередной раз, будучи на четвертом месяце, она обратилась к частной повитухе. Когда Юматов примчался со съемок и через подруг выяснил адрес, было уже поздно. «Поздний аборт» навсегда лишил Музу возможности иметь детей.
ВСЕНАРОДНАЯ слава имела оборотную сторону. Каждый встречный считал своим долгом «хряпнуть с Жоркой по стакану!». А у самого Юматова причин заливать горе тоже было предостаточно. После того как жена вновь избавилась от ребенка, Георгий не развелся с супругой, но несколько лет они жили врозь.
НЕСМОТРЯ на долгую разлуку и многочисленные романы Музы и Жоры, их тянуло друг к другу. Так или иначе, но Юматов и Крепкогорская снова стали жить одним домом.
В 1971 году на экраны вышел один из лучших фильмов отечественного кинематографа — «Офицеры». Редкий воинский праздник обходится сегодня без показа этой замечательной картины Владимира Рогового. Георгий Юматов и Василий Лановой сыграли не просто друзей-офицеров, прошедших через многие войны и испытания. Они воплотили на экране нашу общую мечту о том, каким должен быть настоящий защитник страны, настоящий российский офицер.
БОРЬБА с зеленым змием шла с переменным успехом. Встречи с друзьями кончались жуткими недельными запоями, после которых Юматова находили то в ялтинском вытрезвителе, то в питерской психушке. Зеленый змий время от времени ослаблял свою хватку. Юматов «завязывал», «зашивался» и активно снимался.
На роль красноармейца Сухова в фильме «Белое солнце пустыни» режиссер Мотыль утвердил Юматова без проб, но жестко предупредил: «Запьешь — отберу роль!» Юматов придумал весь образ: выгоревшая гимнастерка, лихо заломленная фуражка, присказка «Это точно!»? Но перед самыми съемками разбился его друг, режиссер Курихин, на машине, которую «выбивал» для него сам Юматов. На похоронах и поминках Жора продержался. Но вечером один из приятелей, наливая стакан, сказал: «А ведь если бы не ты со своей машиной, Курихин был бы жив!» И тут Юматов не выдержал, развязал. Потеряв роль, на которую возлагалось столько надежд, Юматов ушел в жуткий глухой запой.
В конце восьмидесятых после отшумевшего успеха фильмов «Петровка, 38» и «Огарева, 6» с работой стало совсем туго. Из Театра киноактера и его, и супругу «вежливо ушли». Скромные достижения тех смутных лет — пенсия по военной инвалидности и президентская премия.
Но в 1994-м Юматов вдруг снова оказался «у всех на устах». Схоронив любимую дворнягу Фросю, Жора пригласил домой сторожа, помогавшего ее зарыть. Выпили, помянули. Что сказал Юматову 33-летний азербайджанец, неизвестно. Только артист сорвал со стены ружье и выстрелил в упор.
В «Матросской Тишине» Юматов отсидел около двух месяцев при полном обожании всего персонала и охраны. А в это время адвокат доказывал «необходимую оборону», друзья нажимали на все рычаги, включая обращение в правительство и обработку родственников жертвы. В результате Юматов вернулся домой, попав под амнистию к 50-летию Победы.
После тюрьмы он продержался чуть больше двух лет. Врачи обнаружили аневризму брюшной аорты, и Юматов лег на тяжелейшую операцию. Когда через год снова открылось кровотечение, от повторной операции отказались. Бесполезно. 4 октября 1997 года Георгия Юматова не стало.
https://i.imgur.com/dFJdmHWl.jpg

