Радушное общение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Радушное общение » Поговорим о наших детях... » Игрушки: вред или польза?


Игрушки: вред или польза?

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Трудно найти человека, который бы не сохранил самые светлые и нежные воспоминания о любимой игрушке. Но может ли быть вредной детская игрушка? Да, если она сделана из некачественных материалов и грозит здоровью малыша. Но помимо внешних характеристик игрушка несёт и воспитательную функцию. Что прививают детям современные игрушки?

Мы выбираем…
Как всякая мама, я хочу, чтобы у моих детей всё было самое лучшее. И серьёзно подхожу к выбору игрушек. Мы любим ходить по магазинам игрушек. Но то, что я в последнее время вижу на прилавках, ставит меня в тупик. Чего далеко ходить — ближайший супермаркет задаёт загадки. Недавно мы с дочкой нашли там… белую меховую ворону. Ценник гласил: «Мягкая игрушка «Ворона» для самых маленьких».
То есть малыш будет думать, что вороны на самом деле белые и пушистые?
Какое представление он получит об окружающем мире?
Или вот ещё одна страшилка: игрушка-инопланетянин. В аннотации написано: «Игрушка предназначена детям, которые любят острые ощущения. Задача малыша — вспороть острыми ножницами брюхо инопланетянина и вытащить его желудок, сердце, печень…» Это же просто пособие для юных убийц! Что может воспитать эта игрушка?
А наши друзья купили своей дочке дорогую куклу-младенца. Эта кукла реагирует на движения ребёнка и просит, чтобы её покормили, укачали. Что-то вроде тамагочи. Идея игрушки неплохая — воспитывать будущую маму.
Но спустя несколько дней родители были вынуждены убрать куклу. При каждом движении девочки она начинала «плакать», а сонный ребёнок бросался её «укачивать», следовательно, просыпались и родители. В результате у всей семьи — невроз.
Прилавки магазинов сегодня завалены игрушками — яркими, современными. Производители стараются всеми силами привлечь внимание покупателя. Но одни названия чего стоят: «борцы с привидениями», «победители вампиров», «воины тьмы». От таких игрушек и у взрослого нервная система не выдержит. Но современные дети более «крепкие». Я не склонна к брюзжанию, но как тут не вспомнить старые добрые игрушки нашего детства — матрёшек, плюшевых мишек.
Когда-то мы завидовали девочке, которой родители из-за границы привезли куклу Барби. А теперь целое поколение девочек-подростков, выросшее на куклах Барби, страдает от комплексов по поводу своей фигуры, которая далека от идеальных пропорций. Англичане даже хотят выпустить куклу Синди, приближённую к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней девочки-подростка. Поздно спохватились…

Опасная анатомия
Отдельно хочется сказать о популярных нынче играх и пособиях, которые призваны знакомить детей с внутренним строением человека. Есть книжки-макеты тела человека. Стоит открыть обложку, а под ней — картонные пищевод, печень, желудок, лёгкие. Или предлагается сложить человека, как конструктор, — соорудить из деталей скелет, вставить мозг, сердце, лёгкие, пищевод, наложить кровеносные сосуды, а затем покрыть изделие мышечной оболочкой.
На первый взгляд идея кажется оправданной — дети получают представление о строении человеческого тела, развивают эрудицию, мелкую моторику. Но я бы такую игрушку своей дочке не купила. Уместно ли сочетать знание анатомии с игрой? Как игрушечные сердце, почки, сосуды влияют на мировоззрение ребёнка? Ведь кукла в детском сознании — это образ человека. Когда малыш слышит: «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу», ему хочется пожалеть медвежонка, пусть даже он и плюшевый. Дети укачивают кукол, бинтуют им ноги и руки, когда подопечные «болеют». У детей естественная потребность в сострадании. Малыши любят делать человечков из пластилина и веточек, и это созидательная деятельность. А тут получается, что человек — это набор частей, конструктор, который можно разобрать и собрать. Игра с пластмассовым мозгом и печенью выглядит жутко, дети находят им другое применение, разбрасывают по комнате, «скармливают» плюшевым мишкам и т.д.
Нижняя возрастная граница для таких игр — 8 лет. И это верно — в 7—9 лет у детей появляется интерес к собственному телу. Дети задумываются — как я дышу, ем, почему бьётся сердце. В этот период уместно купить ребёнку детский атлас анатомии и рассказать, как устроено наше тело, какую функцию выполняют органы. Но в магазинах анатомические игры лежат на полках рядом с мозаикой и конструктором, родители
покупают их «на вырост». И пластмассовые органы попадают к детям 4—5 лет, которые ещё не способны адекватно их воспринимать.
В последнее время темпы детского развития сильно форсируют. Чуть не с первого класса дети изучают естествознание, политэкономию, информатику, ту же анатомию. Такое ускоренное развитие упрощает вхождение ребёнка во взрослое общество. Но приобретение умений, навыков часто проходит за счёт развития духовных качеств.
Современные дети знают, как работать на компьютере, как устроен человек, но понятия не имеют, что такое милосердие. Игры с человеческими органами нарушают этические и нравственные принципы и превращаются в ещё один «ужастик», от которого хочется оградить маленького человека.

