Радушное общение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Радушное общение » Психология » Медитация, как она есть


Медитация, как она есть

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Медитация для чайников: как начать, что делать — и почему не всем это нужно
Медитируйте! Знания масс о том, что такое медитация, варьируется от представления о спокойном сидении на берегу одного из островов Таиланда до идеи о вхождении в трансовое состояние. Но немногие понимают как техническую базу, так и истинную цель медитации. На самые частые вопросы интересующихся отвечает практикующая медитацию десять лет автор и редактор журнала «Нож».
Из моих десяти лет не все были простыми, да и не должны были. В процессе длительной практики можно пережить не одно крушение того, что ты считал своей личностью или «настоящим „я“» (об этой иллюзии я уже писала). Но полученные изменения стоили того.

После года медитации я научилась контролировать речь и тело, что для 20-летней меня было достижением. Через два года регулярной медитации моя память и умение концентрироваться возросли настолько, что после трехлетнего перерыва в образовании из-за неспособности усваивать материал я вернулась к учебе и стала одним из лучших студентов, обретя способность читать при необходимости несколько книг за день и сразу запоминать прочитанное. Я стала отличницей, чего до этого со мной никогда в жизни не случалось.

Дальнейшие изменения коснулись более глубоких проблем: осознав, что в мире нет ничего постоянного, в том числе и какой-то заданной «меня», я избавилась от крупных проблем с самооценкой и приобрела способность быстро обучаться и продуктивно работать, так как ум стал свободен от ненужных переживаний и мог сфокусироваться только на задачах.

Когда мои эмоции стали тише, я стала лучше понимать и считывать других людей, что оказалось очень полезным в жизни и в работе. Я стала менее эмоционально тупой, менее раздражительной и гневливой, кажется, я научилась не конфликтовать с самыми трудными родственниками и с самыми противными собеседниками. Конечно, безобидным человеком с легким характером меня назвать нельзя — пока что чрезмерная мягкость кажется мне нежизнеспособной. Хотя посмотрим, как я запою еще через десять лет.

Когда я начинала, не было такого хайпа вокруг необходимости медитировать. Признаваться, что ты занимаешься восточными практиками, было прилично далеко не в любом обществе, а родственники могли считать, что ты попал в секту.

В процессе популяризации тема духовных практик постепенно лишается многих нюансов, которые изначально делали ее ценной.

С одной стороны, упрощения позволяют большому количеству людей узнать об интересном инструменте работы над сознанием. С другой стороны, в популярных изложениях часто не остается ничего, кроме советов расслабиться, наблюдать за дыханием или принимать мир таким, какой он есть, — и приступающие к очень серьезной работе не имеют представления о том, что за сложные трансформации в психике им предстоят. И всё же есть способ коротко объяснить суть медитации, не упустив нюансов.

Что такое медитация
Медитация — один из инструментов духовной практики буддизма, его часто могут дополнять элементами индуистской йогической практики, они схожи по духу. Эта практика — часть процесса обуздания сознания, который начинается с наблюдения за ним в его естественных состояниях, проходит через несколько стадий «раскопок» и заканчивается «очищением» — то есть устранением разрушительных, опасных для себя и других поведения, речи, мыслей и эмоций.

Завершающая стадия этого процесса — трансформация сознания, изменение самых базовых элементов мировоззрения и организации личности, а также развитие всяческих достоинств, в первую очередь понимания причинно-следственных связей в мире и сострадания ко всему живому. Конечная цель такой медитации по примеру Будды — освобождение от страдания. Подробно о том, что такое страдание в буддизме и работа над его осознаванием с точки зрения нейробиологии, можно почитать «Мозг в Нирване».

В корне неверно представление о медитации как о вхождении в бессознательное трансовое состояние или сравнение его с эффектом от психоактивных веществ. Медитация — это произвольный, полностью контролируемый процесс управления своим сознанием. Никаких фокусов и магии, никаких «приходов», если вы делаете всё правильно.

Более узкое понятие медитации подразумевает конкретную практику статической медитации, в разговоре ее часто называют просто «сидячей», потому что для нее обычно принимают какую-то одну позу и сидят в ней, иногда часами. Эту базовую медитацию мы и разберем.

Что может происходить в «сидячей» медитации
С точки зрения техники существует всего два вида медитации: фиксированная и аналитическая.

Фиксированную медитацию могут называть еще медитацией-концентрацией, практикой внимательности или однонаправленной медитацией. Концентрация — базовое свойство внимания человека, способность произвольно направить его на какой-то объект и отсечь всё остальное как ненужный шум. Именно это свойство и тренируется в однонаправленной медитации.

В буддийской практике развитие концентрации называется успокоением или умиротворением ума. Именно так переводится понятие «самадхи» (или «шаматха»), под которым иногда почему-то имеют в виду какой-то очень впирающий кайф.

Это, конечно, особое удовольствие — управлять собой, но иного рода, чем можно подумать, если послушать каких-нибудь популярных гуру.

Зачем нужно управлять умом
Обычное состояние ума — неуправляемое: мы обычно не можем выкинуть из головы что-то, что «прилепилось» или размышлять о том, о чем «не думается» или лень. Кроме того, на ум всё время влияют внешние факторы: реклама, привязавшаяся песенка из ютуба, непроизвольно прокручиваются впечатляющие события прошлого, лезут в голову тревоги о будущем, на мышлении сказывается голод или та еда, которую мы поглощаем, физическое состояние нашего тела прямо влияет на способность думать.

В восточных традициях ум сравнивают с беспокойной обезьяной, диким быком или неуправляемым слоном — который в процессе духовной практики смиряют, обуздывают и седлают.

Благодаря развитой концентрации у нас появляется две важных для работы над сознанием способности: внимательность — то есть способность замечать происходящее как вовне, так и внутри тела и бдительность, или алертность — способность быстро реагировать на происходящее.

Когда мы достигаем устойчивой концентрации и обзаводимся внимательностью и бдительностью, мы приобретаем осознанность. Это умение связать между собой всё то, что мы замечаем, — то есть удерживать в поле своей концентрации многие объекты и наблюдать за их динамикой. Осознанности по незнанию приписывают какие-то волшебные свойства — и так действительно может казаться, когда наблюдаешь за человеком, более осознанным, чем ты.

Кажется, что он видит людей насквозь, умеет управлять временем и своим телом, может дистанционно влиять на состояние других людей и всё такое. Но действия специалиста по лазерной медицине тоже могут показаться далекому от науки человеку магией.

На самом деле понимание других людей — это нетипично повышенная внимательность, умение влиять на них — необычно глубокое сопереживание и понимание, которые помогают воздействовать на людей словом или жестом в правильный момент. А управление временем на деле оказывается собранностью и сфокусированностью, которые позволяют таким людям работать над своими задачами более продуктивно и быстро.

Короче, в том же смысле, что знания — сила, осознанность — сила втройне.

Когда говорят об объеме сознания, говорят именно об объеме осознанности: чем больше человек способен удерживать в поле внимания, тем интереснее результаты его анализа и синтеза и тем креативнее его креативность. Просто потому, что у него больше инструментов. Ну или считайте, что процессор более производительный, и потому более тяжелые версии графических редакторов запускать можно.

Развитая концентрация означает, что вы полностью управляете своим умом. А значит — можете направить его на любой предмет, будь то ваше научное исследование, другой человек или философская концепция. Благодаря устойчивости концентрации такое познание может быть действительно длительным и непрерывным и привести к инсайтам, не доступным поверхностному анализу. Это позволяет перейти ко второму типу медитации.

Что такое аналитическая медитация
Второй вид медитации — аналитическая. Это более сложный и трудный вид практики, к которому приступают только после уже хорошо развитого навыка фиксированной медитации. Аналитическая практика — это особый вид целенаправленного размышления, в котором мы задаем предмет размышления и определенное время думаем исключительно о нем.

В отличие от обычного размышления, в котором ум рассеянно летает, куда ему вздумается, аналитическая медитация фокусирует ум в плотный луч и последовательно, точка за точкой, анализирует предмет размышления.

Кроме анализа здесь необходим и творческий подход: обычно предметом такого размышления становится какая-то сложная философская концепция: необходимо найти понятные аналогии из жизни, метафоры, найти связи и паттерны.

Цель аналитической медитации — добиться личного переживания абстрактных философских концепций. Такое переживание родственно религиозному откровению как результату молитвы или творческому озарению как результату долгой работы по преодолению тупика или страха чистого листа.

Вершина аналитической медитации — созерцание пустоты и ответственное продумывание факта непостоянства явлений мира. Об этой концепции с научной точки зрения можно прочитать в тексте «Существует ли наше я». Результат развитой практики такого рода — и есть буддийское освобождение от сансары или от причин и следствий. Но начинается она с попытки эти причины и следствия осознать.

Для аналитической медитации нужна развитая концентрация, чтобы практикующий мог вести свой ум по теме медитации, не теряя фокуса, четкости мышления и бодрости и не давая уму свалиться в малозначимые нюансы или отклониться от темы. А также очень важно до начала аналитической медитации быть хорошо ознакомленным с той системой, по которой вы собираетесь проводить трансформацию — даже если это не буддизм, а психотерапевтическая школа, которой вы привержены. Иначе вам не на что будет опереться, чтобы контролировать свое состояние.

