Термином физическое тело обозначаются два низших принципа человека, именуемые в нашей старой терминологии Стхула Шарира и Линга Шарира. Оба они действуют на физическом плане, состоят из физической материи, формируются на время одной физической жизни, оставляются человеком в момент смерти и распадаются оба на элементы физического плана, в то время как человек переходит далее на астральный план.
Ещё одна причина классифицирования этих двух принципов как физического тела или физического носителя заключается в том, что во всё время пребывания в физическом мире, или плане, как мы привыкли говорить, мы используем либо одну, либо другую, либо обе эти физические оболочки вместе; по своему строению они принадлежат к физическому плану и не в состоянии выйти за его пределы; действующее в них сознание также сковано физическими ограничениями и подчинено обычным законам пространства и времени. Хотя эти оболочки и могут частично отделяться друг от друга, в течение земной жизни они практически никогда не разделяются; более того, их разделение нежелательно и является признаком болезни, разбалансированного состояния.
Согласно своему составу они классифицируются как плотное тело и эфирный двойник; последний является точной копией видимого тела — частица к частице — и служит в качестве проводника для всех электрических и жизненных потоков, от которых зависит жизнедеятельность тела....
..."эфирный" — потому что состоит он из эфира, а "двойник" — потому что являет собой точный дубликат плотного тела, его тень, если можно так выразиться.
Физическая материя может пребывать в семи отличных друг от друга состояниях, и в каждом из них она имеет огромное множество различных вариаций, хотя всем им и свойственны некоторые объединяющие их признаки. Вот эти состояния: твердое, жидкое, газообразное и эфирное, причем последнее, в свою очередь, делится на четыре различных состояния, столь же отличных друг от друга, как, например, жидкости отличаются от твердых и газообразных веществ.
Таковы эти семь состояний физической материи, любая часть которой способна переходить в любое из этих состояний, хотя при нормальной температуре и нормальном давлении (как мы их сами условно определили) каждое вещество пребывает в том или ином определённом и относительно устойчивом состоянии. Так, например, золото обычно твердое, вода — жидкая, а тот же хлор, как правило, газообразный.
Физическое же тело человека состоит из материи во всех семи её состояниях: в состав плотного тела входят твердые вещества, жидкости и газы; эфирный двойник состоит из всех четырех разновидностей эфира, обозначаемых соответственно как эфир I, эфир II, эфир III и эфир IV.
Излагая людям высшие теософские истины, мы часто слышим в ответ жалобы на то, что они выглядят слишком туманно, а также — вопросы: "С чего следует начать? Если мы хотим изучать их для себя самих и желаем доказать себе истинность этих утверждений, то что нам для этого следует сделать прежде всего? Какими должны быть наши первые шаги? Что представляет собой азбука того языка, на котором столь непринужденно общаются философы? Что следует делать нам, обычным мужчинам и женщинам, чтобы понять эти учения и самим убедиться в их правильности, а не принимать просто на веру слова тех, кто говорит: "Мы знаем"?"
Ниже на страницах этой книги я постараюсь ответить на все вопросы, чтобы те, кто действительно серьёзно настроен, смогли бы узнать, какие практические шаги им следует предпринять прежде всего. Всегда считалось и считается, что эти шаги должны охватывать и интеллектуальный, и моральный, и духовный аспекты жизни. Если человек будет совершенствовать только своё физическое тело, то что бы он ни делал, он никогда не станет ни пророком, ни святым; но поскольку это тело является орудием, которое мы используем, необходимо тренировать определённым образом и его тоже, чтобы иметь возможность следовать по Пути.
Занимаясь исключительно своим физическим телом, мы никогда не достигнем тех высот, к которым стремимся; но если мы не будем обращать на него совершенно никакого внимания, то они также навсегда останутся для нас недостижимыми. Тела, в которых пребывает человек, являются его орудиями, и первое, что мы должны осознать, это то, что тело существует для нас, но не мы для тела; тело — это орудие, которое должно нам служить, но мы не принадлежим ему и не должны становиться его слугами.
Тело — это инструмент, который можно совершенствовать, исправлять, закалять и формировать таким образом, чтобы приспособить его как можно лучше к служению человеку на физическом уровне в качестве средства достижения его высших целей. Всё, что способствует этому, следует поощрять и развивать; всего, что препятствует этому, следует избегать. И не имеет значения, каковы желания самого тела и какие привычки оно успело приобрести в прошлом; это наше тело, оно должно нам служить, должно исполнять наши желания; но в тот момент, когда оно приобретает власть над нами и требует, чтобы не оно служило человеку, но совсем наоборот, в этот момент вся цель нашей жизни переворачивается с ног на голову, и какой-либо прогресс становится совершенно невозможным. Именно с осознания этого и должен начинать каждый действительно заинтересованный человек.
Сама природа физического тела предрасположена к тому, чтобы оно было всего лишь слугой, орудием. Оно обладает определенными качествами, способствующими тому, чтобы его тренировать и формировать без особых усилий.
И одним из этих качеств является приобретение привычек: если приучить тело к определенному роду деятельности, то в дальнейшем оно будет уже с готовностью и без всякого сопротивления продолжать заниматься этой деятельностью и будет столь же счастливо, как и раньше, даже если прежде оно занималось чем-то совершенно противоположным. Если позволить телу усвоить какие-либо дурные привычки, то при попытке отказаться от них мы столкнёмся с его весьма активным сопротивлением; но если всё же вынудить тело отказаться от этих привычек, поборов его сопротивление, если всё же заставить его делать то, что хочет человек, то вскоре оно вполне примирится с навязанным ему новым образом жизни и будет следовать ему с таким же удовольствием, с каким оно следовало прежним привычкам, от которых человек счёл целесообразным отказаться.
Рассмотрим сперва наше плотное тело, которое мы можем с достаточной степенью точности назвать видимой частью физического тела, хотя его газообразная часть всё же не видна невооруженному физическому глазу. Это внешняя оболочка человека, его низшее проявление, его самое ограниченное и несовершенное выражение самого себя.