Куда исчез конструктор?
Я задумалась: по каким критериям мы покупаем ребёнку ту или иную игрушку? Наверное, первое, что приходит в голову: «Потому что он её просит». А почему просит? Потому что по телевизору как раз идёт такой мультик, потому что у Жени, Кати, Люды такая уже есть.
Мы покупаем игрушку, потому что нам нравится её цена, потому что мы обещали её купить на день рождения, конец четверти и т.д. Не редки ситуации, когда мы решаемся на покупку, потому что чадо бьётся в истерике и на весь магазин требует «бетмэна».
Почему, например, не пользуются популярностью конструкторы? А ведь они полезны всем детям — развивают усидчивость, пространственное мышление, мелкую моторику. Потому что их не рекламируют, на прилавках обычных магазинов их нет, а если есть, то они лежат в дальнем углу. Покупатель их не видит, не спрашивает. А раз нет спроса — нет и предложения. Однажды я захотела купить дочери обычную российскую пластмассовую пирамидку. Нашла только в третьем магазине на окраине города.
Продавцы предпочитают выставлять на прилавки яркие красочные новинки — Барби, телепузиков, трансформеров, героев мультиков и т.д.
Здесь есть ещё один момент.
Конструктор нельзя просто подарить ребёнку, надо показать, как им пользоваться, научить в него играть. Но вечно спешащим родителям некогда возиться с пластмассовыми детальками. Вот и лежит конструктор в углу детской комнаты нераспечатанный.

Правильный подход
Действительно, ориентироваться в море игрушек, которые предлагают магазины, достаточно трудно. Чтобы выяснить, что советуют профессионалы, я заглянула в Интернет.
Психологи-«западники» считают, что детям можно разрешать всё и покупать те игрушки, которые они попросят. Мол, если игрушка малышу не подходит, он интуитивно откажется от неё.
Другие, более консервативные психологи, советуют ограждать детей от нежелательных игрушек и ориентироваться на развитие положительных качеств.
Психологи вальдорфской школы выступают за игрушки, сделанные из натуральных материалов — дерева, шерсти, соломы — они безвредны для здоровья, дают простор для фантазии.
Педагоги-практики советуют соблюдать золотую середину.
Не стоит лишать ребёнка популярных игрушек, ведь он растёт в социуме и всё равно захочет игрушку «как у кого-то». Купите 2—3 отрицательных персонажа, с помощью которых малыш сможет выплеснуть негатив. Но перебарщивать нельзя — негатива в нашей жизни и так достаточно. Игрушек не должно быть много. Малыш может увлечённо играть с 2—3 куклами и скучать в комнате, набитой паровозиками, мозаиками и слониками. Главное, чтобы игрушка была интересна.
А у меня есть такая маленькая хитрость. Когда дочка начинает скучать среди игрушек, я незаметно одну прячу. Месяца через 2—3 достаю «пропажу» — Маша радуется ей как новой.
И деньги целы, и ребёнок доволен.
Главный критерий выбора игрушки — соответствие возрасту. Уважающие себя производители обязательно указывают на упаковке подробную информацию. Игрушка не должна быть слишком простой — тогда она наскучит малышу, или сложной — вызовет его раздражение. Правильно подобранная игрушка поможет малышу приобрести новые навыки, будет стимулировать органы чувств, моторику, координацию движений. И ещё она должна быть милой, симпатичной, привлекательной.

