Радушное общение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Радушное общение » Религия в современном мире » Православные посты


Православные посты

Сообщений 1 страница 20 из 24

1

Завтра начинается Рождественский пост. Все о постах, ну и конечно немного о предстоящем посте.

Как был установлен Рождественский пост?

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”.

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.
Зачем установлен Рождественский пост?

Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

“Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.

По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Читайте также – Церковный православный календарь постов и трапез на 2018 год
Когда начали праздновать Рождество Христово?

Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.
Как питаться в Рождественский пост?

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. – Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов”.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”.

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: “Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…”

Отредактировано BeNi (27-11-2018 16:52:24)

+1

2

BeNi

А ты сам постишься?
Пост, конечно, благотворен для здоровья - если нет медицинских противопоказаний. Но покойный патриарх Алексий говорил, что дети, пожилые и слабые здоровьем люди могут не поститься.

А вот комментарий протоиерея Александра Ильяшенко (правда, по поводу Пасхального поста):" Эта радость дается нам самим Господом Иисусом Христом, который своей любовью обнимает всех людей.
Он готов всех принять. Лишь бы вот мы, пусть и недостойные, постящиеся, не постящиеся, пришедшие в первый час или в одиннадцатый, как говорит великий святитель Златоуст в своем знаменитом «Слове на Пасху»,  приступили к этому пиру веры".

То есть, пищевые ограничения - это осознанное решение каждого  человека.
А вот духовный пост (посещение храмов, молитвы и воздержание от злых слов и мыслей,
добрые поступки) - это, по-моему, важно.

0

3

Юлия-Julia, да я начал поститься. Пищевой пост для меня не проблема, гораздо труднее духовный пост...

0

4

5-й день поста
Хотел бы поделиться как у меня идет пост.

Все это время был занят подготовкой к причастию. Молитвы утренние, вечерние, чтение Акафистов, чтение Библии. Хорошим подспорьем для новичка являются аудиозаписи с молитвами - помогают усвоить смысл... Не сочтите меня могучим молитвенником, я начинающий. Проблемы конечно есть. Во время молитв мысли пытаются уйти в сторону. Трудно усваивается церковнославянское чтение. Если начальные молитвы я усвоил неплохо, то с канонами испытываю трудности. Опять же на помощь призываю аудиозаписи - во время чтения на старославянском слушаю запись на русском. В течении дня иногда забываю молиться в нужное время.

Еще смущает компьютер и телевизор. Исключил из просмотра увеселительные и юмористические темы. Но временами охота просто отдохнуть и расслабиться - иногда смотрю фильмы. За компьютером смотрю почту, работаю со своими сайтами, читаю новости. Отказаться от этого не в силах...

С пищевым постом тоже не все идеально. Сократил объем пищи где-то в половину. Скоромное исключил полностью. Но в дни строгого поста в пищу попадает растительное масло и вареная пища. Моя половина бунтует, меня смущает, что я ее огорчаю.

Кто еще постится, как проходит пост?

Отредактировано BeNi (02-12-2018 19:13:54)

+1

5

Я не пощусь . Но я не воцерковлённый человек .
Так , христианка  лишь минимально .
Утренние и вечерние молитвы читаю .
Телевизоров нет . в интернете общаюсь .

0

6

Четверть поста позади. Пощусь. Сегодня в храме не был (((. Вторая неделя без подготовки к причастию прошла значительно легче. Утренние и вечерние молитвы сокращаю до допустимого. Не хочу сорваться, для новоначального этого будет достаточно. Сокращение объема пищи проходит значительно легче. Наверное организм привыкает. Слегка похудел - с начала поста -4кг. Жизнь продолжается!

Отредактировано BeNi (09-12-2018 15:37:55)

0

7

BeNi
Наверное, ты здесь один, так сказать, на посту. Я читаю, мне интересно. Я один раз держала Рождественский пост. Нет, я не верующая, я - агностик. Мне просто хотелось доказать себе, что смогу. Понимаю, что это гордыня была. Мне важно было победить саму себя. Пост держала близко к строгому. Тоже тогда похудела.

Отредактировано Тюменка (09-12-2018 15:42:26)

0

8

Тюменка, я понимаю это. Но в нашем возрасте пора уже задуматься о вечном... К вере каждый приходит в свое время. Я верую, но в вере слаб еще. Это лишь первые шаги. Дается трудно, но делаю все, что мне по силам, большего не беру.

0

9

А у меня круглый год пост. Это нельзя и это.

0

10

BeNi
А мне первый пост почему - то дался очень легко . И я даже не похудела .
Двигало мной не столько вера и даже не способность доказать себе . но некое чувство сопричастности ко всему христианскому миру .

0

11

Искал куда бы разместить этот ролик. Трогательно до слез! Заставляет задуматься о бренности нашего житья...

+2

12

Завтра 15 июня (понедельник) начнется Петров пост и будет длиться 27 дней, до 11 июля (суббота)

+1

13

Рождественский пост
(28 ноября — 6 января нов. ст.)

Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

«При телесном посте, — пишет святитель Василий Великий, — чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла...».

+2

14

Если набраться терпения и дочитать рассказ до конца, то станет понятно, почему он в этой теме.
.........................................................................................................................................

