Радушное общение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Радушное общение » По страницам истории » Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 - 27 января 1944)


Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 - 27 января 1944)

Сообщений 1 страница 20 из 24

1

Блокада Ленинграда, приведшая к мученической смерти свыше миллиона жителей города на Неве, подвиг которых стал важнейшим фактором конечной Победы, продолжалась долгих и мучительных 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. За это время в северной столице России погибли от голода, холода и обстрелов, по различным данным, от 620 тысяч до около 1,3 миллиона человек, свыше 90% которых были мирными жителями. Интервенты не только разбомбили первым делом гигантские склады с продовольствием Ленинграда, но и не пускали через свои боевые порядки пытавшееся покинуть умиравший от голода город мирное население. Гражданское население Ленинграда вывозилось его защитниками под обстрелами и с потерями только через Ладожское озеро и по воздуху, и этих возможностей было, разумеется, недостаточно.

Ответственность за это преступление, стоящее по своим масштабам и холодной жестокости особняком в истории Второй мировой войны, взяла на себя, однако, только Германия, сделавшая очередной жест доброй воли, объявив о выделении 12 миллионов евро на нужды блокадников. Всё, что можно сегодня сделать для того, чтобы хоть как-то смягчить эту боль и загладить свою вину, немцы делают. Но давайте не будем забывать, что они осуществляли блокаду Ленинграда не одни — им непосредственно помогала в этом половина Европы, не собирающаяся не только платить, но и в чём-то раскаиваться. Мало того, ставшая снисходительно относиться к безумной идее некоторых стран насчёт того, чтобы это Россия платила и каялась.

Между тем наряду с вермахтом в блокаде Ленинграда принимали активное участие военные контингенты из следующих стран: Испании, Финляндии, Италии, а также добровольцы из оккупированных нацистами Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии. Были среди них и представители нейтральной Португалии. И как-то незаметно, чтобы эти страны сегодня были готовы взять на себя свою долю ответственности. Отчасти это происходит потому, что там предпочли забыть об этой позорной странице национальной истории. Даже у нас не все знают сегодня об этом. Значит, тем более необходимо вспомнить, как это было. (Продолжение см. https://tsargrad.tv/articles/a-vy-znali … opy_236030)

https://up.tsargrad.tv/uploads/IS/0120/03dinfo.jpg

+5

2

Vredina
Спасибо, Даша. Обидно. В голове не укладывается, как "цивилизованный мир" сегодня переписывает историю и перекладывает ответственность за войну на нас.
Молодцы евреи - они добились признания холокоста...

+1

3

Нина В написал(а):

Обидно. В голове не укладывается, как "цивилизованный мир" сегодня переписывает историю и перекладывает ответственность за войну на нас.

Еще более обидно, когда этим занимаются некоторые наши сограждане. Они относятся к собственной истории как к товару, который можно подороже продать, когда в "цивилизованном мире" на него появляется спрос.
Несколько лет тому назад прочитала у Наталии Нарочницкой, что "Европа не может простить России ее победы во Второй мировой войне".

Отредактировано Vredina (28-01-2020 16:09:28)

+2

4

Vredina
В Испании нашли повод для гордости в том, что они помогали Гитлеру в блокаде Ленинграда.
«Одна из крупнейших газет Испании решила похвалить знаменитую «Голубую дивизию» за войну против СССР и за участие в блокаде Ленинграда, когда «испанские солдаты проявили свои лучшие качества». Что это – очередная попытка Европы пересмотреть итоги Второй мировой войны или хамская глупость со стороны испанских националистов?

«Нет никаких сомнений в том, что самым смелым поступком «Голубой дивизии» стала оборона русского города Красный Бор под Ленинградом», – пишет журналист Мануэль Вильяторо в одной из крупнейших испанских газет ABC.

Тут надо понимать две вещи. Во-первых, испанцы «обороняли» русский город от советских войск. Во-вторых, то наступление Красной армии было частью операции «Полярная звезда», призванной разблокировать Северную столицу. Эта операция провалилась, в том числе благодаря действиям испанцев.
Другими словами, одна из ведущих испанских газет хвастается тем, что испанским помощникам Гитлера удалось почти на год продлить блокаду Ленинграда – бесчеловечное военное преступление, которое занимает особое место в нашей национальной памяти.