В поисках идеала
Итак, вы в магазине игрушек. При выборе покупки, обратите внимание на следующие характеристики.
Безопасность. Игрушка не должна быть покрыта токсичной краской, содержать слишком мелкие части. Вред малышу могут нанести отламывающиеся детали, острые края. Да и сама игрушка не должна быть слишком маленькой, чтобы малыш не проглотил её.
Прочность также имеет значение. Проверьте, прочно ли пришиты к игрушке глазки, мелкие детали.
Задумайтесь о гигиеничности игрушки — можно ли её вымыть, постирать? Игрушки порой становятся рассадником бактерий, поэтому их обязательно надо обрабатывать.
Нет ли у игрушки висячих верёвок или резинок? Все игрушки со шнурами длиннее 15 см должны быть вне досягаемости ребёнка, чтобы он не нанёс вред своему здоровью.
И конечно, у игрушки не должно быть неприятного запаха. Цвет её не должен быть слишком ярким, режущим глаза. Избегайте игрушек, издающих резкие, пронзительные звуки.
Прощупайте игрушку — нет ли в её наполнителе инородных тел, прочны ли швы, не вылезает ли из неё ворс, вата и т.д.
Покупайте игрушки только в специализированных магазинах, не стесняйтесь спросить у продавца сертификат качества и гигиены.
В документах на игрушку должны быть указаны срок действия данного санитарно-эпидемиологического заключения и номер партии.
Помните, что игрушка без участия родителей теряет часть своей привлекательности. Важно, чтобы вы показали малышу, как в неё играть.
И самый важный момент — задумайтесь, каково смысловое значение игрушки? Чему она может научить вашего малыша?
Для ребёнка игрушка — это модель человека. Ведь зачастую игрушки становятся для малыша образом для подражания, он копирует их выражение лица, позу. Избегайте игрушек-монстров, оружия, фигурок с уродливыми лицами.
Насторожитесь, если в игрушке есть несоответствие — например заяц зелёный, лягушка розовая.
Поверьте, «агрессивная» игрушка может стать причиной такого же поведения ребёнка. Порой мы тщетно ищем причину плохого настроения малыша, а она лежит на поверхности — очередной «воин тьмы» или «победитель вампиров», которым он играет.
«Страшные» игрушки могут серьёзно повлиять на психику малыша. Есть родители, которые стараются угодить малышу и покупают много «забавных» с их точки зрения монстров и чудовищ. Сами того не подозревая, мамы и папы направляют развитие ребёнка в сомнительное русло, будят в нём жестокость и закрытость.
Хочется, чтобы родители подходили к выбору детской игрушки более осознанно.

0

2

Нина написал(а):

Для ребёнка игрушка — это модель человека. Ведь зачастую игрушки становятся для малыша образом для подражания, он копирует их выражение лица, позу.

Это верно. Девочки всегда стараются одеть куклу так, какими сами хотят быть. Слушаешь детей, что они там говорят во время игры... вроде все нормально пока.

Нина написал(а):

Насторожитесь, если в игрушке есть несоответствие — например заяц зелёный, лягушка розовая.

Только почему-то производители думают, что это весело и... нормально. Именно такие игрушки сегодня продаются в магазинах :(

0

3

Нина написал(а):

не стесняйтесь спросить у продавца сертификат качества и гигиены.

Мы-то не стесняемся, да только вот его сегодня днем с огнем не сыщешь  :mad:

Нина написал(а):

«Страшные» игрушки могут серьёзно повлиять на психику малыша.

Интересно, а если ребенок сам просит купить ему такую игрушку? Это что-нибудь значит?

0

4

Вредные игрушки: факторы, опасные для ребенка

В течение жизни мы пользуемся многими вещами. Они стали для нас привычными и делают нашу жизнь более удобной и интересной, начиная с детских игрушек и заканчивая последними достижениями современной техники. Все пользуются этими вещами, поэтому считается, что ничего опасного в них нет. Но так ли верно подобное представление?