+3

490

https://b.radikal.ru/b03/2103/d6/360b9161f71c.jpg

13 марта 1961 года 79 летний Пабло Пикассо женился во второй и последний раз.
Его избранницей стала 37 летняя модель Жаклин Рок.
В жизни Пабло Пикассо было много женщин, но женат он был только дважды: первой супругой Пикассо стала русская балерина Ольга Хохлова труппы Дягилева, второй — Жаклин Рок.
С последней он оставался до конца жизни — она стала не только преданной женой, но и музой художника.
Они встретились случайно, в керамической мастерской, где Пабло Пикассо экспериментировал с новой техникой.
Жаклин Рок  была разведена и растила дочку.
Мэтру тогда исполнилось 72.
Жаклин считала Пикассо своим кумиром, называла его не иначе как «мой господин», целовала его руки, а тот оставался холоден.
Скорее всего, его смущал не возраст девушки, а наличие у неё дочери — по крайней мере, своей приятельнице Женевьеве Лапорт он как-то говорил, что никогда бы не лёг в постель с женщиной, у которой есть ребёнок от другого.
Но в конце концов он сдался.
Отступил перед молодостью и «обожанием» Жаклин, а потом с гордостью рассказывал, что девушка сделала из него религию.
Спустя год  после знакомства Пикассо и Рок первая жена художника умерла от рака — к тому времени супруги уже давно жили по отдельности.
Сначала домом стареющего мэтра и его новой музы стала каннская вилла La Californie, а через 3 года пара перебралась в более уединённое место — в замок Chateau de Vauvenargues неподалёку от тихой деревеньки Вовенарг с населением в несколько сотен человек.
Там Пикассо погрузился в творчество, а Жаклин следила за тем, чтобы его не беспокоили.
Как рассказывала Рок, маэстро привык к тому, что она постоянно рядом с ним, и постоянно спрашивал: «Жаклин, ты здесь?».
Со временем эту фразу выучил даже их попугай.
Большинство картин художник посвящал новой музе — среди его работ есть «Жаклин с цветами», «Жаклин со скрещёнными руками», «Обнажённая Жаклин в турецком головном уборе» и ещё масса её портретов.
В 1961 году, спустя 7 или 8 лет после знакомства, пара наконец поженилась.
В общей сложности они провели вместе 20 лет — 17 из них Пикассо не рисовал других женщин.
Художник был со своей второй женой до самой смерти.
Наследие Пикассо оставил огромное, и его дети (в том числе и незаконнорождённые) спорили за право обладать «сокровищами», оставшимися от отца. Но хранительницей работ художника стала всё же вдова: она организовывала его выставки, а некоторые картины передала в музеи.
Через 13 лет после смерти мужа Жаклин Рок застрелилась.
Самая верная муза Пикассо ушла из жизни накануне открытия большой выставки его ретроспективных работ в Мадриде, которую сама же помогла организовать.

https://a.radikal.ru/a39/2103/28/46e475f74b95.jpg

+2

491

Татьяна Ф
Вчера после этой статьи перечитала о Пикассо. О женах, детях. Многое до этого слышала на экскурсиях, и читала. Женщины вокруг него были удивительные. Что их заставляло так любить его... Первая жена Ольга Хохлова до самой смерти не давала развода, вторая молоденькой девочкой влюбилась в старика, да на всю жизнь...

«Древо потомков» Пабло Пикассо.

https://kulturologia.ru/files/u21941/00-deti-016.jpg

+2

492

Гюльчатай написал(а):

Вчера после этой статьи перечитала о Пикассо.

Вот чем хороши такие посты, как эти про Пикассо, Зверева, Гаршина и многих других, так это тем, что прочитав, ищешь еще какие-то факты и информацию, читаешь стихи, рассматриваешь картины, фото.... А в жизни к таким людям привлекает талант, харизма, или величие гения...
Спасибо за Историю в лицах.

Отредактировано _NOVA_ (18-03-2021 08:29:39)

+2

493

В них двоих ушедшая Россия.
Две удивительнейшие женщины, незаурядные личности, которых так не хватает нынешнему бездуховному веку. 
Коренные москвички- Евгения Филипповна Кунина(1898-1997)  и Анастасия Ивановна Цветаева(1894-1993).

https://b.radikal.ru/b19/2103/60/d967b66aff49.jpg

Имя Анастасии Ивановны, писательницы,  дочери  Ивана Цветаева - основателя музея  изобразительных искусств имени Пушкина и младшей сестры Марины Цветаевой - широко известно.
А вот жизнь и судьба Евгении Филипповны, ближайшей подруги Анастасии Цветаевой не очень известна. 
А между тем это была талантливейшая женщина, любимая ученица Валерия Брюсова, близкий друг Бориса Пастернака и Аделины  Адалис. 
Ее переводы классиков французской литературы- Виктора Гюго,  Альфреда де Мюссе,  Ромена Роллана, Луи Арагона-давно признаны классикой литературного перевода.
В начале 20-хх годов Евгения Кунина вместе со своим братом  Иосифом Куниным написали  роман "Октаэдр", который будет опубликован впервые в 1992 году и имя Евгении Филипповны откроет литературная общественность.
В 1994 году, будет опубликован сборник стихов Евгении Куниной " Самое дорогое".
Именно у Куниной долгие годы жила  Анастасия Цветаева, вернувшаяся из лагерей и которой негде было жить.
Две русские дворянки во всем поддерживали и помогали друг другу, никогда не теряя веру в добро и в людей.
Своим примером они показывали, что в любых ситуациях прежде всего нужно оставаться человеком.
Они обе прожили почти целый век ,пережив вместе с ним его чудовищные  потрясения и вместе с тем остались верны своему главному принципу - уметь любить.