Думаю, каждый оказывался в крайне неприятном положении, когда приходилось употреблять неимоверные усилия, чтобы хоть попытаться сохранить спокойствие и доброжелательность в храме в случае, если вдруг раскричится-раскапризится какой-то ребенок, которого ведут или несут к Причастию. Нервничают и волнуются все: и священник, и бедные родители, суетятся и толкаются окружающие. А ребенок не просто капризничает – он орет просто. Руками-ногами сучит, вырывается и снова орет, будто и не он это вовсе. Насильно подводить к Чаше – какое уж тут благочестие…

Можно родителей обвинить, можно посетовать на духоту и сутолоку, можно найти еще тысячи причин такому поведению, не упустив при этом возможность вслух или про себя прочитать мораль о том, как нужно вести себя не только в церкви, но и в жизни вообще, чтобы подобного не было. Иногда, когда мораль прочитать очень уж хочется, мы останавливаем себя воспоминанием из давних уже времен, слава Богу, ушедших.

Закат советской эпохи, когда в большом городе в лучшем случае было открыто два храма. Можно себе представить, сколько людей собиралось в церкви по воскресным и праздничным дням. «Яблоку негде упасть» тут – не фигура речи, а печальная действительность. И духота была действительно ужасной: обмороки – обычное явление. Странные люди в штатском и с пристальным взором у входа. Толчея у «ящика». Очередь к Исповеди. Сутолока у амвона.

И вот тут-то во время Причастия один ребенок разошелся так, что нынешние капризы – негромкий лепет. Не просто орет – верещит. Брыкается, кричит, вырывается. Товарищи в штатском у входа весьма оживились. И, конечно, нервные прихожане. Ужас что творилось.

Отец Константин, пожилой уже священник, хоть и горячего склада, не стал ни шуметь, ни суетиться. Он, видя (и слыша) такую печальную картину, обвел взглядом нас, прихожан, и громко спросил: «Дорогие братья и сестры, есть среди вас кто-нибудь, кто соблюдает пост в среду и пятницу?» Вот тут наступила полная тишина. Все начали переглядываться. Краснея.

А ребенок продолжает извиваться. Тут из задних рядов вышла, ужасно робея, какая-то бабушка и, смотря в пол, говорит отцу Константину: «Я дак пошшусь, конечно, но уж больно я грешница дак». По-вологодски так говорит, окает, стесняется. Священник говорит ей: «Дорогая ты моя, возьми, пожалуйста, младенца и поднеси его к Чаше!» Та протянула руки к ребенку, и тот затих мгновенно – как и не было всей этой истерики. Взгляд сразу изменился, сам потянулся к Причастию. Все выдохнули. А бабушка, соблюдавшая посты по средам и пятницам, вручила дитя ошеломленным родителям и тут же исчезла, ушла на свое незаметное место.

Я не помню, читал ли потом отец Константин проповедь – вряд ли: народу было очень уж много, не выдержали бы. Наверное, и не надо было – вся проповедь на тот день была вот в этой вот скромной стесняющейся бабушке, которая спокойно соблюдала посты, такие, казалось бы, незначительные. Наглядный урок мы тогда получили, и очень доходчивый. И часто себя спрашиваем, уж не похожи ли мы, взрослые дяди и тети, на того капризного младенца, если даже такая мелочь, как пост, заставляет нас смотреть друг на друга со стыдом.

Источник: https://pravoslavie.ru/134492.html

+2

15

Любовь Н.
Спасибо, Люба!
Я не воцерковлена, пост, как это положено,  не держу. Но размещаемые тобой в этой теме тексты читаю, внимая.

Вчера читала разъяснения Владимира (Протоиерей Владимир) Вигилянского по правилам поведения в период поста. Очень тронул пункт пятый.

«Пятое. УЧИМСЯ РАДОВАТЬСЯ.

Красоте Божиего мира. Божиим дарам и талантам, которыми наделены люди. Проявлениям любви, сострадания, милосердия. Обретению смыслов, логики, гармонии, истины. Короче, всему тому, что нас приближает к Богу.

«Пост не значит изнурение, пост не значит голодовка, пост не значит лишение себя всего того, что мы любили, а только лишение себя того, что нас разрушало». Митрополит Антоний Сурожский»

+1

16

Елена32

Лена, тебя благодарю за внимание и отношение к теме.
Я тоже, к сожалению, только учусь, и пост я соблюдаю по-своему, здоровье не позволяет питаться, как то требуется.
Как всегда, читаю молитвы, стараюсь выучить на память новую.
Обязательно читаю Новый завет, Псалтирь по кафизме в день Эти Книги, сколько не перечитывай- как впервые.
Сожалею, что все это стало желанным только с переходом на пенсию, хотя у меня было с кого брать пример, но суета- сует...
Ангела-Хранителя тебе!

+1

17

Чадо Божие!
Да постится ум твой от суетных помышлений;
да постится воля твоя от злого хотения;
да постятся очи твои от худого видения;
да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических;
да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;
да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;
да постятся ноги твои от хождения на злое дело.
Вот это и есть христианский пост, которого ждёт от нас Господь.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

+2

18

С началом Великого поста, православные!

+2

19

BeNi написал(а):

С началом Великого поста, православные!

Спасибо, Николай! Помоги нам Господь в пути к Празднику праздников.

0

20

Кто не знает что читать в Великий Пост, сайт вам в помощь  Великий пост и подготовительные Недели   --
Не  сработала ссылка, :unsure:  буду тут выкладывать

Отредактировано Vanessa (17-03-2021 20:17:13)

+1


Вы здесь » Радушное общение » Религия в современном мире » Православные посты