Вещи повседневного обихода тем более опасны, что ими пользуются постоянно. Вредные вещества, получаемые организмом в результате постоянного контакта с некоторыми вещами, накапливаются, приводя со временем к развитию тяжелых заболеваний печени, почек, сердца, желудочно-кишечного тракта, половых органов и т.д. Многие вещества канцерогенны, то есть вызывают рак.

На рынках продается много ярких игрушек, которые привлекают детей и нравятся им. Все родители покупают детям игрушки. Они необходимы даже самым маленьким. Игрушки сопровождают ребенка с раннего возраста, начиная с погремушек и подвесок для колясок и манежей. Игрушки привлекают внимание малышей, позволяя мамам заниматься хозяйственными делами. Кроме того, они развивают зрение, осязание, слух, цветовое восприятие, способствуют развитию координации движений и т.д. Игрушки являются средством общения малыша с окружающим миром.

Именно поэтому младенцам нужны игрушки. Чтобы нравиться малышу, они должны быть яркими, приятными на ощупь и издавать различные звуки. Именно эти цели преследуют погремушки и неизменные спутники ребенка в ванной – резиновые мячики и зверушки. Следует заметить, что тактильное восприятие – важный способ познания мира малышом.

Эти резиновые игрушки пользуются огромной популярностью у детей. Они яркие, мягкие на ощупь, забавно пищат. С ними ребенку легко вовлечься в игру, занимаясь при этом не очень приятным занятием, например купанием. К сожалению, многие родители не задаются вопросом, насколько безопасны такие игрушки для ребенка. Между тем дети очень любознательны и исследуют их не только руками, но зачастую и ртом – кусая и облизывая своих любимцев.

Для изготовления игрушек используются современные синтетические материалы, они доступны благодаря своей дешевизне. С каждым годом появляется все больше ярких привлекательных игрушек из этих материалов. Но насколько они безопасны для детей? Ведь маленький ребенок, облизав погремушку или пожевав резинового утенка, рискует при этом получить дозу не просто вредных, но ядовитых веществ. Это уже является не таким уж несерьезным вопросом.

Давно уже в СМИ говорится о вреде игрушек, в которых находят вредные вещества – такие, как фенол, формальдегид, ртуть, свинец и др. Концентрация этих веществ часто превышает допустимые нормы. Большинство этих игрушек предназначено для маленьких детей.

Самые популярные среди малышей «резиновые» игрушки, как правило, производятся из поливинилхлорида (ПВХ), или пластизоля. Во всем мире постоянно разгораются споры о том, можно ли использовать этот материал в производстве товаров для детей. Несмотря на то, что технологии производства этих игрушек в последнее время стали более прогрессивными, их химический состав остался прежним: основа – поливинилхлорид, связующий реагент – сера, пластификатор – фталат, антиоксидант – фенол и др.

Фенол

Фенол является ароматическим углеводородом. Это бесцветное кристаллическое вещество, обладающее характерным запахом. Фенол слабо растворим в воде, но хорошо растворяется в спирте и эфире, ацетоне. Его применяют при производстве фенол-формальдегидных смол, клеев и различных пластиков, в кожевенном и мебельном производстве, а также в изготовлении детских игрушек. При изготовлении игрушек фенол используется для того, чтобы придать форму пластической массе или резине.

Фенол – один из самых распространенных загрязнителей воздушной среды жилых и общественных помещений. Основными источниками выделения фенола являются:

табачный дым;
дезинфектанты;
пластиковые покрытия;
продукты неполного сгорания бытового газа;
различные строительные и отделочные материалы, содержащие фенол-формальдегидные компоненты;
краски и растворы для защиты и покрытия древесины;
изоляционные материалы на основе вспененных карбамидных смол.

По сути, мы давно уже существуем в фенольной среде. Однако опасность представляет высокая концентрация этого вещества, например в игрушках.

Фенол быстро всасывается через кожу, верхние дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт. В организме он концентрируется в почках и печени.

Фенол разрушает иммунную систему ребенка. Кроме того, он оказывает раздражающее действие на слизистую оболочку рта, носоглотки, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта. Все это может привести к насморку, головокружению, головным болям, рвоте, нарушению сна, одышке и сердцебиению.

Фенол также разрушающе действует на нервную систему и вызывает аллергические реакции. Если ребенок страдает бронхиальной астмой, фенол может привести к смерти. Хроническое отравление приводит к поражению печени и почек, а также к изменениям формулы крови. Фенол оказывает вредное действие на наследственность.