***
И тишина зашла тогда
И время замерло на время
И жизни тягостное бремя
Всплыло как талая вода.

О благотворность тишины,
Когда она ещё не вечность,
Когда она нужна сердечно,
Как детям творческие сны.

И на меня тогда нашло
Такое светлое мгновенье..
И благодатное движенье
Душе замёрзшей помогло.

   Е. Кунина

+4

494

Таня, напомнила фильм. Там  эти две старушки присутствуют, сейчас поняла, что вторая это и есть Евгения Филипповна Кунина.

Дольше всего продержалась душа:
Всё-то ей чудится — жизнь хороша,
Всё-то ей люди до боли милы,
Всё-то ей солнце сияет из мглы.

Ум старика — поддаётся, скрипит,
Глохнет, немеет и пОдолгу спит,
Память — лохмотья, изъедена ткань —
Первая, жалкая возрасту дань.

Тело? О теле и не говори —
Просит пощады у каждой зари.
Душу-голубку лелею в руках:
Пусть ей поётся в последних стихах.

Отредактировано Гюльчатай (22-03-2021 00:44:57)

+2

495

Гюльчатай
Спасибо за стихи.
Тронули до слёз.

0

496

Татьяна Ф
Таня, спасибо. Как же я люблю и благодарна за такие вот истории жизни, дружбы и любви.Фотография очень известная, и интересно узнать историю жизни задушевной подруги Анастасии Цветаевой. А для меня это еще и повод перечитать пересмотреть Воспоминания А. Цветаевой. И тут же нашла её очерк о своей подруге - Мы встретились в старости. Я всегда поражаюсь, где, в чем такие женщины находили в себе силы пройти через все испытания жестокой судьбы и сохранить в себе веру, человечность, оптимизм и высокую интеллигентность.

+1

497

ЛИЗАНЬКА.

«Тысячу раз может любить человек, но только один раз он любит»...
Куприн написал это уже в конце жизни:
у него все так и было.
Он непрерывно влюблялся с детства до старости, но любил только один раз – свою вторую жену  Лизаньку.
За первую любовь Сашу Куприна выпороли: он так увлекся своей партнершей по танцам в сиротском доме, что это встревожило воспитателей.
Свою последнюю влюбленность пожилой писатель скрывал от всех – известно только, что он так и не решился подойти к этой даме, сидел в баре и писал стихи:
И никто на свете не узнает,
Что годами каждый час и миг
От любви томится и страдает
Вежливый внимательный старик.