Как два вида медитации могут изменить работу сознания
Тибетский термин «созерцание» («гом») означает «привыкание» или «освоение». Все эти стадии — от концентрации на кончике своего носа до аналитической медитации на осознание пустоты — в итоге нужны для того, чтобы, управляя своим сознанием, трансформировать его, заставив его впитать определенные положения буддийской философии. Именно такое преобразование сознания и жизни приводит к освобождению. Сама по себе концентрация ничего кардинальным образом (кроме способности концентрироваться) не изменяет.

На практике это означает, что управление сознанием позволяет нам реагировать (поступками, мыслями, эмоциями) не случайно, как будто жизнь «происходит с нами», а произвольно, так, как мы считаем правильным.

Реагируя по-новому, мы изменяем не только свою жизнь, но преобразуем тело и мозг — а значит, и сознание. То есть получается такой круговорот духовной работы.

Например, благодаря развитой концентрации мы постигаем мудрость запрета на вред живым существам, и в стрессовой ситуации учимся сдерживать агрессию, сознательно заменяя ее состраданием к обидчику. Отметая злые мысли, мы наполняемся пониманием. Наше тело перестает давать стрессовую реакцию — выбросы кортизола и гиперактивация миндалины происходят реже. Это делает наше тело спокойнее и стрессоустойчивее в целом, что облегчает нам дальнейшую практику.

Что делать, чтобы начать медитировать
Есть сотни видов практики, но мы рассмотрим базу, понимание и владение которой помогут вам заниматься какими угодно видами медитации. Для этого нам нужно понять: когда и где медитировать, как использовать свое тело для практики, что именно делать, что нам может (и будет) мешать и как проверить свой прогресс.

Время для медитации
Можно сказать, что любое время подходит для медитации — но так же можно сказать, что любое время неподходяще для нее. Первое верно потому, что медитация — это работа над сознанием, а сознание всегда с нами, пока мы живы, — поэтому ею возможно заниматься в любое время.

Второе верно потому, что в любой самой умиротворенной ситуации найдется что-то, что будет отвлекать от практики, потому что отвлечение — природа ума, его естественное состояние.

В поисках времени для медитации нужно помнить оба этих пункта.

Если вы живете обычной суетной городской жизнью, то лучше выделить под практику самое свободное и спокойное время дня. Чаще всего это оказывается раннее утро, которое хорошо подходит для практики, медитация может легко влиться в рутину где-то между утренним душем и завтраком. Основным препятствием утром будет тупость и вялость ума, если вы просыпаетесь не сразу.

Время перед сном тоже хорошо подходит для медитации, если вы ежедневно ложитесь спать — а значит, вам будет проще медитировать каждый день примерно в одно и то же время. Перед сном ум будет, наоборот, перевозбужден событиями дня. А если вы еще и не трезвы, то вам придется медитировать за троих, чтобы прекратить скачку мыслеобразов.

Ранее утро и поздний вечер хороши тем, что в это время легче отрешиться от всяких дел, а привязанная ко времени пробуждения и отхода ко сну медитация легче становится ежедневной рутиной. Но для нее подходит любое время, в которое вы можете остаться более-менее наедине с собой, чтобы вас никто не беспокоил.

Чтобы добиться прогресса, медитировать лучше каждый день.

Место для медитации
Помещение для медитации в идеальном варианте должно быть комфортным: не холодным, не продуваемым сквозняками и проветриваемым, не жарким, чистым, тихим, пустым и всё такое.

На деле всё всегда оказывается не так, и приходится приспосабливаться: на сквозняках медитировать, накрывшись пледом, раздеваться в адскую жару и тренировать выдержку, когда посреди практики оказалось, что репеллент не только не отпугивает комаров, но, кажется, привлекает их.

Тишины тоже удается дождаться далеко не всем, особенно если у вас в доме есть животные, дети или пожилые люди с плохим слухом, которые любят смотреть телевизор. В трудных обстоятельствах просто знайте, что автор статьи не раз медитировала под звуки скандальных ток-шоу российского телевидения.

Зато прогресс отслеживать в трудных условиях просто: когда вы перестанете кипятиться, злиться и раздражаться — а потом и слышать отвлекающие шумы, скажете бабуле спасибо.

И вообще, не место красит медитирующего, а медитирующий — место. У многих начинающих появляется желание бросить всё и «медитировать до просветления», потому что кажется, что удаления от мира самого по себе достаточно для просветления. Но если человек поселится в идеально тихом и чистом месте, он всё равно останется раздражительным куском неконтролируемой плоти, и ему всё так же трудно будет практиковать осознанность, как и в любом другом месте. Многочисленные истории классического или дзен-буддизма показывают, что этот нюанс часто упускается. Как в анекдоте об отшельнике, удалившемся на 30 лет в пещеру, чтобы медитировать, и путнике, который заглядывает к нему и нарушает его сосредоточение, на что отшельник в гневе кричит: «Иди на хер, ты мне практику испортил!»

На самом деле ситуации, когда что-то идет не так, — тоже средство для достижения освобождения. Кроме практик сидячей медитации есть еще много легко интегрируемых в жизнь штук (например, практика отказаАлистера Кроули).

Ритуал подготовки места — хороший способ настроиться на медитацию. Можно потратить пять минут на то, чтобы навести в радиусе пары метров от своего коврика или стула порядок, и в это время постараться успокоить мысли.

Тело в медитации
Поза лотоса — действительно самая удобная поза для медитации, если ваши колени могут себе ее позволить (если вы молоды, занимаетесь йогой или родились женщиной, вам будет легче). Это связано не с тем, что с нее легче стартовать в левитации, а с особой устойчивостью из-за площади треугольника, на который вы опираетесь в таком положении.

Но медитировать можно в любой позе. Главное — чтобы в ней вам было не трудно держать спину прямой. Кроме лотоса популярны всякие варианты полулотоса и японская поза сидения на полу «попа на пятках». Самый простой вариант для западного человека, не привыкшего к такой нагрузке на колени, — сидеть на стуле. Стул должен быть достаточно твердым, угол между коленями должен быть прямым, руки на коленях.

Главное требование к любой позе — прямой позвоночник. Проверьте шею, обычно люди задирают нос, прогибая шею — а нужно немного опустить подбородок и подать затылок назад, чтобы ее выпрямить. Прямой позвоночник гарантирует хороший кровоток во время долгого сидения.

Второе требование — найти баланс между расслабленностью и тонусом, потому что если вы растечетесь по стулу, то заснете, а если будете натужно сидеть в неподдающемся лотосе, то уже через пару минут у вас сведет какие-нибудь неожиданные мышцы.

Самый главный секрет позы для медитации в том, что ни одно положение не будет удобным. Сразу или не сразу, но неподвижное сидение превращается в мучение, потому что наше тело не привыкло к обездвиженности, как и наш ум.

Основная задача тела во время медитации — не двигаться, и она будет казаться невозможной, потому что обязательно что-то зачешется, надо будет поправить стопу, переменить положение руки и т. д. Не поддавайтесь. Довольно скоро, достигнув пика адского дискомфорта, тело подчинится вашему контролю. Если почесались — просто возвращайтесь к статике и боритесь с телесными импульсами дальше.

Сколько нужно сидеть
Опыт показывает, что среднее время, подходящее для начала практики, — 20 минут. Попробуйте начать с него, если более-менее прет, медитируйте 20 минут всё время. Если хочется, можно добавить в день вторую и третью медитацию по 20 минут. Через несколько месяцев можно начинать прибавлять минуты или иногда временно продлевать медитацию до часа, чтобы встряхнуться.

Если что-то не так с 20 минутами, попробуйте 15 или 10. Но помните, что чем короче время медитации, тем интенсивнее должна быть концентрация: если поставите таймер на три минуты и будете валандаться, собираясь с силами, то не успеете даже начать. Зато трехминутки отлично подходят для сложной визуализации объектов. Но это уже для следующих ступеней мастерства.

Как выбрать объект для концентрации
Мы начинаем с фиксированной медитации для развития концентрации, поэтому нам нужен объект, на котором мы будем концентрироваться.

Однонаправленная медитация может иметь объектом только нечто простое. Чем более материален объект — тем проще концентрироваться, чем он умозрительнее — тем труднее.

Поэтому начинают медитировать с более грубых, материальных объектов.

Внешний объект мы воспринимаем с помощью органов чувств. Поскольку современная культура визуальная, наш самый сильный орган восприятия обычно зрение. Поэтому как самый первый объект для медитации лучше выбрать что-то визуальное.

Это может быть значимый для вас символ, пришпиленный к стене (или если вы экстремал, то нарисованная на стене маленькая точка), а если на дворе темнота, то хорошо использовать пламя свечи: из-за того, что оно динамично, за ним легче наблюдать, особенно если у вас трудности с концентрацией.

Однако если вокруг вас слишком много отвлекающих визуальных факторов, открытые глаза могут только отвлекать. В такой ситуации лучше закрыть их и использовать звук.