Но с испанской точки зрения все выглядит иначе. А по сути является эгоистичным пиренейским выпендрежем, но не идейной русофобией, как в большинстве случаев такого рода.»
(https://vz.ru/politics/2020/1/27/1020236.html)

+1

5

+1

6

Моника написал(а):

В Испании нашли повод для гордости в том, что они помогали Гитлеру в блокаде Ленинграда.

Это характерно для психологии и логики преступников-рецидивистов. Они тоже гордятся количеством краж, изнасилованй или убийств.

0

7

...

Отредактировано Сентябрина (31-01-2020 20:33:11)

+5

8

Сентябрина
Спасибо за простой и страшный рассказ и память. Все нынешние проблемы меркнут после таких вот рассказов и мыслей о том, что пережили люди в блокаде, и понимаешь, как мелки наши недовольства, и как ужасно то, что приносит война.
Будем всегда с благодарностью и скорбью помнить подвиг Ленингадцев.

+1

9

Сентябрина
Как страшно. Представить невозможно такую картину. Бедная мать, какой ужас испытала.

+1

10

В середине 1960-х годов в Ленинграде в районе Парголово сносили деревянные дома, освобождали место для нового жилого строительства. Во дворе расселённого дома рабочие обнаружили удивительный объект - могилку, над которой возвышался обелиск с прикреплённой фотографией. С фотографии смотрел пёс с большими умными глазами - помесь "двортерьера" с гончей. Подпись гласила: "Дорогому другу Трезору (1939 - 1945 гг.) от спасённых им хозяев". Было понятно, что памятник как-то связан с событиями блокады, и сносить его не стали, а через паспортный стол начали искать бывших жильцов дома.

Через неделю в тот двор пришёл седой мужчина и бережно снял фотографию собаки с обелиска. Сказал обступившим его строителям:

- Это наш Трезорка! Он спас нас и наших детей от голода. Я его фотографию повешу в новой квартире.

Мужчина рассказал удивительную историю.

Осенью 1941 года окраины северных районов города сравнительно мало страдали от обстрелов и бомбёжек, основные удары немцев приходились на центральную часть Ленинграда. Но голод пришёл и сюда, в том числе и в деревянный дом на четыре семьи, в каждой из которых были дети.

Общим любимцем двора был Трезорка - игривый и смышлёный пёс. Но в одно октябрьское утро в собачью миску, кроме воды, налить было нечего. Пёс постоял, видно, подумал. И исчез. Жители вздохнули с облегчением - не нужно смотреть в голодные собачьи глаза. Но Трезорка не пропал без вести. К обеду он вернулся домой, неся в зубах пойманного зайца. Его хватило на обед для всех четырёх семей. Требуху, лапы и голову отдали главному добытчику...

С тех пор Трезорка начал приносить зайцев почти ежедневно. Пригородные поля опустевших совхозов были заполнены неубранным урожаем - в сентябре к городу подступил фронт. Капуста, морковка, картофель, свёкла остались в грядах. Зайцам раздолье. Их расплодилось очень много.

В семьях двора регулярно варили бульоны из зайчатины. Женщины научились шить из шкурок тёплые зимние варежки, меняли их на табак у некурящих, а табак обменивали на еду.

Охотничьи походы Трезора подсказали ещё один спасительный маршрут: дети с саночками ходили на засыпанные снегом поля и выкапывали картофель, капусту, свёклу. Пусть подмороженные, но продукты.

Во время блокады в этом доме никто не умер. В новогодний вечер 31 декабря детям даже установили ёлку, и на ветках вместе с игрушками висели настоящие шоколадные конфеты, которые выменяли у армейских тыловиков на пойманного Трезором зайца.

Так и пережили блокаду. Уже после Победы, в июне 1945 года Трезор, как обычно, с утра отправился на охоту. А через час пришёл во двор, оставляя за собой кровавый след. Он подорвался на мине. Умный пёс, видимо, что-то почуял, успел отскочить, поэтому не погиб сразу. Умер уже в родном дворе.

Жители дома плакали над ним, как над ушедшим из жизни близким человеком. Похоронили его во дворе, поставили памятник. А когда переезжали в новое жильё - в суматохе забыли о нём.