В промежутке между детской влюбленности и последним «бесом в ребро» было множество увлечений, случайных связей, две жены и одна любовь.
Нормальные женщины, десять раз подумают, прежде чем сблизиться с мужчиной купринского темперамента, и скорее всего, так и не сблизятся.
Он не просто много пил – это было непрерывное буйное веселье.
Он мог на неделю пропасть у цыган, отбить безумную телеграмму царю и получить в ответ участливое: «Закусывайте», мог вызывать в ресторан хор из монастыря...
Таким писатель приехал в столицу в 1901 году, и Бунин повез его знакомить с издательницей журнала «Мир божий» Александрой Давыдовой.
Дома была только ее дочь, Муся, Мария Карловна, хорошенькая слушательница бестужевских курсов.
Куприн смутился и спрятался за спину Бунина. Они приехали на следующий день, остались пообедать.
Куприн не сводил глаз с Муси и не замечал девушку, которая помогала горничным, Лизу, родственницу Мамина-Сибиряка. Как и Куприн, Лиза Гейнрих была сиротой, Давыдовы взяли ее на воспитание.
Обеим девушкам в этой комнате было суждено стать женами писателя, родить от него детей...
Одна из них будет суровым Преследователем Куприна, вторая – Спасателем.
Муся, очень умная девушка, сразу поняла, что Куприн станет большим писателем.
Через три месяца после знакомства она вышла за него замуж. Александр Иванович любил Мусю пылко, страстно и долго плясал под ее дудку. В 1905 году Куприн издал «Поединок», его слава гремела на весь мир.
И он умудрялся совмещать писательство с безумным разгулом.
По столице ходил такой стишок: «Если истина в вине, то сколько истин в Куприне?».
Лиза на это время пропала из поля зрения Куприна.
Потом писатель узнал: она работала в полевом госпитале на Русско-японской войне, награждена медалями, едва не вышла замуж.
Ее жених сильно избил солдата – Лиза пришла в ужас и хотела покончить с собой. 
Она вернулась в столицу: строгая, похорошевшая. Когда маленькая дочка Куприных заболела дифтеритом, Лиза кинулась ее спасать. Она не отходила от детской кроватки. Мария Карловна сама пригласила Лизу поехать с ними на дачу.
Там все и случилось: однажды Куприн обнял девушку, прижал к груди и простонал: «Я больше всего на свете, больше семьи, себя, всех моих писаний люблю вас».
Лиза вырвалась, убежала, уехала в Петербург, нашла больницу на окраине и устроилась на работу в самое сложное и опасное отделение – инфекционное.
Через некоторое время там ее нашел друг Куприна: «Только вы можете спасти Сашу от пьянства и скандалов! Его грабят издатели, а он губит себя!»
Эта задача была посложнее работы в инфекционном отделении.
Лиза два года жила с Куприным, официально женатым на Марии Карловне, а когда он все-таки добился развода, то оставил первой жене все имущество и права на издание всех произведений.
Лиза и Куприн прожили вместе 31 год, до самой смерти писателя.
Первые годы они жили очень трудно, потом материальная сторона вроде начала налаживаться, но в эмиграции снова были долги и нищета.
Чтобы помочь другу, Бунин отдал ему часть своей Нобелевской премии.
Куприн пытался бороться с пьянством, иногда «завязывал» на несколько месяцев, но потом все возвращалось: алкоголь, женщины, собутыльники...
В эмиграции, чтобы свести концы с концами, Лиза все время затевала какие-то проекты: открывала переплетную мастерскую, библиотеку.
Ей не везло, дела шли плохо, а помощи от мужа не было...
В 1937 году Куприны вернулись на родину. Писатель был тяжело болен, не мог писать, и Елизавета выбилась из сил, изыскивая средства спасти его от безысходной нищеты...
Последний год в России Лиза провела у постели умирающего мужа.
Ее жизнь прошла в служении Куприну, но что она получала взамен?
На свое шестидесятилетие, на третьем десятке совместной жизни, Куприн написал Лизе:
«Нет никого лучше тебя, ни зверя, ни птицы, никакого человека!»

https://c.radikal.ru/c15/2103/74/63aa3ecef7d7.jpg

+3

498

Татьяна Ф написал(а):

Куприн пытался бороться с пьянством, иногда «завязывал» на несколько месяцев, но потом все возвращалось: алкоголь, женщины, собутыльники...

Не представляю даже ,сколько сил нужно иметь, чтобы жить с пьяницей!... Не каждый это сможет...

0

499

"Художник питается своим детством всю свою жизнь..."

Андрей ТАРКОВСКИЙ

"Получилось так, что, по существу, меня воспитывала мать.
Отец с ней расстался, когда мне было три года.
Он скорее на меня действовал в каком-то биологическом, подсознательном смысле.
Хотя я далеко не поклонник Фрейда или даже Юнга… Отец имел на меня какое-то внутреннее влияние, но, конечно, всем я обязан матери.
Она помогла мне реализоваться.
Из фильма «Зеркало» видно, что мы жили, в общем, очень тяжело. Очень трудно жили. И время трудное было.
Когда мать осталась одна, мне было три года, а сестре полтора.
И нас она воспитывала сама.
Всегда была с нами.
Второй раз она уже не вышла замуж, всю жизнь любила нашего отца.
Это была удивительная, святая женщина и совершенно не приспособленная к жизни.
И вот на эту беззащитную женщину обрушилось всё.