Традиционно в медитации используются мантры — сакральные фразы с глубоким смыслом, аналогичный эффект может достигаться от молитвы любой религии, если это вас воодушевляет.

Технически подходит любой слоган, даже «не тормози — сникерсни», но помните, что медитация — это усвоение в сознание концепции, а не только концентрация, поэтому выбирайте максимально высокие из доступных смыслов.

Если психические проблемы вас не беспокоят, можно попробовать слушать бонские мантры. Если вы не так уж стабильны, попробуйте шум волн, в нем есть нужная для концентрации ритмичность.

Четки сделаны для тех, кто уже старается опираться на умозрительный объект (произносит мантру «про себя»), но всё еще поддерживает себя через органы чувств, в данном случае — через осязание. Фишка четок в том, чтобы не пропустить тот момент, когда вы прошли круг, и перевернуть их, пойдя в другую сторону. Это тренирует внимательность и бдительность.

Следующий по сложности объект для фиксированной медитации — ощущения самого нашего тела. Концентрироваться на дыхании, кончике носа, ощущениях во всем теле сразу (называется «сканирование тела») чуть сложнее: концентрацию легче потерять.

Зато ваше тело всегда с вами: если вы, например, привыкните следить за дыханием, вам будет очень просто войти в медитативное состояние вне сидячей медитации.

Тонкий объект — это воображаемый объект, который мы реализуем внутри сознания. Например, мы воображаем тот же символ, точку, пламя свечи или мантру — не видя или не слыша их «на самом деле». Сохранять перед глазами простой симметричный круг 20 минут — задачка не из легких, не говоря уже о простых мандалах из двух квадратов и круга.

Когда концентрация более развита, можно направить ее на само сознание, но это уже следующая ступень.

Что значит «концентрироваться»
Держите объект там, куда его поставили: перед глазами или перед мысленным взором. Максимально усильте сигнал от того органа чувств, по которому воспринимаете свой объект, и постарайтесь не замечать другие. Главная ваша задача на первое время — не забыть, чего вы тут вообще сидите (такое происходит всё время и не раз за время одной медитации). Вторая задача — продолжать воспринимать выбранный объект. Это ваше усилие по концентрации.

Не изучайте его, не думайте о нем — постарайтесь только воспринимать его и не уноситься в пространство диалога с самим собой об объекте. Наверное, больше всего это ощущение может быть похоже на те случаи в детстве, когда вы с восторгом разжигали костер. Стемнело, вы уставились на языки пламени, не в силах оторваться от их танца. Вы не думали тогда ни о чем другом, а только пытались ухватить своим вниманием появляющиеся и исчезающие формы. Даже реальный статичный объект перед вашим носом будет так же «плясать» после некоторого время медитации (конечно, это не он, а ваш мозг «пляшет») — и вам придется приложить усилия, чтобы он никуда не уплыл от вашего пристального внимания. Как только завтыкали — возвращайтесь к усилию.

Кроме выбранного объекта вам в голову будет лезть куча всего: воспоминания, планы, обрывки песен и разговоров, навязчивые мысли, желание почесаться или подвигаться, ощущения боли, жжения, «левые» эмоции и вообще куча всякого мусора.

Ваша первая задача — если «унесло», то заметить это и вернуться обратно. Если научились справляться с этим, учитесь, чтобы не «уносило»: отмахивайтесь от посторонних мыслей и возвращайтесь к объекту, не вступайте с мусором ума в торги и переговоры.

Когда научитесь отмахиваться, учитесь просто не замечать мысли — только вы и объект концентрации. Это ваше усилие по отсечению шумов.

Из этих двух усилий и состоит, в сущности, любой вид фиксированной медитации. Ваша задача — усилия. Результат не в вашей непосредственной власти, но он придет в процессе регулярной практики как бы сам собой.

У меня не получается медитировать
Обычно так говорят, когда садятся в медитацию, закрывают глаза и не могут «ни о чем не думать». Имейте в виду, что так «не получается медитировать» у всех, даже у Далай-ламы XIV, потому что природа ума — думать и скакать, а наша задача — его успокаивать.

Потому мы и медитируем, что не можем не думать. А само усилие по концентрации и отсечению отвлекающих факторов — это и есть медитация. То, что вы пытаетесь делать, когда «не получается медитировать», — и есть практика, она и приводит вас к прогрессу.

Есть и другая проблема: «чё делать-то, это ж скучно!». Скука — это естественная реакция ума на вашу попытку задержать его в неестественном для него состоянии. Он привык всё время воспринимать что-то новенькое — у нас даже специально для поиска нового дофамин вырабатывается. Но постоянное возвращение ума к тому, что ему кажется знакомым и скучным, — базовое упражнение в медитации. В жизни оно очень полезно: я медитирую уже почти 11 лет — и за последние 10 лет не помню ни одной ситуации, чтобы мне было скучно: ни в поезде, ни в очереди в налоговой, ни с одним собеседником, ни в полном одиночестве.

Как проверить свой прогресс
Если вам нужны доказательства прогресса, не гнушайтесь вести дневник медитации и измерить всё, что можно измерить, чтобы можно было сравнить результаты, например, через год. Записывайте, как прошла ваша медитация, с какими трудностями вы столкнулись, какие эмоции на вас напали и прочее.

Если вы совсем педант, медитируйте с ручкой в руке и бумажкой на коленке: можете, не открывая глаз, ставить туда точку или палочку каждый раз, когда обнаружили, что «отъехали» в автоматические размышления от объекта концентрации.

Только имейте ввиду, что сначала эта цифра будет не уменьшаться, а увеличиваться: не потому, что вы чаще отвлекаетесь, а потому что растет ваша способность замечать отвлечения.

Проверить свой прогресс в медитации можно и в обыденной жизни. Правда, волшебные изменения не происходят сами по себе, что бы там ни рассказывали в популярных книгах. Прогресс будет происходить только там, где вы будете ставить перед собой задачи. Разные эксперименты по контролю сознания прекрасно подходят в качестве дополнительной практики к медитации: от отказа от вредных привычек до отказа от привычной жестикуляции, от практики ненасилия и сострадательного отношения к обидчикам до практик бытовой внимательности.

Проще говоря, если медитация противодействует гневу и другим страстям, устраняет психические омрачения и снижает количество страданий в нас и вокруг нас — то всё идет хорошо.

Если от медитации вы становитесь чванливым, заносчивым, больше критикуете других людей или считаете, что теперь у вас есть оправдание для «праведного» гнева — что-то идет не так. Продолжайте практику и внимательно осознавайте свои состояния с пониманием того, что эти ошибочные импульсы — следствие вашего невежества.

Почему сначала было здорово, а потом стало трудно медитировать
Когда вы только начинаете практику, всё может даваться легко и приносить очень яркие результаты. Когда я впервые столкнулась с тем, что по мере практики становится всё труднее и даже невыносимее, я подумала, что кто-то там в небесной канцелярии дает новичкам фору в качестве маркетинговой уловки.

Сейчас я понимаю, что никаких суперспособностей на первом этапе нет — просто у начинающего так мало опыта, что малейшее продвижение кажется ему огромным шагом.

Кроме того, по мере продвижения концентрации растет осознание — и мы начинаем замечать проблемы, которых раньше будто не было, и улавливать отвлечения, для которых были раньше слишком тупы и невнимательны. Это может привести в отчаяние — не поддавайтесь.

Вообще, есть два базовых препятствия для медитации: вялость ума и его возбужденность. Вялость проявляется в лени, инертности, сонливости во время практики. Возбужденность — в рассеянности, скачке мыслей и эмоциональности.

По мере продвижения эти препятствия никуда не уходят, а приобретают тонкие и даже изощренные формы.

Вялость может превратиться в ощущение счастья, спокойствия и умиротворенности. Некоторые считают, что это и есть цель медитации, но это не так — это тоже препятствие, которое часто заставляет людей остановить свои занятия и наслаждаться результатами (которые быстро, хотя и частично, уходят). Возбужденность проявляется в мощных прозрениях, ярких образах и повышенной креативности, которые тоже нельзя путать с целью практики: это хороший побочный продукт, и им можно воспользоваться — но не принимать его за конечную цель.

Главная цель практики — полный контроль ума.

Что бы там с вами ни происходило — всё это препятствие для практики, и что бы это ни было — его можно победить, продолжая медитировать с неослабевающим намерением.

Еще раз о том, зачем это всё
Развитие концентрации и умиротворение ума, осознанность и овладение аналитической медитацией — это инструменты, которые необходимы для постоянной духовной практики или, говоря более технически, для работы над сознанием.

Проблема современной западной версии медитации «внимательности» — в чрезмерном очищении ее от философского контекста, в которой она зародилась.

Обучение поп-версии медитации похожа на ситуацию, когда вас обучают пользоваться молотком, но не дают ни гвоздя, ни стены, в которую его можно было бы вбить — да и вешать на стену вам нечего. Неудивительно, что некоторые начинают стучать себе по лбу и заканчивают с травмой головы.