Тот мужчина попросил строителей:

- Если сможете, не застраивайте могилу Трезора. Посадите на этом месте ель. Пусть у ребятишек-новосёлов зимой будет ёлка. Как тогда, 31 декабря 1941 года. В память о Трезорке.

Жители высотной новостройки уже привыкли, что возле одного из подъездов растёт большая красивая ель. И не многие знают, что она посажена в память о блокадной собаке. Спасшей от голода шестнадцать ленинградцев.

(С) Александр Смирнов, г. Санкт-Петербург

Невыдуманные истории, № 5, январь 2020 года

+5

11

Плачу... ну надо же...

0

12

Galina
Как трогательно! Спасибо за рассказ.

0

13

Историю, о которой пойдёт речь, рассказала мне коренная ленинградка Антонина Александровна Карпова,
в девичестве – Елисеева. Сегодня речь пойдёт о знакомых Антонины Александровны – тёте Нине и тёте Зине.

Эти две пожилые женщины были подругами, соседками и, можно сказать, добровольными бабушками ребятишек
одного большого ленинградского двора. Оттого их все так и звали – без отчеств, по-домашнему.
…Шли тяжелые блокадные дни. Ещё в первое время голода тётя Нина и тётя Зина почти каждый день собирали у себя детвору.
Своих детей у них не было, так они для чужих варили большую кастрюлю «витаминного» супа, в котором изредка
попадалась сушеная петрушка и тщательно вываренная и превращённая в кисель картошка с кожурой.
Понимали женщины, что тяжелее всего придётся детям.
И старались помочь им, как могли. Ребятишки тоже любили приёмных бабушек. Кто открытку нарисует, что стихи прочитает.
Мамы, правда, старались лишний раз не пускать к бабушкам, чтобы не отбирать последнее. Но старушки в этом деле тверды
были. «Нам много ли надо, а им жить!»
Когда закончили припасы, были оторваны обои и выварен весь клейстер, а карточные нормы сократились,
тётя Нина и тётя Зина не сдались. От своих скудных пайков они отрезали примерно треть (отчего там отрезать-то…).
Вымачивали в воде, растирали – получалась тарелка этакого супа.
Каждая женщина делила эту тарелку пополам и приглашала к себе двух ребятишек – строго по очереди.
Надо сказать, двор был большой, ребятни до войны здесь жило много. Многих, правда, смогли эвакуировать,
но всё-таки осталось примерно пятнадцать человек. Кто рос у мамы один, кто – в большой семье. Подмога была каждому.
И она приходила в лице двух старушек, которые, еле волоча ноги, пытались помочь детям не попасться в лапы смерти.
Но голод и старость брали своё. Труднее приходить тёте Зине, она была семью годами старше подруги и
носила в сердце большой груз – потерю единственного сына, который погиб ещё мальчиком, попав под машину.
С каждым днём тётя Зина всё тяжелее передвигалась. Её палка уже не бойко стучала, а неразборчиво шаркала по асфальту.
В один из дней женщина возвращалась домой, отоварив карточки. Путь её, как всегда, лежал мимо хлебозавода.
Здесь и настигла тётю Зину большая слабость. Она тяжело опустилась на асфальт и закрыла глаза.
Смерти тётя Зина не боялась, нет. Но ребятишек было жалко. Вот же они, прежде крепыши, а сейчас – словно скелетики.
Кто поможет им, кто даст лишнюю тарелочку супа из блокадного хлеба?
— Бабусь, а бабусь! – сквозь шум в ушах услышала женщина голос.
С трудом открыла глаза. Перед ней стоял мальчишка, участливо заглядывая в лицо.
