Сын сказал:
- Видел очень страшную картину.
И показывает вот эту.
Юрий Пименов, «Новая Москва», 1937 г.
Картина вся такая лучезарная и сияющая.
Солнце и блеск! Потому как прошёл «нормальный летний дождь». Красота.
Чего же тут страшного?
- А ты посмотри, что творится на проезжей части. Как народ под колёсами снуёт! Так и лезут. По всей улице! Толпами! Эта тётка кого-то обязательно задавит.
Смотрю – и в самом деле пешеходы и машины (а там и трамвай выползает ещё) перемешаны самым хаотическим образом.
Нет ни светофоров, ни постовых (а я-то воображала, что всюду движение разруливали в те времена дяди Стёпы).
Нет привычных цепочек людей, переходящих улицу в нужном месте.
Полная неразбериха.
И это самый центр Москвы - выезд с Театральной площади на Охотный ряд.
Очень узнаваемый пейзаж.
Народу повсюду много - и никто никаких правил не соблюдает.
Зато всем весело.
Сбивали ли машины людей в такой безалаберной обстановке?
Сбивали, ещё как.
Но у героини Пименова всё в порядке.
Когда эта картина появилась на выставках, она произвела фурор.
Эффектный московский пейзаж и образ золотоволосой женщины за рулём были неотразимы.
А эти гвоздички, пришпиленные к ветровому стеклу!
Как тогда водится, нашлись и суровые критики, которые принялись бичевать картину за буржуазный шик и легкомыслие.
Граждане, болтающиеся по проезжей части, их не смущали.
Смущала нарядная красотка за рулём.
Уж лучше бы она ехала по полю на тракторе.
Были ли в те времена женщины-водители?
Очень немного.
Первой же советской автомобилисткой стала небезызвестная Лиля Брик.
Таких светских дам, самостоятельно водивших свою машину, тогда – в 1929 году – в Москве было всего две. Лиля и жена французского посла.
А для картины «Новая Москва» позировала жена-красавица художника Пименова.
Она не имела к шофёрским навыкам никакого отношения.
Но самое забавное, что некоторые искусствоведы всерьёз считали (и считают) именно Лилю Брик прообразом красавицы за рулём с картины «Новая Москва».
Это вряд ли.
А вот то, что девушка с картины Пименова произвела сильное впечатление на режиссёра Александрова – факт. В его культовой картине «Светлый путь» (1940) золотоволосая Любовь Орлова разъезжает по новой Москве за рулём точно такой же машины.
Под «Марш энтузиастов» разъезжает, распевая «Мечта прекрасная, ещё неясная» (нашла в интернете только такую вот несовершенную иллюстрацию):
Фильм закончен почти одновременно с созданием единого свода Правил дорожного движения, обязательных для всех водителей СССР. Наконец-то в этом вопросе стали наводить порядок.
А тут война.
Не помню такого, чтобы у картины был сиквел - всё же это не кино.
Но с популярнейшей "Новой Москвой" это случилось.
Героиня Пименова отправилась на фронт:
Юрий Пименов, "Фронтовая дорога", 1944 год.
Ранняя весна. Распутица, развалины города, подбитые танки - и золотоволосая женщина-шофёр в полушубке и шапке-ушанке.
Но правил движения никто не нарушает.
cambria_1919