Неожиданное открытие: медь убивает SARS-CoV-2.
Билл Кивил, микробиолог Университете Саутгемптона (Великобритания), изучал антимикробное действие меди в течение более двух десятилетий. В своей лаборатории он наблюдал, как простой металл убивал одного паразита за другим. Он начал с бактерий, вызывающих «болезнь легионеров», а затем обратился к лекарственно-устойчивым смертельным инфекциям, таким как метициллин-устойчивый золотистый стафилококк (MRSA). Он проверил вирусы, вызвавшие такие страхи во всем мире, как ближневосточный респираторный синдром (MERS) и пандемия свиного гриппа (H1N1) в 2009 году. В каждом случае медный контакт убивал патоген в течение нескольких минут.
В 2015 году Кивил обратил свое внимание на коронавирус 229E, родственник вируса COVID-19, который вызывает простуду и пневмонию. В очередной раз медь уничтожила вирус в течение нескольких минут, в то время как он оставался заразным в течение пяти дней на таких поверхностях, как нержавеющая сталь или стекло.
Знание древних
Работа Кивила является современным подтверждением древнего лекарства. В течение тысяч лет, задолго до того, как люди узнали о микробах или вирусах, они знали о дезинфицирующих свойствах меди.
«Медь – поистине дар Матери-Природы в том смысле, что человеческая раса использует его более восьми тысячелетий», – говорит Майкл Шмидт, профессор микробиологии и иммунологии в Медицинском университете Южной Каролины.
Первое зарегистрированное использование меди в качестве средства, убивающего инфекцию, значится в «папирусе Смита», самом древнем медицинском документе в истории. Эта информация приписывается египетскому врачу, жившему около 1700 г. до н.э. но основывается на знаниях возрастом 3200 г. до н.э. Египтяне обозначали символ «анкх», представляющий вечную жизнь, для обозначения меди в иероглифах.
Еще в 1600 году до н.э. китайцы использовали медные монеты в качестве лекарства для лечения боли в сердце и желудке, а также заболеваний мочевого пузыря. Моряки-финикийцы вставили стружки из своих бронзовых мечей в раны, чтобы предотвратить заражение. На протяжении тысячелетий женщины знали, что их дети не были подвержены диарее, когда они пили из медных сосудов и передавали это знание последующим поколениям.
И сила меди сохраняется со временем. Команда Кивила проверила старые перила на Центральном вокзале Нью-Йорка несколько лет назад. «Медь все еще работает точно так же, как и в тот день, когда перила были установлены более 100 лет назад, – говорит он. – Этот материал долговечен, и антимикробный эффект не исчезает».
Восточная башня Королевской обсерватории, Эдинбург. Контраст между восстановленной медью, уложенной в 2010 году, и зеленым цветом оригинальной меди 1894 года отчетливо виден. (Wiki Commons)
Восточная башня Королевской обсерватории, Эдинбург. Контраст между восстановленной медью, уложенной в 2010 году, и зеленым цветом оригинальной меди 1894 года отчетливо виден. (Wiki Commons)
Продолжительная сила
То, что знали древние, подтвердили современные ученые. Но как именно это работает?
Тяжелые металлы, включая золото и серебро, являются антибактериальными, но специфический атомный состав меди дает ему дополнительную убивающую силу, говорит Кивил. Медь имеет свободный электрон в своей внешней орбитальной оболочке, который легко участвует в окислительно-восстановительных реакциях (что также делает металл хорошим проводником). В результате, говорит Шмидт, он превращается в «гранату с молекулярным кислородом». У серебра и золота нет свободных электронов, поэтому они менее реактивны.
Медь убивает и другими способами. Когда микроб попадает на медь, ионы буквально взрывают патоген, предотвращая клеточное дыхание и пробивая отверстия в клеточной мембране или вирусном покрытии и создавая свободные радикалы, которые ускоряют уничтожение, особенно на сухих поверхностях. Что наиболее важно, ионы ищут и разрушают ДНК и РНК внутри бактерии или вируса, предотвращая мутации, которые создают лекарственно-устойчивые супербактерии.
Использование меди
Кивил и Шмидт обнаружили, что покрытие медью всего 10 процентов поверхностей предотвратит заражение и сэкономит 1176 долларов в день (сравнивая стоимость лечения инфекций со стоимостью медного напыления). И все же больницы не спешат внедрять этот метод в практику.
Госпитальная система Sentara в Северной Каролине и Вирджинии сделала пропитанные медью поверхности стандартом в 13 больницах в 2017 году для надкроватных столов и перил кровати после клинического испытания в 2016 году в больнице Вирджиния-Бич. Используя технологию, впервые примененную в Израиле, больница также перешла на медные постельные принадлежности. Франция и Польша начинают использовать медные сплавы в больницах. В Перу и Чили, где производится медь, она используется в больницах и системах общественного транспорта.
Если медь убивает COVID-19, не следует ли нам периодически перекатывать между пальцами медные монетки? – спросите вы. Нет, этого, конечно, недостаточно –используйте воду, мыло и дезинфицирующее средство.
«Вы никогда не знаете, сколько вирусов попало на руку, поэтому медные монетки не могут полностью их уничтожить», – говорит Шмидт.