Конечно, и в таком виде практика всё равно приносит большинству свои плоды, помогает лучше контролировать свои чувства и действия, четче ставить цели и достигать их, улучшает работу мозга и психологическое состояние.

В буддийском контексте медитация — один из трех этапов работы над сознанием. Первый — изучение философских истин (чтение или слушание учителя), а второй — обычное размышление над ними. Именно поэтому в классическом варианте медитацию призывают начинать после обучения у учителя, который следит за тем, чтобы вы поняли основы учения и потом с помощью медитации трансформировали свое сознание в конструктивную сторону.

Медитация — это средство. Но ей нужны цели. Конечно, вы можете медитировать с целью повысить продажи. Или сформулировать цели вместе с психотерапевтом, работая параллельно в кабинете и в медитативной позе над проработкой одной и той же проблемы.

Но если вы захотите двигаться в практике дальше, попробуйте взять в качестве объекта какой-то простой классический текст буддийского учения. Мой любимый — Дхаммапада. Он короткий и простой.

Читайте одну главу, затем во время медитации концентрируйтесь на самых важных образах или идеях, которые вы восприняли, фиксируйте результаты в дневнике и старайтесь сохранять дух прочитанного на протяжении дня, мысленно возвращаясь к заинтересовавшим вас отрывкам.

Со временем вы увидите, как меняется ваше мышление под влиянием практики. Но это уже следующий уровень для тех, кто хорошо освоил однонаправленную концентрацию.

Если мне не нужна медитация
В буддизме считается, что не всем нужна медитация. Духовная практика — потребность, для которой нужно созреть. Совершенствовать себя можно точно так же в безупречной работе, приносящей пользу людям, ведении домашнего хозяйства и заботе о близких, в социальной работе и помощи нуждающимся и много в чем еще.

Как уже говорилось, ваше сознание всегда с вами, поэтому работать над ним можно в любых обстоятельствах.

Если вы не чувствуете влечения к учению о пустоте, результаты буддийской медитации могут вас шокировать и отвратить от работы над сознанием вообще. Всё-таки главное — уменьшать количество страдания своего и окружающих так, как вы это понимаете. Такая задача вполне доступна и без медитации: начните просто с паузы в несколько вдохов и выдохов, когда чувствуете, что вас обуревают эмоции. Такое упражнение поможет вам не сказать и не сделать лишнего — а это отличный результат работы над умом.

Буддисты уверены, что сам тот факт, что вы знаете о существовании практики медитации или задумываетесь о ней — означает достижение определенной ступени зрелости сознания, не говоря уже о ситуации, когда вы так или иначе практикуете.

Поэтому в завершении медитации принято благодарить мир, маму, духовного учителя, обстоятельства — и всё, что вы еще можете придумать, — за то, что ваша жизнь вообще позволяет заниматься такими сложными вещами.

Родились бы вы собакой — в фокусе вашего сознания сегодня вечером не было бы ничего, кроме щиплющих лапы реагентов и сосисок в витрине продуктового.
https://knife.media/how-to-meditate/

Отредактировано Ляля (18-02-2019 21:24:38)

0

2

Ляля

Спасибо, Ляля. Ты подняла мою любимую тему.
Меня научили медитациям еще в юности, когда в нашей стране появился интерес к ранее "запретным" темам: йоге, экстрасенсорике, парапсихологии. Тогда я это воспринимала как игру, не особо веря в эффективность этих техник.
Потом стало не до того, я о них забыла.
Но вот наступили годы испытаний для всей страны и для каждого человека. И в самое тяжелое время, когда уже не на что было надеяться, я вспомнила. Ухватилась за эти знания, как за соломинку.
И меня вытащила из безнадеги эта соломинка! Если относиться к этому серьезно, верить в это - то это великая подмога! Для меня мир опять обрел яркие краски. Я даже смогла избавиться от ряда заболеваний.
Теперь медитации - это счастливые мгновения моей жизни.
Я надеюсь, что форумчане захотят продолжить эту тему.

+1

3

Спасибо,всё прочитала.

+1

4

Юлия-Julia написал(а):

Я надеюсь, что форумчане захотят продолжить эту тему.

Я не занималась медитацией, но это интересно, к тому же какое-то представление, как и большинство людей, об этом имею, поэтому статью прочитала тоже.

Она действительно для "чайников": в ней, как я поняла, рассматривается так называемая "западная версия" медитации - без ее философского смысла, без углубления в буддизм и прочие тонкости Востока.

В конце статьи говорится, что медитация – это "само усилие по концентрации и отсечению отвлекающих факторов" и что главной ее целью является "полный контроль ума". 

И что "медитация — это средство". 

А про цели в статье не совсем внятно и (как вариант) предлагается  "сформулировать цели вместе с психотерапевтом, работая параллельно… в медитативной позе над проработкой какой-нибудь проблемы".

И вот тут понимаю, что очень мне всё это напоминает аутогенную тренировку (сознательное самовнушение), автор которой Иоганн Шульц и не отрицал, что использовал при разработке своей методики многовековой опыт йоги.

Тоже занималась когда-то по его методике по материалам из приложения к журналу "ФИС".

Хотя такие тренировки уже сами по себе приносили расслабление и отдых, главным, как и в медитации, была их цель. В АТ это – "достучаться" в этом  состоянии до собственного подсознания, которое, как считалось, "может все". Процесс же вхождения в это состояние сокращался с каждой тренировкой.

И если в АТ путь к поставленной цели идет через мышечное расслабление, а также  успокоение дыхания и ритма сердца за счет вызова ощущения тепла и тяжести в теле, то мне интересно, какие ощущения испытывает медитирующий, концентрируясь на чем-то?  Похоже это на расслабление с теплом и тяжестью (как в АТ) или все-таки это какие-то другие ощущения?

Вот наша Юля называет медитации "счастливыми мгновениями своей жизни"…

Вдруг кто-то захочет поделиться, буду рада. Жаль, что Ляля статью никак не прокомментировала.

И само это состояние какой-то гармонии ума и тела очень интересно.
Оно у меня ассоциируется с такими очень разными людьми, как Никола Тесла, Хосе Сильва, Хасай Алиев (с его "ключом").
И не о нем ли писала Наталья Бехтерева, помните, Юля приводила в одной из тем: "вы просто не должны быть слишком взволнованны или, напротив, равнодушны. Нужно чуть-чуть отстраненности и вместе с тем долгой сосредоточенности на проблеме. И тогда, быть может, мозг включит скрытые резервы"… 

Но, возможно, я и заблуждаюсь…

Отредактировано Лора (17-02-2019 22:39:35)

0

5

Лора

Я использую медитации с самыми разными целями: отдых, лечение, получение информации. Это очень, очень эффективно, если следовать правилам, относиться к этому серьезно и заниматься регулярно. Последнее - обязательно, потому что существует множество медитативных техник, и каждый, кто этим интересуется, должен найти для себя самую подходящую. Методом проб и ошибок.
Кроме того, без привычки сложно войти в трансовое состояние.
Но зато уж если получится......!!!!!!!
Я в силу бытовых причин несколько отошла от этих занятий. Но вот на днях решила тряхнуть стариной. Расположилась, лежа на полу (для меня эта поза - самая удобная). Расслабление - для меня не проблема ("помнят руки-то!"). Отрешиться от внутреннего монолога - тоже довольно легко. Но ведь этого мало!
Я перестала ощущать своё тело. А что дальше надо делать? Я подзабыла. Стала, по примеру Эдгара Кейси, про себя читать "Отче наш" - и почувствовала, как всё тело пронзил будто бы легкий электрический ток. А потом пришло то ощущение, которое я раньше испытывала во время медитаций: будто бы кто-то меня взял за руки и тянет вверх в лежачем положении, а кто-то другой - толкает снизу под поясницу.
И вот оно - из-за чего я люблю медитации! Легкий восторженный озноб, белое свечение и яркие белые искры  перед внутренним взором. Ощущение, что я попала в мир абсолютного добра, где сам воздух пронизан любовью.
Но долго там пробыть у меня не получается. Я попадаю в какой-то другой мир, и там вижу водоемы: в одном - вода изумрудного цвета, в другом - голубого. Если в них окунуться, можно избавиться от болезней. Возможно, это только самовнушение, но я и впрямь излечила несколько недугов.
А потом - темнота, но временами перед внутренним взором вспыхивают картинки. И это - видения того, что ожидает в будущем. Но такое я вижу редко. Однако, в этот раз увидела: комната, посередине - стол, на нем - какие-то предметы. За столом сидит женщина (лица не вижу), и я знаю, что это - ворожея и целительница.
В какой-то момент я делаю непроизвольный глубокий вдох, и меня "выкидывает" из трансового состояния.
И вот - сегодня в одном учреждении ко мне подошла незнакомая женщина, бесцеремонно постучала пальцами мне по груди - в том месте, где находится таинственная вилочковая железа, - и рассказала мне про мои проблемы со здоровьем. Всё правильно!
И так же внезапно отошла. Что ей было нужно? А я вспомнила ворожею из своего видения. Почему я её увидела? Какую роль она сыграла в моей жизни? Может быть, впоследствии узнаю.