Игрушки, содержащие фенол, производятся в основном в Китае.

По данным исследований, около 40% игрушек для детей грудного возраста на российском рынке не соответствуют нормам по содержанию в них фенола. При помещении некоторых игрушек в водную среду выделение фенола превышает норму в несколько раз.

Формальдегид

Формальдегид это бесцветный газ, обладающий резким запахом, хорошо растворимый в воде и спирте. Он очень токсичен. Формальдегид используется в производстве смол, пластиков, красок, текстиля, которые идут, в том числе и на изготовление детских игрушек.

Формальдегид считается одним из самых опасных веществ. Он вызывает сильную токсическую реакцию – рвоту, кашель, спазмы бронхов. Формальдегид официально считается канцерогеном, то есть веществом, вызывающим рак. Экспертами доказана связь формальдегида с повышенным риском развития раковых опухолей носоглотки. Кроме того, данные проведенных исследований говорят о том, что это вещество может приводить к лейкозу.

Формальдегид обладает раздражающим действием и общей токсичностью. Он негативно воздействует на центральную нервную систему, раздражающе действует на слизистые и кожу.

Формальдегид негативно воздействует на генетический материал, репродуктивные органы, дыхательные пути, кожу и глаза.

Ртуть

В последнее время все чаще обнаруживаются игрушки, загрязненные ртутью. Это вещество не просто вредно для здоровья, оно опасно для жизни. Когда ртуть попадает на открытое место, она начинает испаряться. Так, 1,5г ртути, вытекшей из разбитого градусника, может выделить количество паров, способное отравить 5000000м3 воздуха.

Металлическая ртуть является очень токсичным веществом. Ее пары могут проникать в организм через легкие. Там вещество частично задерживается, превращаясь в различные ядовитые соединения. Контакт с ртутью приводит к отравлению, что влечет за собой повреждение печени, почек и кишечника.

Ртуть – чрезвычайно ядовитое вещество, даже очень малые количества которого могут стать причиной неврологических и ряда других заболеваний.

Ртуть может стать причиной отставания в развитии. При этом наблюдаются в основном симптомы неврологического характера, варьирующие от отставания в моторном и речевом развитии до серьезных повреждений мозга, сопровождающихся умственной отсталостью, нарушенной координацией и неспособностью двигаться.

Отравление ребенка ртутью может привести к необратимой слепоте, судорогам и припадкам, слабости мышц, а также неспособности разговаривать. Вообще совокупность симптомов отравления ртутью похожа на симптомы аутизма.

Очень трудно установить связь между ухудшением состояния и наличием ртути в игрушках, так как симптомы отравления ртутью обычно появляются через 2–3 месяца после заражения.

Свинец

Этот металл входит в состав детской бижутерии – колец, браслетов, цепочек, брошей, кулонов, талисманов и т.п. С помощью свинца производители придают изделию серебристость. Такие украшения несут потенциальную опасность, особенно если ребенок возьмет игрушку в рот или проглотит ее.

Попадание свинца в организм негативно сказывается на умственных способностях и даже может привести к смерти ребенка.

Влияние на психику ребенка

Психологи заявляют, что игрушки должны отвечать хотя бы нескольким несложным критериям. Например, ребенок должен четко понимать назначение игрушки. Для этого она должна соответствовать его возрасту, быть привлекательной и иметь спокойные, нейтральные цвета. Кроме того, игрушка должна оставлять простор для фантазии.

По их мнению, современные игрушки, представленные на российском рынке, могут вызывать у детей расстройства психики и делать их злыми, агрессивными. Между тем если за санитарно-гигиеническими показателями игрушек еще кто-то следит, внешний вид игрушек остается не подконтрольным.

В основном контроль над детскими игрушками осуществляется лишь по параметрам физической и химической безопасности для ребенка. Проводится проверка состава материала, из которого изготовлена игрушка, ее окраски, формы отдельных элементов и способа их крепления. Государственного регулирования в области психической безопасности нигде пока еще не создано.

Внешний вид игрушек зависит от фантазии производителя. Как правило, дизайн игрушек разрабатывают не психологи и педагоги, а художники и инженеры предприятия.