— Бабусь! У вас хлеб взяли, пока вы лежали, я видел. Какой-то мальчишка взял. Думал, вы померли.
— Да я, наверное, и померла, внучек, — сказала тётя Зина. – Или сегодня помру. Встать не могу.
— Может, вам помочь?
Тётя Зина взглянула на своего собеседника. Такой же худющий, как и её ребятишки-соседи. Только глаза поживее.
Это хорошо, это добрая примета.
— Не поможешь тут, — сказала тётя Зина. – Ступай, мальчик, спасибо тебе. Знаешь, чего перед смертью хочется?
— Яблок? – почему-то спросил мальчик.
— Нет. Кусок сахару. Ну, ступай…
И тут случилось то, о чём тётя Зина впоследствии не могла рассказывать без слёз. Мальчишка улыбнулся и
достал из-за пазухи грязный платочек. Развернул – и прямо в рот женщине сунул кусок сахару!
— Надо было сразу сказать, бабусь! Я его для мамы берёг, но она в больнице умерла.
Словно не сахар оказался во рту тёти Зины, а какое-то чудодейственное лекарство. Она хотела было выплюнуть
драгоценный кусочек – у ребёнка отняла, у парнишки! – но не смогла. Зубы сжались сами собой, не послушались.
Хотела было спросить, как зовут мальчишку, где живёт, но того уже и след простыл. И она, придя в себя, заплакала,
как умеет плакать только тот, кто пережил много трудностей и вдруг увидел настоящее доброе чудо.
Домой тётя Зина вернулась с пустыми руками. В тот день ей нечем было накормить ребятишек, и она очень переживала из-за этого.
Но радовалась тому, что завтра снова придёт им на помощь.
Прошло какое-то время – может, несколько недель, а может, месяцев. Всё смешалось, перепуталось в тяжёлой,
голодной жизни тёти Нины и тёти Зины. Им казалось – длится один-единственный бесконечный, трудный день.
Однажды к тёте Нине постучали. На пороге стоял солдат, в руках держал два больших вещмешка.
— Тебе кого, сынок?
— Возьмите, мамаша, — солдат протянул женщине мешки. – Думал, своих навещу, обрадую, да вот ещё приятель
тоже попросил его родных разыскать. А нет никого, дома пустые… Умерли, стало быть… Ну, берите, берите…
И наскоро вышел, почти выбежал.
Тётя Нина развязала верёвки – и даже ахнула. Такого богатства ей и не снилось: несколько банок консервов,
хлеб, сухари и небольшой кусок сала! Нет, женщина не радовалась чужим бедам. Но ей стало спокойнее оттого,
что теперь больше недели ребятишки её двора будут почти сыты.
Она позвала тётю Зину, вместе держали совет, как растянуть продукты, что приготовить. А тётя Зина попросила банку
тушёнки и пошла к хлебозаводу. Она надеялась встретить того самого мальчишку, который когда-то спас её.
Удивительная история должна и заканчиваться удивительно. Не сразу, но всё-таки тётя Зина встретила своего спасителя.
Она уже боялась, что мальчишка умер от голода – а он был жив!..
Прошло ещё время, осталась позади блокада. Перед самой Победой умерла тётя Нина. А подруга её жила ещё
около десяти лет. Да не одна, а вместе с приёмным внучком – Ванечкой. И всё виделось ей, что это не мальчишка,
который когда-то склонится над ней у хлебозавода и сунул в рот кусок сахару, а родная её кровь, сын погибшего сыночка.
Оттого и любила она его без памяти. Да и Ванька её – тоже. И было у тёти Зины ещё пятнадцать внуков.
Они не жили вместе с ней, но часто приходили в гости и приносили разные вкусные вещи.
Так и происходит в хороших крепких семьях.

