Памяти Андрея Мягкова
Актер Андрей Мягков пронес любовь к своей единственной жене Анастасии Вознесенской через всю жизнь.
Мягков вел закрытый образ жизни: на светских мероприятиях не появлялся, интервью давал лишь в редких случаях, и нельзя сказать, что, соглашаясь на общение с журналистами, он был достаточно откровенен. Вся его жизнь прошла на работе – в театре и кино, а вне актерских образов – рядом с единственной женой, актрисой Анастасией Вознесенской. Детей в браке так и не появилось, супруги были единственной радостью друг друга. Вознесенская и Мягков познакомились еще студентами и долго скрывали свои чувства от посторонних глаз. Многие узнали об их отношениях уже после свадьбы.
«Никакой дружбы, никаких ухаживаний... Увидел и понял, что другого быть не может», – так описывал свою любовь Андрей Мягков.
Начало их супружеской жизни совпало со стартом профессионального пути. После фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» карьера Мягкова пошла в гору. А вот Вознесенской минисериал «Майор «Вихрь», где успешно дебютировала актриса, гору предложений, увы, не принес.
Андрей Васильевич всячески поддерживал супругу, помогал со сценариями, предлагал ее кандидатуру режиссерам, которые хотели видеть его в своих картинах. Мягков поставил условие Алексею Кореневу, позвавшему его в «Большую перемену» – взять на одну из главных ролей и его жену. Режиссер отказался. И тогда «Большая перемена» вышла без участия Мягкова.
Эльдар Рязанов пошел навстречу и с удовольствием взял к себе в «Гараж» Вознесенскую. Так супруга Мягкова получила одну из главных ролей в своей карьере: директора рынка.
В МХТ им. Чехова Мягков и Вознесенская также служили вместе. В 2008 году для них специально поставили спектакль «Белый кролик». А в 2013 году случилась настоящая трагедия: Анастасии Вознесенской стало плохо прямо перед выходом на сцену, врачи диагностировали инсульт. Мягков, не думая ни минуты, оставил работу и посвятил себя уходу за больной супругой.
«Если кто-то из них заболевал, они болели вместе, – рассказывал режиссер спектакля Евгений Каменькович. – Он мне нужен был на репетиции, но его не было. Он находился рядом с женой. Меня поначалу это бесило, но потом я понял, что такому можно позавидовать, когда люди вот так дышат в унисон».
Коллеги в шутку называют Мягкова и Вознесенскую «сиамскими близнецами». Зрители, не посвященные в подробности личной жизни Андрея Мягкова, до сих пор судачат, были ли у актера романа с его экранными возлюбленными – Барбарой Брыльской («Ирония судьбы») и Алисой Фрейндлих («Служебный роман»).
«Он настолько любит свою жену... Бог подарил ему этот дар – любить. Он, видимо, в подсознании где-то это зафиксировал, поэтому ему есть, чем играть», – говорила Ольга Науменко, исполнившая роль оставленной в Москве невесты Гали в «Иронии судьбы».
К многочисленным поклонницам Мягкова Анастасия Вознесенская всегда относилась снисходительно. Она искренне считала, что если Бог дал ей счастье общаться с таким человеком, почему же другим женщинам не испытывать к Андрею Васильевичу те же чувства, что и она.
Алиса Фрейндлих об отношениях Мягкова и Вознесенской говорила в документальном фильме «Тишину шагами меря» так:
– Он всегда был нежен в телефонных разговорах с ней, или когда Ася появлялась на площадке. Боже сохрани, никто не посягал (занять место рядом с Мягковым вместо Вознесенской. – Прим. Sobesednik), на такие вещи грех посягать. Такая любовь, как у них, – редкость в наше время, антикварная...
Источник: Sobesednik
***
И вот прошло уже даже больше, чем 9 дней после кончины Андрея Мягкова, отзвучали траурные речи, напомнившие нам о том, каким он был хорошим артистом, человеком, каждому родным , и вообще «таких больше не бывает»...
