Вот еще один памятник - Петербургскому водовозу.
Он расположен у центрального входа в водонапорную башню на Шпалерной улице. Выполненный из бронзы, он представляет собой живописную композицию, состоящую из двух фигур, объединенных в единое целое небольшой площадью булыжной мостовой.
По неровной дороге с усилием идет немолодой, но крепкий еще человек, впряженный в повозку. На ней – большая деревянная бочка, наполненная водой. Рядом лежит черпак с длинной ручкой. Немного впереди, оглядываясь на человека, бежит небольшая дворняжка. Все фигуры выполнены в натуральную величину, пьедестал лишь немного возвышается над дорожным полотном.
В Санкт-Петербурге до середины XIX века не было централизованного водопровода. По всему городу воду развозили на двухколесных тележках люди, именовавшиеся водовозами.
Работа была не из легких: из рек набирали воду в деревянные бочки и катили, впрягаясь в эти повозки, по улицам и дворам. С усилием, толкая вперед перекладину тележки, водовозы за день развозили не одну бочку. Тяжело продвигалась тележка, стучали колеса по мостовым, лаяла собака, созывая народ. С нетерпением ожидали эту процессию в каждом дворе.
Самой чистой считалась вода из Невы — она годилась на питье, из остальных водоемов вода шла на другие хозяйственные нужды.
Чтобы сразу было понятно, откуда вода, бочки были окрашены: из Невы воду возили в бочках белого цвета, в желтых бочках — из Фонтанки и Мойки, для воды из каналов были зеленые бочки. От этого зависела и цена.
Первая линия водопровода протяженностью в 115 км открылась лишь в 1863 г. Напротив Таврического дворца была возведена водонапорная башня, снабжавшая водой центральную часть города.
Памятник создан скульптором С. Дмитриевым и архитектором В. Васильевым, открыт 19 мая 2003 году. Композиция имеет высоту 170 см, длину 350 см и изображает труд петербургских водовозов начала XIX века.
Авторами было изучено немало архивных исторических материалов. Каждый элемент проработан и соответствует эпохе, особенностям этого нелегкого труда.