+2

6

https://i.imgur.com/yLfRkJ7.jpg

Отредактировано Ляля (18-02-2019 21:27:16)

0

7

https://i.imgur.com/sOTCemn.jpg

Отредактировано Ляля (18-02-2019 21:27:47)

+1

8

Юлия-Julia
Юля, спасибо тебе, дорогая, за твой такой скорый ответ, за твой рассказ.
Мне твои медитации кажутся каким-то совершенно удивительным опытом, а твое погружение (не знаю куда, но назову это так) - достаточно  глубоким.
Поскольку сама ничего подобного не испытывала, то и сказать мне об этом нечего.

Я рада, что ты возобновила свои занятия. Желаю тебе  новых ярких эмоций в твоих медитациях, успехов в оздоровлении и дальнейшем познании себя и мира. Береги себя.

А я, возможно,  вернусь к своей аутогенной тренировке, ты права – тело помнит. 
Да для медитаций у меня и психотип не тот, чтобы отрываться так далеко.  :D
Сейчас  уж только психотерапия... :'(

Отредактировано Лора (18-02-2019 22:45:02)

0

9

Вред и опасность медитации

На своем сайте я постоянно пишу о пользе практики медитации, поэтому я не могу не написать о вреде и опасности медитации и не предупредить о возможных негативных последствиях.

Чтобы не испытывать ваше терпение, я сразу отвечу на вопрос: «может ли медитация принести вред?»

Да, может! Также, как вредным может оказаться спорт, при неправильном соблюдении техники тренировки, превышении нагрузки или при выборе спортивной дисциплины, не подходящей конкретному человеку.

Медитация – это очень глубокая техника, которая сильно воздействует на личность. Поэтому не вызывает никаких сомнений, что эта практика, при определенных обстоятельствах, может иметь побочные эффекты.

Любая терапия, направленная на изменение работы организма, имеет побочные эффекты и медитация не исключение.

В моем случае трехгодичная практика принесла мне только пользу, в чем вы можете убедиться, почитав мои статьи (что я получил от медитации). И я почти не могу говорить о вреде практики, опираясь только на собственный опыт.

Но чтение других источников позволяет мне сделать вывод о том, что негативные последствия медитации проявляются у некоторых людей. На основании анализа этих источников я могу понять, что мне помогло избежать этих негативных эффектов. Я хочу поделиться этим опытом с вами.

Я понимаю, что все люди разные и отношение к практике и эффект может быть тоже у всех разным. Я осознаю, что те ошибки, которых неосознанно избежал я, когда начал медитировать, могут иметь место у других людей и приводить к неприятным последствиям.

Я хочу быть честным со всеми и не желаю, чтобы на моем сайте была информация только о том, как медитация полезна без всяких предостережений.

Так как тема этой статьи является очень важной, а вопросы, которые я здесь подниму – довольно тонкие, я буду особенно подробно останавливаться на некоторых местах.

Мнения «за» и «против»
Перед тем, как написать эту статью, я изучил много источников по данному вопросу и ознакомился с критикой медитации.

Должен сказать, что источников, которые говорят в пользу медитации, намного больше, чем тех, которые говорят о вреде практики.

Например, на википедии, как в англоязычном, так и в русском варианте статей, освещающих результаты научных исследований эффекта медитации, нет никакой информации о вреде практики, и сообщается только о положительных эффектах, выявленных в ходе экспериментов.

(Я не говорю что википедия – истина в последней инстанции. Сейчас я просто провожу краткий анализ мнений относящихся к вреде или пользе медитации, представленных в интернете)

Среди материалов о негативном эффекте медитации есть такие статьи, которые можно выкинуть из рассмотрения. Это, например, утверждения о том, что медитация – это еретическая практика восточных религий, а единственный путь к спасению – это христианская молитва.

Справедливости ради, стоит отметить, что среди защитников медитации также очень много догматизма и мнений, согласно которым, медитация – это путь к просветлению, абсолютное благо и не имеет никаких противопоказаний и ограничений. Это тоже не очень правильно. К такой информации я также не отношусь серьезно.

Если дальше изучать мнения о вреде медитации, то большинство из них будут иметь тон статьи, которую вы сейчас читаете: медитация – это, бесспорно, полезно, но имеет ряд ограничений и побочных эффектов в случае неправильной техники.

В этой статье я буду опираться, в основном, на эти источники.

Особенности критики медитации
И только очень малая часть материалов логично и более-менее обосновано говорит о медитации как об абсолютном зле, вредной практике, которая приводит только к негативным последствиям. Некоторые из таких статей также ссылаются на научные исследования.

Как это ни странно, но, несмотря на мою убежденность в пользе медитации, я также буду опираться на эти материалы.

Во-первых, аргументы авторов, выступающих против медитации вполне очевидны и даже закономерны. Они могут возникнуть у множества сознательных людей, которые прочитали о практике и даже попробовали ей заниматься. Подобные замечания появлялись уже в комментариях к моим статьям.

Поэтому я хочу эти аргументы прокомментировать и противопоставить им свои доводы.

Во-вторых, эти аргументы довольно убедительно звучат в теории, хотя на практике разбиваются о реальный опыт. И я не хочу, чтобы такая критика отпугнула какого-то человека от занятий медитацией, хотя этот человек даже не пробовал медитировать.

В-третьих, многие из этих аргументов, на самом деле, правильные. Но верные они только в рамках определенной области применения. Авторы критики хотят сказать, что любая медитация – зло и может вызывать такие негативные последствия как X, Y, Z.

Я же говорю, что неправильное отношение к практике медитации может вызвать последствия X, Y, Z. Да, эти эффекты могут быть, но далеко не в каждом случае.

Далее я буду рассматривать возможные негативные эффекты от медитации. В каждом пункте я буду рассказывать, в каких случаях эти эффекты могут проявляться и как их избежать.

Медитация ведет к подавлению эмоций и игнорированию проблем
Это один из основных аргументов, которые встретились мне у критиков медитации. Они замечают, что в человеческой жизни много проблем и эмоциональных реакций. Вместо того, чтобы дать своему мозгу обдумать эти проблемы и пережить эмоции, мы концентрируемся на дыхании, дистанцируемся от мыслей и переживаний и, тем самым, подавляем чувства и уходим от проблем.

Этот довод действительно может казаться убедительным. Если бы я никогда не медитировал и не представлял себе на личном опыте, в чем именно заключается медитация, я бы сам мог принять этот тезис на веру.

Но здесь есть проблема в изначальной предпосылке авторов критики. Эта предпосылка основана на интерпретации, прижившейся в обществе психологической концепции фрейдизма.

Я об этом уже писал в статье подавление эмоций vs управление эмоциями. Здесь обозначу основные свои мысли из этой статьи.

Многие люди убеждены в том, что эмоциональная реакция на события внешнего мира неизбежна, объективна и закономерна также, как реакция физического тела на приложение к нему силы.

Поэтому устранение этой реакции (в данном случае — при помощи медитации) не может пройти бесследно. Если возникает какая-то эмоция, будь то злоба, ненависть, ревность, то мы, якобы, должны эту эмоцию пережить, прочувствовать. Согласно этому мнению, мы не можем просто так это «подавить», подобно тому, как мы не имеем возможности бесследно уничтожить весь воздух в воздушном шарике: в конце концов, этот воздух где-то появится — или в атмосфере или у вас в легких.

Вот с этой предпосылкой я не совсем согласен. Она верна, но, опять же, в рамках ограниченной области применимости. Некоторые эмоции нельзя просто подавить и загнать вглубь. Но во многих случая мы можем легко устранить проблему при помощи медитации, расслабления. Поясню примером.

Я уже приводил его в статье про подавление эмоций. Повторю его здесь. Представьте, что вас «подрезал» на дороге очередной псих. Вы разозлились, стали с яростью давить в педаль, ваш пульс участился, а лицо налилось кровью от злобы.

Но псих уже скрылся где-то далеко, его не догнать. Вы приехали домой в раздраженном состоянии, вызванным поведением другого человека на дороге. Но, к вашему счастью, ваша супруга (или супруг) приготовила вам расслабляющую ванну. Вы погрузились в теплую воду, зажгли свечи и включили расслабляющую музыку.

Через час вы уже как новенький. Вы расслаблены и спокойны. Попытайтесь подумать о том, что было больше часа назад на дороге в этот момент. Вы удивитесь своей реакции, ваше поведение покажется вам глупым, а вся ситуация недостойной ваших переживаний. «Какой смысл злиться на всяких психов и зачем мне портить себе настроение из-за поведения незнакомых людей» — подумаете вы. Злобы как ни бывало!

Разве вы можете сказать, что подавили свои эмоции? Нет, вы просто расслабились!

Также расслабляет и избавляет от негативных эмоций медитация. Причина эмоций в данном случае — напряжение. Избавляетесь от напряжения — устраняете негативные эмоции.

Расслабиться в этой ситуации — это все равно, что выключить газ под кастрюлей, в которой кипит жидкость. Вода просто перестанет бурлить. То же происходит с ваши эмоциями в рассмотренной мной ситуации: вы «выключаете» их источник, а не загоняете их вглубь!