Писаки вытянули всё из события «смерть всенародно любимого настоящего народного артиста», не забыли прокричать, что вдова, с которой всенародный любимец «прожил душа в душу 57 лет», проводить его в последний путь не пришла. Даже как бы попереживали об оставшейся одной вдове - для приличия.
И, конечно, прикинули доставшееся ей наследство.
Выяснили, что ничего-то у Андрея Мягкова, народного и всенародного артиста, кроме советской ещё квартиры в Москве и дачного участка в Подмосковье нет. Ах, да, ещё простенькая иномарка, «Фольксваген-Тигуан», которую вдова, конечно же, продаст.
А откуда у пары народных артистов быть чему-то, если с 2013 г, когда у Анастасии Вознесенской прямо в театре перед спектаклем случился инсульт, они оба больше нигде не «зарабатывали» - ни на сцене, ни в кино? А жили на пенсии народных артистов. Знаете, какая это офигительная сумма? Аж 50 тыс. рублей...
Кто-нибудь знает, что такое ухаживать за постинсультным больным? Андрей Мягков знал. Потому что за несколько лет до этого инсульта уже выхаживал жену после менингита - его самой тяжелой формы. И тогда жену вытащил. Громких слов писать не буду. Он ее вытащил постоянным ежедневным уходом.
Вот и в 2013 г. он понимал, что означает диагноз «инсульт». Поэтому ушел из театра. Совсем. Чтобы ухаживать за своей Асей.
Да, не жаловался.
Но, уверена, что не всегда справлялся. Ничего не рассказывал, от помощи отказывался. По сообщениям сми.
Что можно ответить на вопрос «тебе помощь нужна? какая?». Помощь, какая... Точно не разговорами и дежурными сочувствиями - на них времени нет.
Вот у тебя дома - больной взрослый любимый человек, неподвижный или малоподвижный, которого надо несколько раз в день накормить (чем-то, что надо приготовить из чего-то), провести все санитарно-гигиенические процедуры, позаниматься над восстановлением подвижности, дать вовремя лекарства, которые тоже надо купить, постараться быть оптимистичным (без этого никак).
Кто хочет помочь, тот помогает. А не спрашивает. А если спрашивает, то хочет услышать «ничего не надо, у нас всё хорошо».
«Закрытые. Никого не принимали».
Кого принимать? Для чего? Чтобы увидели ее такой... немощной... и потом раструбили своими комментариями и домыслами ?
Во внешнем мире шло время, что-то происходило, но главное - уходили друзья и те, кто были дороги. Он ездил прощаться. Потому что не проститься не мог. Прощался за себя и за нее тоже. Только в такие моменты можно было увидеть его слезы... только в такие.
Он до последней возможности выводил свою Асю погулять. И они гуляли, как и прежде, рука об руку. А во время последний их прогулки он вывел ее из подъезда, посадил на лавочку. А она упала. Бросился поднимать. От помощи, как всегда, отказался. Ну, чем может помочь подскочившая соседка-ровесница? Больше их гуляющими никто никогда не видел.
Иногда и он, сильный духом, но уже не телом, ломался. Тело подводило всё чаще: и суставы болели, особенно в ногах, и головные боли изнуряли, и глаза отказывались видеть. А пронырливые «журналисты», у которых всё схвачено, тут же раскаляли телефон. «Я прекрасно себя чувствую», - отвечал он из больничной палаты.
А недавно угнали его автомобиль. В это сложно сразу поверить. Вот он стоял на своем месте, а теперь его нет. И как ему теперь быть на этих своих плохо слушающихся ногах? Как добираться до магазинов и аптеки? Как теперь он повезет Асю на дачу? Ведь скоро весна...
Не выдержало его с 6-ю замененными клапанами и аортой сердце. Ведь предел прочности есть у всего. Особенно у сердца.
И, если ТАМ Андрей Мягков не попадет в Рай, то справедливости нет не только на Земле.
Ирина Соларева