Страшные игрушки, заполонившие современные рынки, могут повлиять на формирование характера ребенка. Агрессивные изображения провоцируют проявление агрессии. Чем больше страшных игрушек он видит, тем более агрессивным становится.

Впечатления, полученные ребенком в возрасте от 2,5 до 5 лет, сохраняются особенно долго. Страшные деревянные и железные скульптуры с детских площадок также могут вызвать нарушения психики, в частности сделать ребенка агрессивным.

Игрушки с электронной «начинкой», которые очень популярны среди детей, по мнению психологов, мешают детям фантазировать. Это может привести к отставанию в развитии. То, что электронные игрушки запрограммированы на многочисленные функции, не дает ребенку контролировать игрушку, говорить за нее и т.д. Это тоже сказывается на развитии ребенка.

Существуют игрушки, негативно влияющие на психику ребенка. Играя с ними, ребенок становится жестоким и злым. Например, игрушка, специально предназначена для того, чтобы ей причиняли физический вред. Она реагирует на побои ребенка – на ней появляются синяки и ушибы после ударов. Такая игрушка воспитывает у ребенка желание насилия и вырабатывает привычку к нему.

Другой, не менее ужасной игрушкой является резиновый монстр, которого можно растягивать до бесконечности, при этом игрушка издает звуки, напоминающие душераздирающие крики жертвы. Это также не может положительно отразиться на психике.

Встречаются игрушки-шутки, которые сами могут причинить физический вред ребенку или его друзьям. Например, у таких «игрушек» при нажатии выскакивает большой резиновый кулак или нечто подобное.

Родителям следует помнить, что игрушка предназначена не только для развлечения. Ребенок на ней обязательно чему-нибудь учится. Поэтому необходимо быть бдительными и не покупать бесполезные, а также вредные для психики ребенка вещи.

Не следует покупать все, что хочет ребенок, поскольку он маленький и не может нести ответственность за свою безопасность и здоровье. Об этом должны позаботиться его родители.

0

5

По поводу качества, то, конечно самые опасные дешевые китайские игрушки. Помню несколько лет назад в Литве была изъята из продажи партия каких-то игрушек, потому что в них нашли очень опасное вещество. А по поводу страшных игрушек, то не думаю, что какой-нибудь безобидный инопланетянин может вызвать у ребенка неправильное представление о жизни. Например, Шрек. Ну не красавец, конечно. Но ведь дети воспринимают его не как модель для подражания, а просто как популярного героя фильмов и мультфильмов. Дети ведь воспринимают все по-другому.

Скажем, у меня в детстве был большой мягкий заяц с человеческим лицом. Его тогда достали за большие деньги, потому что был дефицит. Сейчас я бы сказала, что он был просто некрасив. Но мне и в голову не приходило как-то его воспринимать, кроме как существо, за которым я ухаживаю, укладываю спать. При этом я совершенно не ассоциировала его с настоящим младенцем. Разница была очевидна - пупс это модель настоящего человека, а заяц - это заяц. Представления о жизни не путались как-то.

Есть, конечно, и очевидно агрессивные игрушки. Именно те, о которых пишется в последнем посте. Предназначенные для ''расчленения'', побоев и т.д. Ну адекватные родители и не станут покупать ребенку такую игрушку.

И последнее. К сожалению, игрушка в наименьшей степени влияет на воспитание и развитие ребенка. Агрессия и неадекватное поведение у детей появляется чаще в результате воспитания, в связи с атмосферой в семье, кругом общения. И комплексы, которые вырабатываются из-за того, что у куклы такая фигура, а у меня вот не такая, чаще тоже носят более глубокий характер. Недостаток внимания, любви, заботы скорее послужит тому причиной

0

6

Борга написал(а):

А по поводу страшных игрушек, то не думаю, что какой-нибудь безобидный инопланетянин может вызвать у ребенка неправильное представление о жизни. Например, Шрек.

Думаю, Шрэк в этом списке будет на последних местах, есть намного уродливее

Борга написал(а):

Ну адекватные родители и не станут покупать ребенку такую игрушку.

Адекватные родите уделяют время своему ребенку. А не адекватные накупят ему всякой гадости и пусть играется

0


Вы здесь » Радушное общение » Поговорим о наших детях... » Игрушки: вред или польза?