https://a.radikal.ru/a04/2008/f8/179ef8a62c5c.jpg

Автор: Софья Милютинская

+4

14

Galina
Какая же это боль... До слез...

0

15

Galina
Спасибо, Галочка! Прочитав оба удивительных рассказа, подумалось... Невозможно смириться с мыслью о переписывании истории нашей многострадальной страны, если в страшное блокадное время даже малые дети и животные спасали людей от голодной смерти. Сердечная благодарность и светлая память таким неизвестным героям войны!

0

16

В Москве вечером 8 октября 2020 года состоялось вручение наград Московского международного кинофестиваля. Главный приз «Золотой Георгий» получил фильм «Блокадный дневник» Андрея Зайцева.

События фильма разворачиваются в годы блокады Ленинграда. По сюжету главная героиня выходит из дома, чтобы похоронить мужа, погибшего от голода, и пересекает весь город, чтобы встретить отца. Сценарий картины написан по мотивам произведений Ольги Берггольц, Даниила Гранина, а также по воспоминаниям блокадников и их дневникам.

«У нас было больше восьмидесяти съемочных дней, а Ольга играла женщину, которая чувствует, что вот-вот умрет, поэтому ей приходилось каждый день погружаться в это состояние. Восемьдесят раз. Это настоящий актерский и человеческий подвиг», — отметил Андрей Зайцев, который вышел на сцену с исполнительницей главной роли Ольгой Озоллапиня и прочитал в завершение своей речи стихотворение Корнея Чуковского «Ленинградским детям» 1944 года, поэт его написал сразу после блокады.

Ленинградским детям

Литературная газета / 25 ноября 1944

Промчатся над вами
Года за годами,
И станете вы старичками.

Теперь белобрысые вы,
Молодые,
А будете лысые вы
И седые.

И даже у маленькой Татки
Когда-нибудь будут внучатки,
И Татка наденет большие очки
И будет вязать своим внукам перчатки,

И даже двухлетнему Пете
Будет когда-нибудь семьдесят лет,
И все дети, всё дети на свете
Будут называть его: дед.

И до пояса будет тогда
Седая его борода.

Так вот, когда станете вы старичками
С такими большими очками,
И чтоб размять свои старые кости,
Пойдете куда-нибудь в гости, —
(Ну, скажем, возьмете внучонка Николку
И поведете на елку),
Или тогда же, — в две тысячи двадцать
четвертом году; —
— На лавочку сядете в Летнем саду.
Или не в Летнем саду, а в каком-нибудь
маленьком скверике
В Новой Зеландии или в Америке,
— Всюду, куда б ни заехали вы, всюду,
везде, одинаково,
Жители Праги, Гааги, Парижа, Чикаго
и Кракова —
На вас молчаливо укажут
И тихо, почтительно скажут:
«Он был в Ленинграде… во время
осады…
В те годы… вы знаете… в годы
… блокады»

И снимут пред вами шляпы.

Корней Чуковский

https://forumupload.ru/uploads/0012/15/01/680/495038.jpg

+5

17

В день Памяти Блокады Ленинграда - Стихи Ольги Берггольц

+5

18

История о кошке, которая спасла семью в блокаду Ленинграда(Автор истории неизвестен).
"Моя бабушка всегда говорила, что тяжёлую блокаду и голод и я моя мама, а я её дочь, пережила только благодаря нашему коту Ваське. Если бы не этот рыжий хулиган, мы с дочерью умерли бы с голоду как многие другие.
Каждый день Васька уходил на охоту и притаскивал мышек или даже большую жирную крысу. Мышек бабушка потрошила и варила из них похлебку. А из крыски получался неплохой гуляш.
При этом кот сидел всегда рядом и ждал еду, а ночью все трое лежали под одним одеялом и он согревал их своим теплом.
Бомбежку он чувствовал намного раньше, чем объявляли воздушную тревогу, начинал крутиться и жалобно мяукать, бабушка успевала собрать вещи, воду, маму, кота и выбежать из дома. Когда бежали в убежище, его как члена семьи тащили с собой и смотрели, как бы его не унесли и не съели.
Голод был страшный. Васька был голодный как все и тощий. Всю зиму до весны бабушка собирала крошки для птиц, а с весны выходили с котом на охоту. Бабушка сыпала крошки и сидели с Васькой в засаде, его прыжок всегда был на удивление точным и быстрым. Васька голодал вместе с нами и сил у него было недостаточно, что бы удержать птицу. Он хватал птицу, а из кустов выбегала бабушка и помогала ему. Так что с весны до осени ели еще и птиц.
Когда сняли блокаду и появилось побольше еды, и даже потом после войны бабушка коту всегда отдавала самый лучший кусочек. Гладила его ласково, приговаривая – кормилец ты наш.
Умер Васька в 1949 году, бабушка его похоронила на кладбище, и, что бы, могилку не затоптали, поставила крестик и написала Василий Бугров. Потом рядом с котиком мама положила и бабушку, а потом там я похоронила и свою маму. Так и лежат все трое за одной оградкой, как когда-то в войну под одним одеялом."

+5

19

Анимационный мультфильм о блокаде Ленинграда сделали дети 9,10,11 лет

https://i.imgur.com/fcfhRE6m.png

+4

20

ПОБЕДИТЕЛЯМ

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья!
Анна Ахматова, 29 февраля 1944, Ташкент.

+2


Вы здесь » Радушное общение » По страницам истории » Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 - 27 января 1944)