Вместе с отцом она училась на Брюсовских курсах, но в силу того, что у неё уже был я и она была беременна моей сестрой, она не получила диплома. Мать не сумела найти себя как человек, имеющий образование, хотя я знаю, что она занималась литературой (в мои руки попали черновики её прозы). Она могла бы себя реализовать совершенно иначе, если бы не то несчастье, которое на неё обрушилось.
Не имея никаких средств к существованию, она стала работать корректором в типографии.
И работала так до самого конца.
Пока не получила возможности выйти на пенсию.
И я просто не понимаю, как ей удалось дать нам с сестрой образование.
Причём я кончил школу живописи и ваяния в Москве.
За это надо было платить деньги.
Откуда? Где она их брала?
Я кончил музыкальную школу.
Она платила учительнице, у которой я учился и до, и во время, и после войны.
Я должен был стать музыкантом. Но не захотел им стать.
Со стороны можно сказать: ну, конечно, были какие-то средства, раз человек из интеллигентной семьи, это естественно.
Но ничего естественного в этом нет, потому что мы ходили буквально босиком. Летом вообще не носили обуви, у нас её не было.
Зимой я носил валенки моей матери. В общем, бедность — это не то слово. Нищета! И если бы не мать…
Я просто всем обязан матери.
Она на меня оказала очень сильное влияние.
«Влияние» даже не то слово.
Весь мир для меня связан с матерью.
Я даже не очень хорошо это понимал, пока она была жива.
И только когда мать умерла, я вдруг ясно это осознал.
Я сделал «Зеркало» ещё при её жизни, но только потом понял, о чём фильм.
Хотя он вроде бы задуман был о матери, но мне казалось, что я делаю его о себе…
Лишь позже я осознал, что «Зеркало» — не обо мне, а о матери…"

