Юлия-Julia написал(а):Да ведь действия человека зависят от воспитания и образования, которые он получил. Если он воспитывался в среде, где жестокость была в порядке вещей, если он постоянно получал тычки да подзатыльники, если видел, как издеваются над его матерью, то он, скорее всего, вырастет жестоким. Я не очень-то верю во врожденную совесть и гуманизм. И ведь такого человека даже трудно осуждать за то, что он таким стал. Он сформирован средой.
Юлия, ты права - такие случаи имеют место быть.
А вот наличие врождённых качеств, в том числе - совести и гуманизма, не зависят от нашей в это веры.
"3. По-моему наиболее могущественный довод в пользу перевоплощения - это необходимость его с нравственной точки зрения, ибо, если перевоплощение не истина, справедливость и любовь должны быть низвергнуты.
Есть две другие возможности: одна из них состоит в том, что для каждого нового рождения Бог творит человека; другая - наследственность. В первое верит большинство христиан. Обе они делают человека бессильным и беспомощным в тисках судьбы, влиять на которую он не может.
Когда ребёнок родится в мир, он не родится с разумом, подобном чистому листу бумаги, на котором вы можете писать что угодно. Никто, знающий детей, не может отрицать, что ребёнок приходит в мир с известным характером, с известными чарами, свойствами, способностями и недостатками и вы должны принимать его таковым, каков он есть....
Вы до известной степени можете сформировать и изменить его, но возможности ваши крайне ограничены. Как сказал Людвиг Бюхнер: "Природа сильнее воспитания". Если правда, что человек творится каждый раз заново, где же тогда справедливость, не говоря уж о любви? Один рождается врождённым идиотом, другой - гением, один - калекой, другой - сильным, один - жадным, другой великодушным. Различия эти обнаруживаются в детской, нет, даже прежде, чем младенец выучивается ходить. Кто создал эти различия? Бог? Это ведёт за собой несправедливость, царящую во вселенной, это подразумевает беспомощность и потому безнадёжность человека. Я порой рисовала себе картину того, что вытекает из такого творения каждой отдельной человеческой души, выходящей их рук Божьих. Я хорошо знаю Лондон и знаю тёмные стороны лондонской жизни, т.к. я состояла членом школьного совета в беднейших кварталах Ист Энд-а, где на моём попечении было 96 тысяч детей. Кроме детей я работала много вообще среди бедных. Те, кто знают Ист Энд, знают кое-что о бедствиях человеческой жизни. Как члену школьного совета мне приходилось встречаться с детьми, столь испорченными, что мы вынуждены были удалять их из школ, устроенных для детей, хотя и бедных, но порядочных родителей. То были дети больные от рождения и нравственно и умственно преступные. Откуда являются подобные дети? Зачем они рождаются среди нас?
Пойдёмте со мной в трущобы, где дома от старости прогнили, пропитаны грязью и нетронуты солнцем и воздухом. Пойдёмте по узкой грязной дороге, заваленной гниющими овощами, в маленький двор. Спустимся вниз по сломанным ступенькам, ведущим в подвал; солнце туда никогда не заглядывает; воздух, которым приходится дышать собравшимся там бедным людям, тяжкий, грязный и гадкий. В углу подвала, на куче грязных тряпок, лежит женщина. Она только что подарила жизнь ребёнку. Посмотрите на форму его головы и черты лица: у него нет лба, череп срезан от бровей к затылку, образуя почти острый угол. Ребёнок этот - прирождённый преступник: он будет обладать сильными страстями и слабым разумом; он обречён на преступления и бедствия во время своей жалкой жизни на земле. Он - бедный, несчастный смертный с человеческим духом, заново сотворённый руками Божьими, говорят нам. Мать - уличная проститутка, а отец? Может пьяный матрос из доков - кто знает? Ребёнок этот с самого детства слышит скверные слова, грязные выражения и проклятия. Его младенческие уста учатся лепетать проклятия, прежде чем способен понять, что они означают. Его воспитывают ударами и пинками, посылают воровать, а если он не принесёт украденного, чтобы заплатить за своё пропитание, его, голодного, посылают спать без ужина. Итак из года в год. Он ничего не знает о любви, ни о доброте, ни о ласке, до тех пор, пока будучи ещё ребёнком, не попадёт в руки полиции. Тогда ещё не было детских судов и ребёнка-вора посылали в тюрьму в толпу взрослых преступников для того, чтобы он вышел оттуда худшим, чем пришел туда. Для него закон - враг, а не помощник и учитель. Никто не учит его, все против него; теперь на нём печать тюрьмы, это, правда, имеет для него мало значения. Он переходит от одного преступления к другому, от одного наказания к другому; сбитый с толку, приведённый в замешательство, дикий, этот несчастный плод современной цивилизации становится привычным преступником, известным в каждом суде. Наконец в порыве страсти, а может в минуту опьянения, он сильно ударяет своего товарища и убивает его. Закон хватает его в последний раз. Сидя на скамье подсудимых, он молча слушает приводимые против него показания. Сбитого с толку, несчастного, его ведут назад в проклятую камеру, а затем в холодное зимнее утро - на виселицу, а с виселицы его мёртвое тело бросают в могильную яму на тюремном дворе. А потом? Что вы будете с ним делать? Ясно, что он слишком скверен для рая, ...