Нет ничего естественного в том, чтобы приходить домой в плохом настроении и полночи думать о какой-то обиде и изводить себя, только потому, что ваш мозг «хочет» об этом думать. Во-первых, таким образом, вы только мучаете себя, во-вторых, не приходите к решению какой-то проблемы, а только прокручиваете в голове одни и те же мысли, воображая сцены мести обидчику, которого больше никогда не увидите.

Медитация помогает не вовлекаться в череду эмоций, а взглянуть на них со стороны, увидеть, что они лишены всякого смысла в контексте сохранения вашего душевного комфорта и решения каких-то проблем в реальной жизни.

Медитация, в отличие от погружения в теплую ванну, помогает вам взглянуть на ваши эмоции, встретиться с ними и рассматривать их не как закономерную реакцию на внешние обстоятельства, а как на задачу, которую вы можете решить!

Вы будете спрашивать себя: «Почему такая ситуация вызывает гнев? Какой смысл злиться? Приносит ли это мне пользу? Приносит ли это пользу окружающим?»

Разве вы можете думать об этом на пике эмоционального напряжения? Когда вы опутаны чувствами, вас переполняет гнев, тогда вы даже не задумываетесь, какой во всем этом толк! В эти моменты для вас нет ничего важнее того, что вы чувствуете сейчас! Каким бы глупым это не было!

Медитация помогает перестать отождествлять себя со своими эмоциями. Когда вы перестаете себя с ними отождествлять, у вас получается лучше их анализировать. Тогда вы понимаете, что многие эмоции приносят только страдания и никакой пользы. И вы осознаете, что вы, на самом деле, можете ими управлять!

Может теплая ванна снимет с вас напряжение. Но в каждой новой похожей ситуации вы будете опять терять контроль и испытывать негативные переживания.

Медитация ставит перед вами вопросы и требует от вас ответа.

Но ее все эмоциональные проблемы можно решить при помощи одного расслабления, как я уже писал. Некоторые вещи требуют к себе внимания и каких-то ваших действий.

Медитация — призывает вас держать ответ перед собой
Если вы медитируете, то это значит, что все, что вы пытались игнорировать в течение дня, все ваши подавленные мысли и эмоции, забытые планы выйдут на поверхность.

Все что вы пытались спрятать под нагромождением дел, развлечений, работы будет рваться наружу во время 20-минутного сеанса покоя.

Это значит, что, правильный подход к медитации подразумевает то, что вы не будете подавлять эмоции, а, напротив, получите доступ к скрытым проблемам и сможете найти решение для них.

Иногда решение каких-то проблем приходит мне прямо во время медитации. Она помогает мне взглянуть на многие вещи по-новому, освободиться от путающих мой ум эмоций и нащупать очевидное, простое, но эффективное решение, о котором я даже не догадывался до этого.

Это не значит, что я думатю об этом решении прямо во время медитации. Нет, я пытаюсь сосредоточиться на дыхании или на мантре. Решение приходит как будто само.

Иногда медитация помогает мне просто обозначить проблему. Я понимаю, «ага, вот что меня на самом деле тревожит! Вот почему я немного подавленный сегодня!» А решение я нахожу уже после медитации, как произошло, например, сегодня с утра.

Сегодня, во время медитации, я осознал, с чем связано мое беспокойство. Я решил не думать об этом в тот момент, так как я пытался освободиться от мыслей. Я дал себе установку «подумаю об этом сегодня». Днем во время работы я вышел на улицу, и мне хватило 10 минут, чтобы прийти к решению некоторых задач и благодаря этому я развязал какой-то узел у себя внутри и почувствовал освобождение.

Я освободил свой мозг от груза нерешенных задач.

Если не медитировать и не предоставлять своему мозгу возможность показать вам, какие мысли и проблемы его беспокоят, какие вещи требуют внимания к себе, то вы рискуете копить все эти неразрешенные проблемы внутри. И возможности избавиться от этого мусора у вас будет мало.

То есть, вопреки убеждению критиков, не медитация, а ее отсутствие, ровно как отсутствие времени на размышление о своей жизни и маленькое количество отдыха, ведет к подавлению эмоций.

НО! В этом аргументе критиков есть доля справедливости.

Сегодня я посвятил время разбору своих проблем. Но ведь я мог этого не сделать! Я бы мог рассудить так, пока медитировал: «я испытываю негативные эмоции, меня не интересует их источник, мне нужно от них избавиться и все, с чем бы они ни были связаны!»

Я бы просто забыл об этом. Я бы не устранил источник проблемы, я бы попытался ее игнорировать при помощи медитации.

Таким образом, медитация действительно могла бы превратиться для меня в бегство от проблем.

Что значит «избавиться от негативных эмоций?»
Но я привык наблюдать за своими негативными переживаниями и выяснять их причину, а не просто прятаться от них. Я воспринимаю эти переживания как сигнал о чем-то.

Я всегда пытаюсь думать так: «о чем говорит мне мое напряжение, негодование? Оно пытается мне указать на какую-то проблему?» Я пытаюсь эту проблему найти и решить! Вот что значит для меня избавиться от негативных эмоций!

Иногда проблему можно устранить просто путем 20-ти минутного расслабления, как в случае с водителем и во всех ситуациях, когда отрицательные эмоции вызваны усталостью, беспричинными приступами хандры и уныния. Но в других случаях проблемы требуют к себе внимания, изменения своих установок и идей или решения какой-то конфликтной ситуации в реальном мире.

Я понял, почему принцип «избавления от негативных эмоций» встречает иногда такую критику и непонимание. Потому что разные люди воспринимают этот принцип по-разному. Для кого-то освободиться от переживаний – это просто «забыть», «забить», «игнорировать», «перевести внимание на что-то другое». Тогда здесь действительно можно говорить только о «подавлении эмоций».

Для меня же это найти причину и устранить эту причину. Источник может быть разным, например, в случае психа на дороге, это может быть напряжение, усталость, стресс и даже какие-то личные установки (например, о том, что все должны уступать вам дорогу).

В других ситуациях, источником эмоций могут быть проблемы в реальной жизни или в вашем восприятии действительности, от которых вы не можете избавиться, просто заглушив эмоции при помощи расслабления.

Когда я говорю «устранить негативные эмоции», я имею в виду:

Узнать о причине негативного состояния
Работать над устранением этой причины
Я не хочу, чтобы вы использовали медитацию как средство подавления чувств. Не нужно бездумно отгонять от себя те или иные переживания, потому что они неприятные и плохие. Да, от негативных эмоций можно избавиться, но для этого нужно устранить их причину!

Медитация, направленная исключительно на подавление чувств, не принесет много пользы. Я очень подробно остановился на этом моменте, так как хочу, чтобы это все для себя уяснили.
Пойдем дальше.

Медитация вызывает депрессию
В контексте изложенных мной положений на этом сайте, это может звучать несколько удивительно, ведь я постоянно говорю о пользе практики при хроническом унынии, приступах ипохондрии и паники, навязчивых мыслях…

Но, тем не менее, случаи связанные с депрессией при медитации имеют место быть. Это не сказка и не миф.

Почему медитация может вызывать хандру?

Проявляются подавленные страхи, недовольство и проблемы
Предположим, что вы всегда были втайне недовольны своей работой и жизнью. Но вы постоянно уходили от этих проблем при помощи алкоголя, телевидения, интернета, секса, работы, постоянных дел, хлопот и т.д.

Но в один день вы начали медитировать. Благодаря тому, что вы 2 раза в день 20 минут наблюдаете за собой, пребывая в состоянии покоя, подавленные мысли и проблемы начинают выбираться наверх.

Вы начинаете остро осознавать, как вы не любите свою работу.

Корпоративные ценности, статус компании на рынке, ваше положение в организации больше не являются для вас оправданием того, что вы делаете. Карьера перестала быть для вас самоцелью, вы стали задумываться: может, вы созданы для чего-то другого?

От этих мыслей теперь просто так не скрыться, ведь вам придется медитировать и вызывать себя на диалог каждый раз во время практики. Медитация стала вашей совестью, «принудительным разбором полетов».

В лучшем случае вы начнете думать о других перспективах, искать другую работу или думать об организации собственного бизнеса. Но вас могут поглотить сомнения, страх и неуверенность: вы поймете, что нужно двигаться, но не сможете начать действовать. Появится расхождение между вашими желаниями и вашими поступками.

В таком случае, вы будете продолжать трудиться на работе, которая стала еще более ненавистной, чем была раньше, у вас не будет возможности просто забыться…

Конечно, благодаря медитации можно со всем смириться. Но медитация – это не только путь приспособления, это способ совершенствования и борьбы. С некоторыми вещами можно смириться, но многие другие вещи можно изменить!

Поэтому не ограничивайтесь только постижением того знания, которое открывает для вас медитация. Действуйте. Работайте над претворением своих планов в жизнь, решением своих проблем и над реализацией своих желаний!

Представьте себе колодец, на дне которого плавают вещества, которые портят вкус воды. Если они сплывут на поверхность, то вкус воды станет еще хуже, так как они их будет больше попадать в каждое ведро, которое опускают в колодец.