https://b.radikal.ru/b21/2104/96/dce950ca989a.jpg

+2

500

Вспоминает Аркадий Исаакович Райкин.
ДВЕ ВСТРЕЧИ С АХМАТОВОЙ
В начале пятидесятых годов Анна Андреевна, как известно, останавливалась у Ардовых, когда приезжала в Москву. Однажды, когда мы с Ромой тоже были в Москве, Виктор Ефимович Ардов позвонил нам в гостиницу и, приглашая в гости, сказал (повторяю дословно):
– Анна Андреевна выразила желание послушать тебя. Признаюсь, я опешил. Дело было даже не в том, что обычно я отказываюсь от подобных предложений и крайне редко, если только у самого возникает соответствующее настроение, исполняю что-нибудь в гостях, в кругу друзей. Главное, что смутило меня, – я не мог представить себе Ахматову в роли зрительницы эстрадного номера. К тому же и знакомы-то мы не были; хотя много лет жили в одном городе, почти по соседству, – у меня было такое ощущение, что она живет в другом мире. Но отказаться от приглашения я не мог.
И если бы меня спросили, испытывал ли я когда-нибудь особенно сильное волнение от встречи с незнакомой аудиторией, я ответил бы не задумываясь, что это было в тот вечер, когда мою аудиторию составлял всего один человек (если не считать Ромы и домочадцев моего друга Виктора Ардова).
Не хочется произносить банальности о ее царственной осанке. Хотя и впрямь она была царственна, и это поражало с первого взгляда. Скажу только, что за столом она говорила очень мало, но поскольку при ней мы с Ромой тоже не говорили много, не отваживались, постольку часто возникали долгие паузы, в которых я чувствовал себя неловко. А Анна Андреевна, кажется, вовсе не тяготилась ими.
Паузы заполнял хозяин дома. Очевидно, в подобных ситуациях он уже бывал и ему это было привычно. Хотя я отметил, что и он, наш великий острослов, не слишком словоохотлив и совсем не саркастичен в присутствии Анны Андреевны. В основном он суетился у маленького столика в углу, на котором стояла электрическая плитка, и объяснял, как следует заваривать чай должным образом – по старым, времен Гиляровского, московским заветам, а вовсе не так, как это делают теперь, когда и не догадываются, что заваривание чая – особая культура.
Неожиданно Анна Андреевна сказала, что много наслышана обо мне, о моих, как она выразилась, артистических успехах, но жизнь ее складывается таким образом, что она почти не бывает в концертах и вообще мало где бывает. Она была бы весьма признательна, если мне, как уверяет Виктор Ефимович, удастся ее развеселить. Если, конечно, я буду настолько любезен, что не сочту просьбу слишком обременительной.
В ответ я попытался произнести нечто замысловатое о том, что странна не просьба, а мое положение, ибо, с одной стороны, я считаю для себя лестным… а с другой стороны, не уверен… понимая, так сказать, тщетность… поскольку работаю обычно для другой публики. Тут и Ардов философически добавил, что Ахматова – на века, а наше дело – сиюминутность.
Все это, как мне показалось, не произвело на Анну Андреевну ни малейшего впечатления. Как если бы она твердо знала, что за такой преамбулой непременно последует то, о чем она попросила. Словом, стал я читать монолог. Один, другой, третий… Читал, между прочим, самое смешное… постепенно заводился, входил в актерский азарт.
А она не смеялась. Только иногда улыбалась чуть-чуть. Царственно (волей-неволей скажу я снова).
Каково же было мое изумление, когда потом она сказала, что было очень смешно. Что ей давно не было так весело. Что она благодарна мне. Возможно, она говорила искренне. А смеялась, так сказать, про себя, внутренним смехом.
Иногда я встречал такую реакцию. В основном в профессиональной среде. Козинцев, как я уже рассказывал, тоже так смеялся. Да и сам я, бывает, не смеюсь (то есть по виду моему не понять, смешно мне или нет), когда сижу в зале. Все вокруг хохочут, а я сосредоточиваюсь на том, как артист работает, и говорю себе: вот это смешно, вот это он молодец, а вот это – нет, не годится. Впрочем, я далеко не уверен, что она смотрела с таким прицелом. Когда мы стали прощаться, Ардов – не помню, в какой связи, – бросил фразу о том, что у Ромы есть альбом наподобие «Чукоккалы», куда все что-нибудь записывают. Анна Андреевна оживилась. Сказала, что такой альбом – редкость по нынешним временам. Мы уже одевались в прихожей, когда она попросила немного подождать ее и удалилась в отведенную ей комнату. Вскоре она вернулась и протянула Роме листок, вырванный из школьной тетради. На листке было аккуратно записано ее четверостишие:
Могла ли Биче словно Дант творить
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить.
О, боже, как их замолчать заставить?
– Это для вашего альбома, – сказала Анна Андреевна.
Прошло лет двенадцать, если не больше, прежде чем мы встретились еще раз. Не в Ленинграде, не в Моcкве, а вовсе даже в Оксфорде. Если бы тогда у Ардовых кто-нибудь высказал предположение, что такое будет возможно, я бы ни за что не поверил. Да и кто бы мог поверить!
Наш театр был в Лондоне, когда мы узнали от Мэлора Стуруа, собственного корреспондента «Известий» в Великобритании, что на днях в Оксфордском университете состоится церемония награждения Анны Андреевны Ахматовой. Для нас с Ромой это явилось столь же радостной, сколь поразительной вестью, и мы попросили Стуруа непременно взять нас с собой, когда он поедет в Оксфорд. Но, к нашему удивлению, он не собирался присутствовать на торжестве, да и нам не советовал. Отношение к Ахматовой со стороны наших официальных кругов продолжало оставаться, мягко говоря, настороженным.
Так получилось, что из советских людей лишь Рома да я оказались свидетелями, да и то случайными, этого триумфа Ахматовой, триумфа русской поэзии.