и всё же вы не можете отослать его в вечный ад - человека, никогда не имевшего благоприятного случая. Это история не одного человека, а многих людей всех цивилизованных стран. Как будто творческая рука не могла сделать лучшего. Но лучшее возможно: В том же самом Лондоне, в другом только доме, рождается ребёнок, окруженный всеми возможностями, среди чистой обстановки, приветствуемый нежной родительской любовью. У него хорошо сформированный череп, точеное лицо, говорящее о чутких эмоциях и высоких идеалах - голова гения. За ним наблюдают с тщательной заботливостью, его лаской втягивают в добродетель и нежностью в благородство, так же, как первого толкали пинками на преступление. Он никогда не слышит о грязи. Его мать и отец руководят его шагами и оберегают их. Ему даётся лучшее воспитание; из школы он переходит в колледж, оттуда в университет. Его превозносят, заваливают наградами за способности, которых он не создавал; он переходит от одной радости к другой; Всевышний покровительствует ему настолько же, насколько Он отвергал первого. И как первый умирает, прожив жизнь полную преступления, так этот умирает после жизни, преисполненной славы, оплакиваемый своим народом, с именем, внесённым в список великих людей, украшающих историю народов.
Что сделал каждый их них? Родился и больше ничего. Когда вы встанете лицом к лицу с подобным затруднением, вы перестанете верить в то, что каждый человек сотворён для одной только жизни.
Верить в это значит кощунствовать. Основанием всех человеческих чаяний является справедливость. Я уж не говорю о любви, я обращаюсь только к справедливости, к самому холодному и сухому понятию - справедливости. Человек, оказавшийся после виселицы, так сказать перед лицом Бога, стоя перед Божественным судом, имеет право сказать: "Зачем Ты сотворил меня таким?" И гений также может спросить: "Почему Ты сотворил м е н я таким?" Бесполезно отвечать словами из Послания к Римлянам: "Разве горшечник не имеет власти над глиной?" Нет, если глина наделена чувством, если она движима жизнью, способна страдать и наслаждаться, не имеет. Никто не имеет права творить для того, чтобы мучить или губить, обрекать на преступление при жизни и на ад после смерти....
Вы скажете, что я преувеличиваю, что я взяла крайние случаи. Да, я взяла крайности, но они существуют, и я сделала это для того, чтобы противоположность их бросилась в глаза и чтобы вы могли спросить себя, мог ли Бог намеренно сотворить и прирождённого преступника и гения? Если он не сотворил обоих, то Он не сотворил ни того, ни другого.
Согласно же перевоплощению, здесь никакого затруднения нет: преступник - это молодая, ещё не раскрывшаяся душа, дикарь; второй - душа, обладающая многовековым опытом; оба - плоды своего прошлого, создавшие себя сами."
Анни Безант "Что такое Теософия" Лекция №3
Отредактировано Саша (07-12-2020 11:09:31)