Но зато, когда эти вещества окажутся наверху – вы сможете их выловить из воды. А если они так и останутся лежать на дне, то они будут медленно, но верно отравлять воду.

Таким же образом намного легче работать со своими эмоциями и страхами, когда они оказываются в пределах вашего внимания, чем когда они покоятся в глубине вашей личности, замаскированные, подавленные и медленно, но верно отравляют вам жизнь.

Следующая причина, из-за которой медитация может вызывать депрессию это:

Несоответствие опыта, полученного во время практики, реалиям современной жизни
Один хороший англоязычный автор в своей статье писал об этом. В этом пункте я повторю некоторые его мысли. Я не могу сослаться на собственный опыт, поэтому перескажу чужое мнение, которое мне кажется обоснованным.

Дело в том, что медитация издревле практиковалась монахами и йогами для избавления от всех эмоциональных привязанностей, устранения сексуального чувства и прочих желаний. Для них практика была способом приспособиться к строгой дисциплине, царившей внутри храмов или к многолетнему одиночеству в горной хижине.

Они посвящали практике много времени и достигали с помощью нее освобождения от привязанностей. Но что нужно буддийскому монаху в древнем храме вряд ли подойдет современному человеку в большом городе.

Полное избавление от эмоций и привязанностей может привести к депрессии, равнодушию, ангедонии. Ведь мы живем среди людей, и далеко не каждый человек стремится к одиночеству, заточению в монастыре и лишению всех привязанностей и эмоций. А современная жизнь диктует свои требования. Буддийскому монаху будет сложно жить в городе, а городскому человеку тяжело придется в уделенном от цивилизации храме. Поэтому, занимаясь медитацией нельзя сильно увлекаться убийством Эго и превращать себя в подобие одинокого монаха.

В этом смысле, уход в крайности при занятиях медитацией может вызвать проблемы.

К сожалению, автор этого мнения не предложил никаких советов. Поэтому несколько рекомендаций, как этого избежать, попытаюсь дать я.

Не медитируйте долго! 20 минут два раза в день достаточно (по крайней мере, в первое время)! Больше не надо! Если и это много, занимайтесь практикой 10 – 15 минут два раза в день. Определитесь, что вы хотите, полностью освободиться от привязанностей или получить гибкий инструмент самосовершенствования, научиться контролировать эмоции, стать более уравновешенным, справляться со стрессом в современных жизненных реалиях. В последнем случая вам не потребуется медитировать много часов подряд. Не нужно торопиться и думать, что если вы начнете заниматься практикой и будете проводить время в медитации несколько часов ежедневно, то положительный эффект придет быстрее. Это все равно, что глотать целую пачку таблеток за один раз, когда врач прописал вам пить их курсом по одной в день.
Не слушайте учителей медитации, которые пытаются обратить в Буддизм современного западного человека, отрицают этот мир и проповедуют полное индивидуальное освобождение от привязанностей. Определитесь с тем, для чего вам нужна медитация: для полного уничтожения своего Эго или для самосовершенствования, актуального современной жизни.
Общайтесь с другими, встречайтесь с людьми. Обращайте внимание на то, как практика помогает вам взаимодействовать с другими. Не используйте практику как средство ухода от реальности, от общения и от всех мировых проблем.
Не используйте медитацию исключительно как способ достижения измененного состояния сознания. Не нужно усложнять или увеличивать продолжительность медитации только потому, что вам хочется глубже погрузиться в свое подсознание и пережить какой-нибудь необычный опыт. Избегайте всяких экзотических практик медитации, которые производят непредсказуемый эффект. Не увлекайтесь учениями всяких гуру, которые проповедуют эти экзотические практики и радикальную философию, не совместимую с жизнью.
Используйте обычную «классическую» медитацию с концентрацией на мантре или на дыхании.

Какие есть еще побочные эффекты практик, связанные с плохим настроением?

Неприятные эффекты при начале практики
Это чувствуют или чувствовали многие. И я не исключение. Когда я только начал медитировать, я стал испытывать приступы нервозности и раздражительности после медитации. Меня предупреждали о таком эффекте, поэтому я продолжил медитировать, и через непродолжительное время это прошло.

Я не очень хорошо понимаю, с чем было связано это состояние, но оно мне напомнило действие антидепрессантов, когда я только попытался их принимать.

Когда я страдал паническими атаками, я посетил врача, который прописал мне антидепрессанты. Терапевтический эффект от них должен был наступить чрез полгода. Но до этого времени он мог проявляться в плохом самочувствии.

Я бросил принимать таблетки через два дня, так как состояние сильно усугубилось (усилилась тревога, страх) и я не смог это терпеть. Вроде через это проходят многие люди, и потом курс лекарств улучшает самочувствие и устраняет симптомы депрессии и панических атак.

Я вспомнил об этом, когда начал медитировать и испытал похожие на это симптомы ухудшения настроения. Но побочные эффекты медитации были намного слабее, чем последствия начала приема курса антидепрессантов, а эффект через год практики оказался поразительным!

Возможно, этот побочный эффект медитации как-то связан с захватом серотонина, также как при приеме антидепрессантов. Но это просто мое предположение, я не претендую на истину в химической интерпретации этого эффекта. Одно несомненно: он может проявлять себя в каких-то случаях.

При медитации меняется биохимические процессы в мозгу и неудивительно, что появляются всякие непредсказуемые эффекты, в то время как мозг не привык к постоянной практике.

Больше такого со мной не случалось несколько лет, вплоть до недавнего времени.

Примерно месяц назад я сменил технику медитации. Раньше я медитировал с мантрой. Не так давно у меня родилась гипотеза, согласно которой, медитация с концентрацией на дыхании эффективнее и «сильнее». Потому что дыхание поглощает меньше внимания, чем чтение мантры про себя. Если использовать компьютерные термины, то первое занимает меньше оперативной памяти, чем второе.
А так как при наблюдении дыхания большая часть внимания остается свободной, то улучшаются возможности для наблюдения. Медитировать – это не значит полностью поглотить свое внимание и таким образом освободиться от мыслей. Смысл медитации в наблюдении и осознанности. Именно поэтому последнее время я не советую медитировать под музыку, которая только отвлекает вас.

Вот такая теория у меня появилась. Естественно, я решил ее проверить на себе. Я не считаю, что медитация – это, непременно, молитва, что медитировать нужно обязательно с мантрой. Это мое убеждение позволяет мне быть гибким и выбирать ту технику, которая больше всего мне подходит.

Пока прошло мало времени, с тех пор как я изменил способ практики, и поэтому еще рано о чем-то говорить. Эффект действительно стал сильнее, но, возможно, это связано с тем, что я просто попробовал что-то новое, а может концентрация на дыхании действительно обладает более сильным действием, и моя гипотеза верна.

Вместе с явным усилением положительных эффектов, стали проявляться и не очень приятные ощущения, которых я давно не чувствовал. Я думаю, что это нормально и пройдет. Это, скорее всего, говорит о том, что медитация «работает» и действие усиливается, а то, что я сейчас переживаю, связано именно с побочным эффектом, который я уже переживал, когда начинал медитировать несколько лет назад.

О том, как дальше будет развиваться действие практики, я напишу в этой статье через какое-то время. Я думаю, это нормально и даже, является хорошим знаком. Я уверен, что все будет хорошо, ведь положительный эффект также стал резко усиливаться! Update 26.12: прошло еще несколько месяцев, состояние уже давно стабилизировалось (просто забыл написать об этом ранее). Хочу продолжать заниматься именно этой техникой с концентрацией на дыхании. Лично мне она больше нравится.

Если вы чувствуете неприятное состояние, грусть и подавленность и, при этом, вы начали медитировать недавно, то не переживайте, подождите и продолжайте медитировать. Если это состояние не будет проходить по мере практики, то можно подумать о сокращении времени медитации или прекращении практики вообще.

Какие еще негативные эффекты от медитации могут проявляться кроме депрессии?

Нетерпимость к людям, «синдром гуру»
Медитация открывает перед человеком новое знание, знание о себе и о мире. Это знание может обнажить как достоинства, так и недостатки других людей. Медитирующий начинает остро осознавать то, как окружающие его люди сильно привязаны к своим желаниям, предрассудкам, страхам.

Он начинает видеть иллюзию, в которой живут люди, а главное, он замечает их неспособность и нежелание расставаться с этой иллюзией, ради достижения счастья и свободы.
Поэтому существует опасность увлечься критикой других людей за их слабости и начать в уме возвеличивать себя в качестве носителя недоступной окружающим истины.

Неприятие людьми тех истин, которые кажутся очевидными для медитирующего человека, может породить в последнем обиду, озлобленность, желание оказаться правым, болезненное желание убедить всех в собственной правоте.

Это приносит нетерпимость и замкнутость.

Помните, медитация – это способ развить любовь, сострадание и понимание. Практика — не то средство, которое должно поощрять чувство собственной уникальности, важности и «избранности». Если вы хотите кому-то помочь, помогайте ему, вместо того, чтобы пытаться агрессивно навязать свою точку зрения или просто высокомерно отворачиваться.