Мы приехали в Оксфорд поездом несколько раньше назначенного часа, заняли очередь у входа, довольно внушительную. Тут к нам подошел незнакомый человек и произнес следующее:
– Извините, я слышу, вы говорите по-русски. Вы живете в России?
– Да, в Советском Союзе.
– Я тоже из России. Но я там не был с семнадцатого года.
Мы насторожились. Стуруа предупреждал нас о возможных провокациях. Но человек продолжал вполне миролюбиво:
– Разрешите представиться. Моя фамилия Молоховец. Вам это ни о чем не говорит?
Я хотел было ответить отрицательно, но Рома вспомнила:
– Позвольте, уж не родственник ли вы Елене Молоховец?
– Это моя бабушка, – с гордостью ответил он.
Тут и я вспомнил знаменитую до революции книгу кулинарных советов, написанную его бабушкой. Вспомнил, как в студенческие годы кто-то притащил эту книгу к нам в общежитие, и мы читали ее для развлечения вслух: то удивляясь диковинным блюдам, о существовании которых мы понятия не имели, то потешаясь над иными советами, с головой выдававшими «старорежимные» представления этого автора об ассортименте дежурных блюд, имеющихся на всякий случай в распоряжении каждой домохозяйки.
Между тем Молоховец-внук стал жадно расспрашивать о нашей жизни. Просил передать привет Леониду Соболеву, известному советскому писателю, вместе с которым когда-то учился в морском училище. Стал рассказывать о себе, но неожиданно осекся и, вновь извинившись, сказал:
– Собственно, мне от вас ничего не нужно. Просто я хотел постоять рядом с теми, кто имеет возможность дышать воздухом родины…
Но вот мы вошли в зал, и началось поистине великолепное зрелище. Зал был многоярусный. (Мы, в числе других гостей, смотрели со второго яруса.) Ряды партера окружали возвышение в конце зала, где в золоченом кресле – так и хочется сказать «на троне» – восседал ректор университета с молитвенником в руках.
В партере сидели студенты. Зазвучал орган, и в зал вошел церемониймейстер, ритмично взмахивавший жезлом, тоже золоченым. По его знаку началась церемония, посвященная переходу студентов на следующий курс. Каждый студент, облаченный в мантию своего курса, должен был, поднявшись по нескольким ступеням и затем преклонив колено, выслушать напутственные слова ректора, получить его благословение. После чего во главе с церемониймейстером покинуть зал, чтобы вскоре вернуться уже в новой мантии.
Потом настал черед ученых, общественных деятелей, художников, получивших почетную степень доктора «Гонорис кауза». Один из них был так стар и немощен, что его вели под руки. Но и он опустился на колено. Вся церемония длилась около трех часов, и в конце ее в зал вошла Ахматова. Ощущение было такое, будто мы стали свидетелями выхода королевы.
Она была в пурпурной мантии (точно в такой же мантии по поселку Переделкино разгуливал Чуковский), но без шапочки, которую полагается надевать непременно. Как потом рассказала Анна Андреевна, она сочла, что этот головной убор ей не к лицу, и в виде исключения ей позволили не надевать шапочку. Однако этим нарушение деталей ритуала не исчерпывалось. Ахматовой не пришлось ни подниматься по ступенькам, ни становиться на колено: ректор сам сошел к ней и вручил диплом.
Когда церемония закончилась, мы с Ромой купили большой букет роз и направились в гостиницу, где Анна Андреевна остановилась. Узнав от портье, что она отдыхает и просила не беспокоить ее, мы передали ей наш букет, вложив в него записку.
Но не успели мы отойти от гостиницы на несколько шагов, как нас догнал посыльный и сказал, что Анна Андреевна просит вернуться.
Мы застали у нее художника Юрия Анненкова, специально приехавшего из Парижа. Работы Анненкова я, конечно, знал. В основном книжную графику. Но для меня он был… как бы это сказать… чуть ли не доисторической фигурой. Никогда не думал, что доведется беседовать с ним. И уж вовсе неожиданным оказалось, что благодаря английскому телевидению он меня знает.
Кроме Анненкова из Парижа на двух автобусах приехало множество поклонников и друзей молодости Ахматовой. Через несколько минут после нашего прихода они тоже явились в гостиницу. Я никогда не видел в таком количестве старых русских аристократов. Все они были крайне воодушевлены в тот момент, но смотреть на них было грустно. Некоторые плакали.
Узнав, что мы – советские артисты, они обрушили на нас град вопросов, в основном личного характера – о своих родственниках, друзьях, с которыми потеряли связь. Одна пожилая дама спросила Рому, не знает ли она что-нибудь о судьбе некой второстепенной актрисы, когда-то игравшей в Александринском театре. Мы о такой актрисе не слыхали. Тогда Рома пообещала, что попробует по приезде домой что-нибудь разузнать и напишет письмо. Пожилая дама расчувствовалась, долго благодарила и сказала:
– Адрес вы запомните легко. Мадам Мок. Париж. Франция.
Рома удивилась:
– А улица, дом?
– Ничего этого не надо. Мой муж – глава парижской полиции.
Когда же Анна Андреевна по привычке обратилась к присутствующим:
– До свидания, товарищи! – возникла напряженная пауза.
Прощаясь с нами, Анна Андреевна сказала:
– Они забыли, что товарищ значит друг. Но мы-то это помним, не так ли?
Я запомнил Анну Андреевну, окруженную морем цветов.
* * *
5 июня 1965 - Оксфордский университет присудил почётную степень доктора литературы "величайшему из современных русских стихотворцев - 76- летней Анне Ахматовой, чья поэзия и собственная судьба отразили судьбы русского народа" - так писали в английской печати.
Из книги - А.И.Райкин "Без грима"
https://i.imgur.com/N1sK9Hfl.jpg

+2


Вы здесь » Радушное общение » По страницам истории » История в лицах