Принимайте слабости других людей, помните, вы тоже делали много ошибок и сейчас продолжаете их делать, если считаете себя вправе осуждать остальных.

Перестаньте делать акцент на отрицательных качествах окружающих. Медитация дает вам шанс увидеть, сколько всего есть хорошего в людях, сколько в них скрытых возможностей и потенциала.

Практика позволяет осознать, что между вами и всеми остальными людьми намного больше общего, чем различий!

Насколько вредно НЕ медитировать
После прочтения этой статьи вы, вероятно, захотите спросить меня:

Являются ли перечисленные здесь опасности – всеми возможными побочными эффектами медитации?

Нет. Я перечислил только известные мне эффекты.

Если я буду медитировать, то смогу ли я быть на 100% быть уверенным в том, что я избавлюсь от депрессии?

Нет, не можете. Медитация может помочь и даже излечить вас благодаря тому, что вы узнаете себя глубже и поработаете над устранением причин вашего недуга. Но это может работать не для всех. Нельзя надеяться на медитацию как на чудо.

Если медитировать «правильно», то можно ли гарантировать отсутствие побочных эффектов?

Нет. Нельзя быть до конца уверенным в том, что практика будет полезна для всех и каждого. Также нельзя быть уверенным в том, что спорт, йога помогут каждому, особенно, если неправильно подходить к этим занятиям. Даже чтение книг может испортить глаза, а неправильный выбор литературы – испортить ваше мировоззрение.

Я не хочу сказать, что медитация это плохо! Медитация – это замечательно! Благодаря практике моя жизнь изменилась в лучшую сторону и я уверен, она способна изменить жизни многих других людей!

Я только предупреждаю вас о возможных побочных эффектах.

Да, медитация может принести вред при особых условиях. Но, как сказал один из авторов статей о медитации, еще больший вред может создать отсутствие медитации!

Вы не задумывались насколько вредно НЕ медитировать? Не получать необходимое расслабление каждый день? Не оставаться наедине с самим собой и не обнаруживать скрытые проблемы? Не решать свои внутренние противоречия благодаря технике, доказавшей свою эффективность? Не получать заряд энергии и позитива ежедневно? Не выпутываться из своих эмоций и страхов? Не познавать себя?

Здесь мне можно возразить тем, что средства, которые я обозначил выше, достигаются не только при помощи медитации. Это отчасти так. Но медитация, на мой взгляд, не имеет таких же эффективных, безопасных, нетрудоемких, дешевых, многогранных аналогов.

К тому же медитация является безопасной альтернативой многим другим средствам. Никто не будет отрицать, что лучше снимать напряжение при помощи естественных средств релаксации, чем при помощи алкоголя.

Какой-нибудь сеанс массажа может устранить напряжение, но он не научит вас решать проблемы и наблюдать за тем, что происходит у вас внутри.

Я делаю вывод, что медитация вообще не имеет аналогов. У всех средств, направленных на работу с личностью и человеческим организмом есть побочные эффекты и от этой реальности нельзя уйти.

Вся жизнь связана с рисками. Вы подвергаете себя и окружающих этим рискам, когда ходите в тренажерный зал, ездите на работу, заводите и воспитываете детей, печатаете статьи в блоге, занимаетесь сексом, смотрите телевизор или заходите в интернет.

Если вы медитируете, вы тоже подвергаете себя какому-то риску. Но медитация слишком много способна дать вам, чтобы отказаться от практики из-за возможных опасностей, которых к тому же можно избежать.

Помните, многие негативные эффекты происходят не из-за медитации как таковой, а проистекают из особенностей вашей личности, которые обнажила медитация!

Я хочу, чтобы вы получили от медитации только пользу, поэтому я постараюсь отвечать на все ваши вопросы, связанные с медитацией. Я могу пропускать комментарии с критикой моих идей, но, что касается медитации, здесь я всегда постараюсь помочь: или ответить вам или переадресовать вас на уже готовый ответ, где-то в другой статье. Я буду оперативно вписывать в статью медитация FAQ ответы на часто задаваемый вопросы.

Поэтому задавайте вопросы, читайте мой сайт. Если вы не уверены в том, что медитация идет правильно, спрашивайте меня. Но я не могу сказать, что я знаю все от медитации.

Если у вас есть возможность отыскать толкового преподавателя, и вы не уверены в том, что вы сможете развиваться при помощи медитации самостоятельно, то лучше не пренебрегать этой возможностью.

Понимаю, что хорошего учителя, который не будет утюжить ваш мозг разглагольствованиями о карме и о чакрах, «мантрах, подобранных индивидуально», а сможет отвечать на все ваши вопросы по существу, найти трудно.

Несмотря на то, что существует много научных публикаций о медитации, практика по-прежнему является малоизученным феноменом и традиционно остается элементом эзотерических учений.

Поэтому сфера «профессионального» обучения медитации кишит противоречивыми мнениями, шарлатанами, сектантами и дилетантами и есть шанс нарваться на кого-то из них.

В виду вышесказанного, все-таки многим людям придется опираться на самих себя при освоении медитации.

Я не говорю, что я могу научить медитации каждого и ответить на каждый вопрос. Я предлагаю вам обучиться этому самостоятельно, опираясь на мои советы.

Все-таки медитация – не художественная гимнастика, которой трудно обучиться, скачав обучающее видео в интернете. Вам не нужно чтобы кто-то вам на пальцах, при личном присутствии показывал как медитировать! Медитировать можно дома. И многие люди научились этому самостоятельно.

А ответы на многие вопросы о практике можно отыскать в книгах, сети (международной, английской).

Весь мой опыт саморазвития проистекает из медитации. Можно сказать, все мои статьи, каких бы вопросов они не касались, отвечают в том числе на вопрос «как правильно использовать опыт и навыки, полученные во время медитации».

Читайте мой сайт, здесь много всего написано о медитации и не только. Читайте также другие источники о практике. Если владеете английским – то читайте ТОЛЬКО англоязычные источники. В русскоязычном сегменте интернета – встретите много мусора и непонятные курсы сектантов и дилетантов, о которых я говорил выше.

В иностранном интернете информация о медитации представлена намного лучше, чем у нас. Надеюсь, не будет излишне самонадеянным сказать, что популярность этого сайта отчасти связана с тем, что это один из немногих интернет проектов в российском интернете, где более-менее адекватно здравому смыслу рассказывается о медитации.

http://nperov.ru/meditaciya/vred-i-opasnost-meditacii/

Отредактировано Ляля (18-02-2019 21:39:49)

0

10

Мой старший в девяностые учился в Москве и тоже подсел на йогу. Пока осваивал первую ступень все было прекрасно, парень был бодрый, веселый такую гибкость развил, так руки ноги узлом завязывал мы только ахали от удивления. Учился у настоящих индусов, потом пошла медитация тоже все хорошо было. По моему он года три занимался очень серьезно, то есть начал осваивать какие то духовные практики и у него стали происходить изменения не в лучшую сторону, он и сам это понимал. Короче, взял я отпуск, машину и мы стали с сыном ездить по городским и деревенским церквям. Я молился как мог сын стоял перед иконами и думал о своем. Однажды мы приехали в самую старую церковь на окраине города, а она закрыта -  службы нет. Мимо идёт какая то женщина оказалась попадья, узнав в чем дело взяла ключи открыла храм и деала нам свечи. Мы в двоем молча стояли перед иконами, смотрели на горящим свечи и я молился за сына. Потом пришел священник помолился в месте с нами, спросил в чем дело, я объяснил. Он повел нас на второй этаж, там службы не проводятся, но есть очень старая икона. Через некоторое время он попросил меня оставить их в двоем. Потом мы сидели рядом с церковью на берегу красивого пруда и молчали. После этого сын пошел на поправку. Нет он не стал верующим христианином но йогой больше не занимался.

+1

11

Юлия-Julia
Юлечка, я прочла твой пост и честно говоря - мороз по коже. Не знаю, как к этому относиться, но я бы не рискнула так отрешаться от реального мира.

0

12

Ты большой молодец, потому что выбрал самый правильный путь на тот момент.  Сын крещеный?

Отредактировано Ляля (18-02-2019 21:34:50)

0

13

Ты большой молодец, потому что выбрал самый правильный путь на тот момент.  Сын крещеный?

Чеченская война его забирали армию, он сам решил креститься.

0

14

Отредактировано Ляля (18-02-2019 21:41:20)

0

15

Ляля
Я прочитала твой пост и стало страшновато.Стоит ли этим заниматься?

0

16

Светлана Николаевна написал(а):

Ляля
Я прочитала твой пост и стало страшновато.Стоит ли этим заниматься?

Свет, при отсутствии опыта, в нашем возрасте я бы не посоветовала. А вот освоить приемы аутотренинга наверное будет полезно. В любом случае, все эти занятия самостоятельно лучше не начинать. Найди группу, походи туда пару месяцев, войди в курс, а потом уже сможешь и сама для себя проводить  занятия, да  и мужа научить.

0


Вы здесь » Радушное общение » Психология » Медитация, как она есть